Иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание

При написании данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
рассмотреть основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России, состояние иностранной инвестиционной деятельности в России, а также основные виды инвестиций;
рассмотреть, какие страны-инвесторы являются более активными в отношении России, какова доля каждой из стран в общем объеме инвестиций;
изучить региональное размещение иностранных инвестиций в РФ, какие регионы лидируют по количеству вложенных в них иностранных инвестиций;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ.
Все вышеперечисленные задачи в работе изучены и освещены.

Содержание

Введение
1. Иностранные инвестиции и их роль национальной экономике
1.1 Сущность иностранных инвестиций
1.2 Классификация иностранных инвестиций
1.3 Целесообразность привлечения иностранных инвестиций
2. Анализ иностранных инвестиций в экономике России
2.1 Состояние инвестиционного климата в современной России
2.2 Объем, динамика и структура иностранных инвестиций в экономике России
3. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России
3.1 Проблемы привлечения иностранных инвестиций
3.2 Пути повышения инвестиционной привлекательности России
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

вся курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Соединенного Королевства (Великобритании) - в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в производстве кокса и нефтепродуктов; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в транспорте и связи; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; в производстве транспортных средств и оборудования; в финансовой деятельности; в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; в добыче полезных ископаемых (91,7%);

Ирландии - в транспорте и связи; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; добыче полезных ископаемых (92,7%);

Франции - в производстве кокса и нефтепродуктов, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; производстве транспортных средств и оборудования; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в финансовой деятельности; транспорте и связи (87,1%);

Японии - в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (91,1%);

Виргинских (Британских) островов - в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в производстве кокса и нефтепродуктов; в строительстве; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в финансовой деятельности (83,8%).

В 2010г. в экономику  России поступили инвестиции из 127 стран мира.

Значительное увеличение поступления иностранного капитала в 2010г. по сравнению с 2009г. наблюдалось из Соединенного Королевства (Великобритании) (в 6,3 раза), Ирландии (в 3,4 раза), Франции (на 48,7%), Германии (на 41,7%); наибольшее снижение - из Японии (на 63,3%), Люксембурга (на 54,2%), США (на 24,2%), Китая (на 21,8%).

Государства-участники  СНГ вложили в 2010г. в экономику России 4,7 млрд. долларов США инвестиций (4,1% иностранных инвестиций в российскую экономику), что на 49,0% больше по сравнению с 2009 годом.

В общем объеме инвестиций из государств-участников СНГ наибольшая доля приходилась на добычу полезных ископаемых - 32,6% (1,5 млрд.долларов США); производство кокса и нефтепродуктов - 30,0% (1,4 млрд.долларов США), что составило соответственно 11,1% и 10,7% от общего объема поступивших инвестиций из-за рубежа в 2010г. в эти виды экономической деятельности.

Наибольшая доля поступления  иностранных инвестиций из государств-участников СНГ в 2010г. приходилась на Беларусь - 41,1%, Казахстан - 31,7%, Украину - 12,3%. При  этом, в 2010г. по сравнению с 2009г. поступление  инвестиций из этих стран возросло соответственно на 25,7%, на 94,6%, на 92,2%.

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом на конец 2010г. возрос по сравнению с концом 2009г. на 26,0% (на конец 2009г. по сравнению с концом 2008г. - на 21,1%).

Страны-крупнейшие получатели российских инвестиций в 2010г. - Швейцария, Австрия, Нидерланды, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Германия, Беларусь, Виргинские (Британские) острова, Украина, Казахстан. В общем объеме инвестиций, направленных из России за рубеж, на долю этих стран приходилось 92,4% (88,9 млрд.долларов США), на долю прямых - 93,4% от общего объема направленных прямых инвестиций (9,6 млрд.долларов США).

Инвестиции из России за рубеж в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличились на 16,1% (в 2009г. по сравнению с 2008г. - снижение на 27,5%), в основном, за счет роста прочих инвестиций на 35,2%.

Структура инвестиций, направленных за рубеж в 2010г., изменилась. При снижении доли прямых инвестиций в общем объеме инвестиций с 21,1% в 2009г. до 10,7% в 2010г., доли портфельных инвестиций - с 2,9% до 0,8%, доля прочих инвестиций повысилась с 76,0% до 88,5%.

Инвестиционный доход от вложений иностранных инвесторов в экономику России (дивиденды, доходы от акций, других ценных бумаг организации, от доли в уставном капитале, от предоставленных кредитов и др.) вырос в 2010г. по сравнению с 2009г. на 21,7% и составил 6,5 млрд.долларов США, в том числе от прямых инвестиций соответственно - на 11,7% и 2,6 млрд.долларов США. В структуре инвестиционного дохода иностранных инвесторов за период с 2009г. по 2010г. произошли изменения. Так, доля дохода от прямых инвестиций снизилась за этот период с 43,0% до 39,5%, от прочих инвестиций - с 45,6% до 42,8%, при росте доли доходов от портфельных инвестиций - с 11,4% до 17,7%.

Основной объем дохода был получен иностранными инвесторами в организациях, осуществляющих деятельность в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (19,6% общего объема инвестиционного дохода), производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (11,7%) и в производстве кокса и нефтепродуктов (13,4%). Основные страны-получатели дохода от инвестиций, вложенных в экономику России: Кипр - 24,7% общего объема инвестиционного дохода (1,6 млрд.долларов США), Нидерланды - 15,9% (1 млрд.долларов США), Германия - 10,9% (710 млн.долларов США), США - 9,9% (647 млн.долларов США).

 

 

3. Иностранные  инвестиции как важный фактор  развития экономики России

3.1 Проблемы  привлечения иностранных инвестиций  в экономику России

 

Существует ряд проблем, препятствующих поступлению иностранных инвестиций в Россию. К ним можно отнести низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение, коррупцию, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.

При вхождении в экономику  той или иной страны иностранные  инвесторы смотрят на уровень  налогообложения, качество законодательства, правоприменительную практику, прибыльность инвестиционного проекта, мобильность  трудовых кадров, а также стабильность макроэкономических показателей (валютный курс, инфляция) В нашей стране много негативных моментов в этих сферах, многие очевидные меры не реализованы. В качестве примера можно привести отсутствие применения в России сложившегося в мировой практике принципа, предусматривающего защиту иностранного инвестора от негативного изменения законодательства принимающей стороны. В результате предприятия, которые уже работают в России, вынуждены закладывать как минимум 6-7% накрутки в цену продукции, чтобы компенсировать потери за счет негативных изменений в социальной и тарифной политике РФ. В результате повышается общий уровень цен в нашей стране и, соответственно, ставки по кредитам. [11, c. 21-22]

Что касается проблемы с  коррупцией, то рейтинг Transparency International по уровню распространения коррупции, в котором РФ заняла 146-е место из 180-ти, по его мнению, является показательным. По данным исследования, за последний год 48% опрошенных в России компаний столкнулись с фактами взяточничества или коррупции, что вдвое превосходит средний мировой показатель. [6, c. 88] Однако коррупция не является национальной спецификой России. Согласно тому же исследованию, в Европе в той или иной степени коррумпированы все страны без исключения. Причём и в мировом масштабе пока ещё не выявлено ни одной страны, где бы фактов коррупции не было.

Поэтому не случайно, что  на саммите G20 в Сеуле была достигнута договоренность об установлении глобального  антикоррупционного режима, чтобы бороться с международным взяточничеством и не давать коррупционерам свободно перемещаться по миру. Если такие меры будут приняты, то они помогут также и России изжить это явление, тормозящее её развитие.

Еще одной не менее  важной проблемой общенационального  масштаба является криминализация общества и экономики. Это проявляется, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента [21, c. 56].

Крайне острой проблемой  стало регулирование таможенного  режима в России. В настоящее время  ряд иностранных компаний, реализующих  импортозамещающие проекты, столкнулись  с ситуацией, в которой действующие  ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие  и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Наконец, риски вложения иностранных инвестиций в Россию по-прежнему высоки, поэтому для  их компенсации необходимо предложение  более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что существенного притока портфельного капитала в экономику России в ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня активно работает федеральная и региональная власть.

Ко всему можно добавить, что сами российские предприниматели, находясь в родной стихии, безусловно, умеют вести дела в своей стране, умеют ладить с местными и центральными властями, знают как найти к ним подходы и общий язык. Иностранные же инвесторы, впервые оказавшись в незнакомой для них среде, далеко не всегда в ней хорошо ориентируются и вынуждены преодолевать массу неожиданных и непривычных препятствий. Генеральный директор банка Raiffeines И. Йонш высказывает такое суждение: "Проблем в деле сотрудничества с Россией много, но самая главная, с которой приходится постоянно сталкиваться, это непредсказуемость часто меняющихся решений, инструкций, директив, постановлений, которые далеко не всегда соответствуют букве существующих законов". В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась в результате того, что происходило в последнее время, ещё на две ступеньки вниз и занимает 120-е место из 183 стран, то есть место в последней трети списка [22, c. 100-101].

 

3.1 Пути повышения  инвестиционной привлекательности  России

иностанный инвестиция привлекательность капиталовложение

Для привлечения  иностранных инвестиций в экономику  России необходимо систематизировать  не только законодательную базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных инвесторов. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере. Целесообразно также обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение  задач привлечения иностранных  инвестиций: радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков [18, c. 121].

Безусловным приоритетом  государственной инвестиционной политики должно быть:

- усиление роли  государства как гаранта осуществления  предсказуемого благоприятного  нормативно-правового режима хозяйственной деятельности для зарубежных инвесторов; публичность проводимой государственной инвестиционной политики;

- создание равных  конкурентных условий хозяйственной  деятельности всем инвесторам  независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;

- осуществление  действенных законодательных и  практических механизмов защиты  интересов и прав инвесторов  при реализации инвестиционных  проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов; обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций;

- либерализация  внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.

Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста [17, c. 156-157].

Таким образом, России обладает богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.

Информация о работе Иностранные инвестиции