Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
При написании данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
рассмотреть основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России, состояние иностранной инвестиционной деятельности в России, а также основные виды инвестиций;
рассмотреть, какие страны-инвесторы являются более активными в отношении России, какова доля каждой из стран в общем объеме инвестиций;
изучить региональное размещение иностранных инвестиций в РФ, какие регионы лидируют по количеству вложенных в них иностранных инвестиций;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ.
Все вышеперечисленные задачи в работе изучены и освещены.
Введение
1. Иностранные инвестиции и их роль национальной экономике
1.1 Сущность иностранных инвестиций
1.2 Классификация иностранных инвестиций
1.3 Целесообразность привлечения иностранных инвестиций
2. Анализ иностранных инвестиций в экономике России
2.1 Состояние инвестиционного климата в современной России
2.2 Объем, динамика и структура иностранных инвестиций в экономике России
3. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России
3.1 Проблемы привлечения иностранных инвестиций
3.2 Пути повышения инвестиционной привлекательности России
Заключение
Список используемой литературы
Соединенного Королевства (Великобритании) - в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в производстве кокса и нефтепродуктов; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в транспорте и связи; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; в производстве транспортных средств и оборудования; в финансовой деятельности; в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; в добыче полезных ископаемых (91,7%);
Ирландии - в транспорте и связи; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; добыче полезных ископаемых (92,7%);
Франции - в производстве кокса и нефтепродуктов, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; производстве транспортных средств и оборудования; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в финансовой деятельности; транспорте и связи (87,1%);
Японии - в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (91,1%);
Виргинских (Британских) островов - в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в производстве кокса и нефтепродуктов; в строительстве; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в финансовой деятельности (83,8%).
В 2010г. в экономику России поступили инвестиции из 127 стран мира.
Значительное увеличение поступления иностранного капитала в 2010г. по сравнению с 2009г. наблюдалось из Соединенного Королевства (Великобритании) (в 6,3 раза), Ирландии (в 3,4 раза), Франции (на 48,7%), Германии (на 41,7%); наибольшее снижение - из Японии (на 63,3%), Люксембурга (на 54,2%), США (на 24,2%), Китая (на 21,8%).
Государства-участники СНГ вложили в 2010г. в экономику России 4,7 млрд. долларов США инвестиций (4,1% иностранных инвестиций в российскую экономику), что на 49,0% больше по сравнению с 2009 годом.
В общем объеме инвестиций из государств-участников СНГ наибольшая доля приходилась на добычу полезных ископаемых - 32,6% (1,5 млрд.долларов США); производство кокса и нефтепродуктов - 30,0% (1,4 млрд.долларов США), что составило соответственно 11,1% и 10,7% от общего объема поступивших инвестиций из-за рубежа в 2010г. в эти виды экономической деятельности.
Наибольшая доля поступления иностранных инвестиций из государств-участников СНГ в 2010г. приходилась на Беларусь - 41,1%, Казахстан - 31,7%, Украину - 12,3%. При этом, в 2010г. по сравнению с 2009г. поступление инвестиций из этих стран возросло соответственно на 25,7%, на 94,6%, на 92,2%.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом на конец 2010г. возрос по сравнению с концом 2009г. на 26,0% (на конец 2009г. по сравнению с концом 2008г. - на 21,1%).
Страны-крупнейшие получатели российских инвестиций в 2010г. - Швейцария, Австрия, Нидерланды, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Германия, Беларусь, Виргинские (Британские) острова, Украина, Казахстан. В общем объеме инвестиций, направленных из России за рубеж, на долю этих стран приходилось 92,4% (88,9 млрд.долларов США), на долю прямых - 93,4% от общего объема направленных прямых инвестиций (9,6 млрд.долларов США).
Инвестиции из России за рубеж в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличились на 16,1% (в 2009г. по сравнению с 2008г. - снижение на 27,5%), в основном, за счет роста прочих инвестиций на 35,2%.
Структура инвестиций, направленных за рубеж в 2010г., изменилась. При снижении доли прямых инвестиций в общем объеме инвестиций с 21,1% в 2009г. до 10,7% в 2010г., доли портфельных инвестиций - с 2,9% до 0,8%, доля прочих инвестиций повысилась с 76,0% до 88,5%.
Инвестиционный доход от вложений иностранных инвесторов в экономику России (дивиденды, доходы от акций, других ценных бумаг организации, от доли в уставном капитале, от предоставленных кредитов и др.) вырос в 2010г. по сравнению с 2009г. на 21,7% и составил 6,5 млрд.долларов США, в том числе от прямых инвестиций соответственно - на 11,7% и 2,6 млрд.долларов США. В структуре инвестиционного дохода иностранных инвесторов за период с 2009г. по 2010г. произошли изменения. Так, доля дохода от прямых инвестиций снизилась за этот период с 43,0% до 39,5%, от прочих инвестиций - с 45,6% до 42,8%, при росте доли доходов от портфельных инвестиций - с 11,4% до 17,7%.
Основной объем дохода был получен иностранными инвесторами в организациях, осуществляющих деятельность в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (19,6% общего объема инвестиционного дохода), производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (11,7%) и в производстве кокса и нефтепродуктов (13,4%). Основные страны-получатели дохода от инвестиций, вложенных в экономику России: Кипр - 24,7% общего объема инвестиционного дохода (1,6 млрд.долларов США), Нидерланды - 15,9% (1 млрд.долларов США), Германия - 10,9% (710 млн.долларов США), США - 9,9% (647 млн.долларов США).
3. Иностранные инвестиции как важный фактор развития экономики России
3.1 Проблемы
привлечения иностранных
Существует ряд проблем, препятствующих поступлению иностранных инвестиций в Россию. К ним можно отнести низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение, коррупцию, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.
При вхождении в экономику той или иной страны иностранные инвесторы смотрят на уровень налогообложения, качество законодательства, правоприменительную практику, прибыльность инвестиционного проекта, мобильность трудовых кадров, а также стабильность макроэкономических показателей (валютный курс, инфляция) В нашей стране много негативных моментов в этих сферах, многие очевидные меры не реализованы. В качестве примера можно привести отсутствие применения в России сложившегося в мировой практике принципа, предусматривающего защиту иностранного инвестора от негативного изменения законодательства принимающей стороны. В результате предприятия, которые уже работают в России, вынуждены закладывать как минимум 6-7% накрутки в цену продукции, чтобы компенсировать потери за счет негативных изменений в социальной и тарифной политике РФ. В результате повышается общий уровень цен в нашей стране и, соответственно, ставки по кредитам. [11, c. 21-22]
Что касается проблемы с коррупцией, то рейтинг Transparency International по уровню распространения коррупции, в котором РФ заняла 146-е место из 180-ти, по его мнению, является показательным. По данным исследования, за последний год 48% опрошенных в России компаний столкнулись с фактами взяточничества или коррупции, что вдвое превосходит средний мировой показатель. [6, c. 88] Однако коррупция не является национальной спецификой России. Согласно тому же исследованию, в Европе в той или иной степени коррумпированы все страны без исключения. Причём и в мировом масштабе пока ещё не выявлено ни одной страны, где бы фактов коррупции не было.
Поэтому не случайно, что на саммите G20 в Сеуле была достигнута договоренность об установлении глобального антикоррупционного режима, чтобы бороться с международным взяточничеством и не давать коррупционерам свободно перемещаться по миру. Если такие меры будут приняты, то они помогут также и России изжить это явление, тормозящее её развитие.
Еще одной не менее важной проблемой общенационального масштаба является криминализация общества и экономики. Это проявляется, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента [21, c. 56].
Крайне острой проблемой
стало регулирование
Наконец, риски вложения иностранных инвестиций в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что существенного притока портфельного капитала в экономику России в ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня активно работает федеральная и региональная власть.
Ко всему можно добавить, что сами российские предприниматели, находясь в родной стихии, безусловно, умеют вести дела в своей стране, умеют ладить с местными и центральными властями, знают как найти к ним подходы и общий язык. Иностранные же инвесторы, впервые оказавшись в незнакомой для них среде, далеко не всегда в ней хорошо ориентируются и вынуждены преодолевать массу неожиданных и непривычных препятствий. Генеральный директор банка Raiffeines И. Йонш высказывает такое суждение: "Проблем в деле сотрудничества с Россией много, но самая главная, с которой приходится постоянно сталкиваться, это непредсказуемость часто меняющихся решений, инструкций, директив, постановлений, которые далеко не всегда соответствуют букве существующих законов". В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась в результате того, что происходило в последнее время, ещё на две ступеньки вниз и занимает 120-е место из 183 стран, то есть место в последней трети списка [22, c. 100-101].
3.1 Пути повышения
инвестиционной
иностанный инвестиция привлекательность капиталовложение
Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимо систематизировать не только законодательную базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных инвесторов. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере. Целесообразно также обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.
Для стабилизации
экономики и улучшения
Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики должно быть:
- усиление роли
государства как гаранта
- создание равных
конкурентных условий
- осуществление
действенных законодательных и
практических механизмов
- либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.
Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста [17, c. 156-157].
Таким образом, России обладает богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.