Интеллектуальная деятельность менеджера при разработке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:23, контрольная работа

Описание

Каждый человек в течение жизни принимает множество решений, однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную
роль, чем в частной жизни индивида. Решения, разрабатываемые и принимаемые в организации, влияют на жизнь многих людей и отличаются значительной сложностью. Здравого смысла и опыта руководителей недостаточно для принятия рациональных решений. Необходимо наличие специальных знаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………5
1. 1. Разработка управленческих решений как процесс мышления…………..5
1. 2. Когнитивные стили и интеллектуальные способности………………......6
1. 3. Психические состояния и разработка решений…………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВУПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……14
2. 1.Выявление управляемых факторов и определение альтернатив………..14
2. 2. Сравнение альтернатив и выбор решения………………………………..18
2. 3. Анализ альтернатив при разработке групповых решений…...…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………28
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Контролка.docx

— 78.19 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Факультет управления

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Управленческое  решение»

Тема: Интеллектуальная деятельность менеджера при разработке управленческих решений

 

 

 

 

Работу выполнил:

__________________

Работу проверил:

__________________

 

 

 

 

Челябинск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………5

  1. 1.  Разработка управленческих решений как процесс мышления…………..5
  2. 2.  Когнитивные стили и интеллектуальные способности………………......6
  3. 3.  Психические состояния и разработка решений…………………………10

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……14

  1. 1. Выявление управляемых факторов и определение альтернатив………..14
  2. 2. Сравнение альтернатив и выбор решения………………………………..18
  3. 3. Анализ альтернатив при разработке групповых решений…...…………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………28

ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Каждый человек в течение  жизни принимает множество решений, однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную

роль, чем в частной  жизни индивида. Решения, разрабатываемые  и принимаемые в организации, влияют на жизнь многих людей и  отличаются значительной сложностью. Здравого смысла и опыта руководителей  недостаточно для принятия рациональных решений. Необходимо наличие специальных  знаний.

Эффективность деятельности менеджеров, государственных и муниципальных  служащих зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения  каждым специалистом этих профилей теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует  многочисленными погрешностями  на всех уровнях управления. Причиной такого положения является многообразие жизненных ситуаций. Определяющее место  в составе причин неэффективных  решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации  выполнения.

Разработка эффективных  решений – основополагающая предпосылка  обеспечения конкурентоспособности  любого предприятия на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально  – психологических отношений  на предприятии, создания положительного имиджа и др.

Если при разработке управленческого  решения менеджер и его команда  не спрогнозировали достаточно точно  стратегию фирмы, нормативы конкурентоспособности  будущего товара, изменения компонентов  внешней и внутренней среды фирмы, то завтра она окажется под угрозой  банкротства. Поэтому экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем огромные потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих стадиях жизненного цикла объекта. В подтверждение этого положения приведем соотношение из американской практики менеджмента 1:10:100:1000, где 1- экономия, полученная на стадии маркетинга и научно-исследовательских работ за счет игнорирования современных методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческих решений; 10 - потери на стадии проектно-конструкторских и технологических работ; 100 – потери на стадии производства объекта; 1000 – потери в сфере потребления данных объектов. Качество и эффективность управленческих решений являются основным фактором рационального использования ресурсов и повышения качества товаров.

Управленческое решение  в повседневной практике является продуктом  управленческого труда, мыслительной деятельности человека.

В повседневной практической деятельности по управлению объектами  приходится принимать множество  как относительно простых, так и  сложных решений. Способность "выдавать" идеи, творчески мыслить, концентрировать  внимание на проблемах, быть уверенным  в себе, согласовывать решение  с коллегами, вышестоящим руководством и добиваться их успешного претворения  в жизнь - это качества, которые  способствуют преуспеванию менеджера. Такой менеджер отличается определенными  внутренними и внешними признаками.  

 

 

     

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

 

 

  1. 1.  Разработка управленческих решений  как процесс мышления.

 

 

 

Каждое решение принимается в  процессе мышления.

С позиций  менеджмента процесс мышления включает следующие этапы:

  1. идея.   
    В начале решения какой- либо проблемы лежит идея, отвечающая на вопрос – что делать? И представляет собой либо что-то совершенно новое, либо новое знание, но основанное на имеющейся базе (второе бывает чаще);
  2. мысль.   
    Далее идея трансформируется в мысль, которая отвечает на вопрос – как делать? И представляет собой, является направлением реализации идеи;
  3. убеждение.   
    Под влиянием внешней среды и внутренних факторов человека, мысль превращается в убеждение, подтверждающее правильность хода решения проблемы;
  4. действие.   
    Убеждение под влиянием концепции внимания и чувств руководителя реализуется в конкретных его действиях;
  5. успех.   
    При согласии с внешней средой, которое возможно при принятии качественного управленческого решения (УР), действие ведет к успеху;
  6. мастерство (искусство).

Повторение успехов при  решении проблем формирует мастерство (искусство) принятия решения, то есть высокую степень умения принимать  качественные решения.

Особенности мышления руководителя:

а) по степени практического  применения выработка УР относится  к практической сфере мышления, которая  по ряду характеристик сложнее теоретической (например, это проявляется в способности  преобразовывать сложную информацию в простые и доступные для каждого планы и решения;

б) по типу осмысления информации практическое решение имеет политический, экономический, технический, человековедческий  и другие аспекты;

в) по отличительным свойствам  управленческое мышление отличается особыми  глубиной, широтой, гибкостью и быстротой  мысли. Глубина мышления – умение видеть наиболее скрытые причинно-следственные связи. Широта мышления – умение воспринимать окружающую действительность во всем ее многообразии. Гибкость мышления –  умение, исходя из сложившейся ситуации, отступать от стереотипных, хоть и  оправдавших себя решений, в пользу оригинальных. Быстрота мышления –  «скорость мысли» от анализа проблемы к формулировке ее решения.  

 

  1. 2. Когнитивные стили и интеллектуальные способности.

 

 

 

Особое место среди  свойств личности занимают когнитивные стили, которые понимаются как индивидуальные различия интеллектуальной деятельности людей. В отличие от обычных интеллектуальных способностей, которые определяют скорость и точность решения мыслительных задач, когнитивные стили влияют на то, каким способом человек решает эти задачи. Другими словами, интеллектуальные способности «отвечают» за эффективность процессов переработки информации, а когнитивные стили – за управление этими процессами, т.е. выбор тех или иных способов переработки информации при решении задач. Когнитивные стили, также как и способности, заданы генетически, но в отличие от них с течением времени они не развиваются, а лишь усиливаются и усугубляются.

В связи с этим можно дать еще  одно определение: когнитивный стиль  – это способ внутренней организации познавательной деятельности. Несмотря на существенные различия, это понятие не противопоставляется интеллектуальным способностям. Более того, исследования показывают, что когнитивные стили выступают в роли интеллектуальных способностей особого рода, которые понимаются не как готовность быстро и правильно находить решение задачи, а как механизм, позволяющий руководителям контролировать процессы переработки информации и организовывать свою деятельность. Когнитивные стили определяются по различным параметрам как некоторый диапазон между двумя крайними «полюсами». Рассмотрим некоторые из них, которые оказывают наиболее сильное влияние на процессы принятия управленческих решений [6, с. 351].

Полезависимость - поленезависимость. Эти понятия характеризуют индивидуальные особенности восприятия. В данном случае поле – это некоторая реальная ситуация, в которой находится руководитель. В связи с этим всех руководителей условно можно разделить на полезависимых и поленезависимых. Полезависимые в большей степени зависят от контекста (т.е. текущей ситуации); в процессе принятия решений ориентируются не на собственные знания и опыт, а на внешние признаки ситуации, даже если они противоречат их опыту (например, мнение других людей); игнорируют менее заметные, скрытые черты анализируемых объектов; воспринимают ситуацию как целое, не разделяя ее на составляющие части. Поленезависимые обладают прямо противоположными характеристиками, т.е. они слабо зависят от контекста; при принятии решений в большей степени ориентируются на собственные знания и опыт; выделяют в ситуации наиболее существенные и часто менее заметные черты; используют более рациональные стратегии запоминания информации; обладают высокой избирательностью внимания.

Рефлективность - импульсивность. Этот параметр классификации был выделен именно при анализе способов принятия решений человеком. Он показывает индивидуальные особенности принятия решений в условиях неопределенности. Когнитивные стили по этому признаку различаются между собой по скорости и точности принятия решений. В связи с этим всех руководителей можно разделить на два типа – импульсивные и рефлективные. Импульсивные легко выдвигают гипотезы и быстро принимают решения без их достаточного обоснования; характеризуются более высокой тревожностью в связи с собственной некомпетентностью; имеют более высокую склонность к риску. Рефлективные тщательно обдумывают варианты решений, медленно выдвигают новые гипотезы, принимают более осторожные решения, имеют более высокий уровень притязаний, сильно беспокоятся о своем интеллектуальном превосходстве и, как следствие, испытывают тревожность в отношении своих интеллектуальных результатов.

Аналитичность – синтетичность. Этот параметр характеризует стиль мышления индивида. В соответствии с ним всех руководителей можно разделить на аналитиков и синтетиков. Аналитики более детально анализируют ситуацию; при классификации объектов разделяют их на большое количество групп; дают более точные оценки; при принятии решений используют более строгие критерии, т.е. предъявляют более жесткие и конкретные требования к альтернативам. Синтетики менее детально воспринимают и анализируют любую ситуацию; при классификации объектов разделяют их на небольшое число групп, используя при этом обобщенные признаки; дают грубые и приближенные оценки; при сравнении объектов ориентируются в большей степени на их сходство и общие черты, чем на их различия и специфику; имеют более высокую продуктивность мышления; выдвигают большее число вариантов решения проблемы.

Толерантность к нереальному опыту. Этот параметр характеризует способность руководителей воспринимать новую, «необычную» информацию, которая не согласуется с их знаниями и опытом. По этому признаку выделяют толерантных и нетолерантных. Толерантные быстро принимают новый опыт; более объективно оценивают свои впечатления о тех или иных объектах; более терпимы и склонны к новизне; не любят жестких правил; в процессе принятия решений слабо зависят от мнения других людей. Нетолерантные игнорируют новый опыт, сопротивляются ему, защищаются от новой информации, которая противоречит их знаниям, не склонны к новизне; формулируют свои впечатления в терминах «обычного», «ожидаемого»; интерпретируют новые данные и факты в русле своего прошлого опыта; придерживаются жесткой системы понятий и правил поведения; в процессе принятия решений ориентируются на социально признанные нормы и критерии; сильно зависят от мнения других людей.

Информация о работе Интеллектуальная деятельность менеджера при разработке управленческих решений