Институты многостороннего сотрудничества в АТР: задачи и результаты деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:31, доклад

Описание

В соответствии с Бангкокской декларацией, подписанной в 1967 году, задачами организации являются:
– ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);
– укрепление мира и региональной стабильности;
– расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;

Работа состоит из  1 файл

Кузнецова.docx

— 26.96 Кб (Скачать документ)
Институты многостороннего  сотрудничества в  АТР: задачи и результаты деятельности
Институт  многостороннего сотрудничества: Задачи института: Результаты деятельности института:
АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)

Страны  участники:

Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам, Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор.

В соответствии с  Бангкокской декларацией, подписанной  в 1967 году, задачами организации являются: 
– ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);  
– укрепление мира и региональной стабильности;  
– расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;  
– развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;  
– расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;  
– установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования  наиболее значительные соглашения заключались  странами-членами именно в области  политического сотрудничества и  сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор  о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной  Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание  мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния  внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой  своеобразный кодекс международных  отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. В настоящее время набирает обороты экономическая направленность организации.  В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО). 

В политической сфере:

Главным достижение деятельности организации стал выработанный общий набор институальных норм, идейных и организационных принципов  этой МПО, получивший название «путь  АСЕАН», так как он стал основополагающим для деятельности большинства региональных МПО, включая АТЭС, АРФ, АПТ и др.

В военно-политической сфере:

военное сотрудничество в рамках АСЕАН изначально приобрело  характер двустороннего или трехстороннего взаимодействия по пресечению леворадикальных  повстанческих движений в сопредельных районах (Малайзия – Таиланд, Малайзия – Индонезия), обмену разведывательной информацией, проведению совместных учений.

В связи со спадом повстанческих движений в конце 1980-х – начале 1990-х (за исключением  Филиппин), акцент сместился на совместные действия против нелегальной миграции, пиратства, торговля наркотиками, а  в начале 2000-х – против регионального  терроризма.

Оценивая военно-политическую обстановку в ЮВА как в целом  стабильную, члены АСЕАН стремятся  к сохранению баланса сил крупнейших держав в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР). Под этим понимается сохранение военного присутствия США. Страны АСЕАН  делают упор на оснащение вооруженных  сил современными системами оружия, способными обеспечить оборону своей  территории, а также морской акватории  – зоны экономических интересов  этих стран. Выражено намерение продолжать практическое сотрудничество в сфере борьбы с международным терроризмом, как в рамках Ассоциации, так и международного сообщества.

В экономической сфере:

Экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН концентрируется  главным образом в сфере торговли и нацелено на создание асеановской  зоны свободной торговли. Решение  о зоне свободной торговли (АФТА) было принято на 4-м саммите Ассоциации в 1992 в Сингапуре.  Главным инструментом реализации договоренностей по АФТА выступало соглашение о единых действующих  льготных тарифах стран АСЕАН (СЕПТ – The Common Effective Preferential Tariff, CEPT).

АПТ (АСЕАН плюс три)

Страны  участники:

десять стран АСЕАН,

а так же Япония, Китай  и Республика Корея

Появление АПТ стало отражением геополитических

тенденций развития региона. Странам АСЕАН было важно  через развитие экономического сотрудничества «втянуть» Китай в диалог в  области безопасности, одновременно поддерживая высокий уровень финансово-экономического сотрудничества с Японией. Пекин и Токио, столкнувшись с серьёзными проблемами двусторонних отношений, препятствующими регионализации СВА, в свою очередь, рассматривали страны ЮВА как ресурс укрепления своего влияния в Восточной Азии.

 
АРФ (Асеановский региональный форум) 

Страны  участники:

АСЕАН и его партнеры

В 1994 в рамках превентивной дипломатии, по инициативе АСЕАН был  запущен механизм Асеановского регионального  форума (АРФ). Его задачей является:

- стимулирование  конструктивных диалога и консультаций  по вопросам политики и безопасности;

- создание весомого  вклада в усилия, направленные  на создание доверительных отношений  и превентивной дипломатии в  Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В ежегодных заседаниях АРФ участвуют страны АСЕАН и  их внерегиональные партнеры по диалогу, в том числе Россия, США, Китай, Япония и др. Участники АРФ ставят задачу продвигаться от осуществления мер доверия через превентивную дипломатию к созданию надежной системы безопасности в АТР. В рамках АРФ имеются две «дорожки». По первой идет диалог на официальном межправительственном уровне, по второй – между неправительственными организациями и академическими кругами.

За свою 15-летнюю историю АРФ остался консультативным  форумом, не став организацией, «решающей  проблемы», и оценки эффективности

МПО разнятся в зависимости  от ожиданий участников. Так, к позитивным результатам можно отнести тот  факт, что со времени создания организации  в Восточной Азии не произошло  ни одного серьёзного военного конфликта. С другой стороны, выработка мер  превентивной дипломатии застопорилась, а такие важнейшие вопросы, как  Тайваньская проблема или безопасность Корейского полу острова, не обсуждались.

АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)

Страны  участники:

Австралия 1989, Бруней 1989, Канада 1989, Индонезия 1989, Япония 1989,  Республика Корея 1989, Малайзия 1989, Новая Зеландия 1989, Филиппины 1989, Сингапур 1989, Таиланд 1989, США 1989,Китайский Тайбэй 1991 Гонконг, Китай  1991, Китайская Народная Республика 1991, Мексика 1993, Папуа — Новая Гвинея 1993, Чили 1994, Перу 1998, Россия 1998, Вьетнам 1998.

Организация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди  направлений работы — проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка  правил ведения бизнеса в Тихоокеанском  бассейне.

Первая встреча  министров иностранных дел, экономики  и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный  статус и равноправие всех участников; определены задачи:

- создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.

Результативность  деятельности АТЭС — одна из любимых  тем дискуссий у политологов  и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса «весовых категорий» стран в Азиатско-Тихоокеанском  регионе просто невозможно создать  устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью своей деятельности образование  вторых «Соединенных Штатов Европы». (Ну какая интеграция может быть между, скажем, США и Папуа-Новой Гвинеей?) Работа организации, как уже отмечалось, направлена на создание благоприятной  атмосферы для бизнеса как  основного фактора экономического роста в регионе. Поэтому и  действует она на основах консенсуса и на ее саммитах вырабатываются не жесткие директивы, а рекомендации.
АСЕМ  (Форум «Азия — Европа»)

Страны  участники:

международная организация, объединяющая страны Восточной Азии и Европы. В АСЕМ входит более  чем 40 стран

АСЕМ ставит своей  задачей экономическое, политическое и культурное сближение двух крупнейших регионов мира — Европы и Азии. За более чем  десятилетнюю историю АСЕМ выстроила развёрнутую сеть консультационных и диалоговых механизмов для реализации своей миссии, направленной на укрепление сотрудничества в трёх основных сферах (политической, социально-экономической и культурной). Прошедшие саммиты АСЕМ показали, что у азиатских участников нет развитого чувства региональной солидарности, характерного для их европейских коллег. Оценки экспертов по поводу достижений АСЕМ разнятся. Критики утверждают, что этот трансрегиональный проект имеет лишь символическое значение. Оптимистичные оценки основаны на том, что низкий уровень развития институциальных механизмов отражает региональные

политические реалии. При этом, не добившись чего-либо существенного, она оказала долговременный эффект консолидации идеи Восточной Азии как целостного актора.

Шестисторонние  переговоры по проблемам  безопасности Корейского полуострова

Страны  участники:

КНР, США, России, Южной Кореи и Японии.

Задачей данной организации является:

- предотвращение ядерной угрозы со стороны КНДР, путем мирных переговоров

- обеспечения мира и стабильности во всем регионе Северо-Восточной Азии.

В 2003 году начались переговоры но не принесли особых результатов. США и Япония требовали свёртывания ядерной программы КНДР под контролем МАГАТЭ или комиссии пяти держав. КНДР на такие условия не согласилась. На втором раунде (февраль 2004 года) КНДР согласилась заморозить свою ядерную программу под контролем МАГАТЭ и в обмен на поставки мазута. Однако теперь США при поддержке Японии требовали не замораживания, а полной ликвидации ядерных объектов КНДР под контролем МАГАТЭ. КНДР отвергла подобные предложения. На третьем раунде (июнь 2004 года) США выдвинули проект передачи ядерных объектов КНДР под временное международное управление комиссии пяти держав или МАГАТЭ. В дальнейшем предлагалась ликвидация северокорейских ядерных объектов под международным контролем. Но КНДР не согласилась и с этим вариантом. 23 июня 2004 года третий раунд шестисторонних переговоров был окончен. МИД КНДР выразил неудовлетворение их результатами. 10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые открыто заявил о создании в стране ядерного оружия.

Информация о работе Институты многостороннего сотрудничества в АТР: задачи и результаты деятельности