Инвестиционная деятельность в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.1 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ
1.1.1. Инвестиционная политика в Казахстане
1.1.2 Информационно-презентационная работа по привлечению иностранных инвестиций
1.1.3 Факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций
2.1 ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ КАЗАХСТАНА
2.1.1 Иностранные инвестиции по отраслям промышленности
2.1.2 Распределение иностранных инвестиций по областям республики и формам собственности
3.1 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КАЗАХСТАНА
3.1.1 Инвестиции на предприятиях машиностроительного комплекса.
3.1.2 Химическая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
3.1.2.1 Иностранные инвестиции в нефтегазовый комплекс.
3.1.3 Инвестиции в металлургическую промышленность
3.1.3.1 Цветная металлургия
3.1.3.2 Черная металлургия
4.1 Структура иностранных инвестиций по странам донорам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовой.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

 

 

1.1.2 Информационно-презентационная работа по привлечению иностранных инвестиций

 

 

Казахстан активно проводит информационно-презентационные работы по привлечению прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики.                            Так, в июне 1997 года в городе Алматы проведен первый Форум "Казахстанский инвестиционный саммит", в котором приняли участие руководители и представители 52 компаний из 17 стран и двух международных организаций              .                                                                                                                                                     В сентябре 1997 года в Лондоне успешно проведена международная конференция "Инвестируя в Казахстан", главной целью которой было привлечение внимания зарубежных инвесторов к новым инвестиционным возможностям в Казахстане.                                                                                                                              В рамках официального визита Президента Республики Казахстан в Соединенные Штаты Америки в вашингтонском университете Галлодет 18-19 ноября 1997 года проведена конференция "Торговые и инвестиционные возможности Казахстана и его геостратегическое значение" с участием крупнейших американских и транснациональных компаний. 27 ноября 1997 года во Франкфурте-на-Майне (Германия) прошла конференция "Казахстан - торговля и инвестиции".                                                                                                                                            4 июня 1999 года в Алматы прошел 3-й Международный форум "Алматинский инвестиционный саммит". В нем приняли участие представители 160 компаний из 22 стран.                                                                                                     В июне 1999 года в Лондоне прошла международная конференция-  саммит "Казахстан - новая столица нового тысячелетия", организованная Казахстаном совместно с компанией ITE. В ней приняло участие более 250 делегатов из Европы и Америки. В целях обеспечения прямого диалога с инвесторами, работающими в     Казахстане, а также оперативного решения проблемных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью, Указом Главы государства от 30 июня 1998 года создан Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.                                                                                                                                                                        В состав Совета входят премьер-министр и заместители премьер-министра, а также 13 руководителей ведущих европейских, азиатских и американских компаний, осуществляющих инвестиции в Казахстане, таких, как "ШевронТексако Корпорэйшн", "Бейкер энд МакКензи", "Дойче Банк Секьюритиз", "АБН АМРО Банк Казахстан", "Бритиш Газ", "Испат Кармет", "Самсунг", "Мицубиси Корпорэйшн", ЕБРР, "ТотальФинаЭльф Казахстан", "Кох Холдинг", Евразийский Банк и "Эрнст энд Янг".                                                          В рамках содействия установлению благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан путем подготовки предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательного режима и системы налогообложения в Совете организованы рабочие группы по следующим вопросам:

                        Законодательство

                        Налогообложение

                        Текущая деятельность инвесторов

                        Повышение инвестиционного имиджа страны

В качестве органов, координирующих деятельность рабочих групп, выступают Комитет по инвестициям при Министерстве иностранных дел
Республики Казахстан и Секретариат Совета иностранных инвесторов при
Президенте Республики Казахстан.
 

Основными задачами Совета являются:

1. Внесение на рассмотрение Президенту Республики Казахстан предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности, а также предложений по вопросам, связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов Республики Казахстан, имеющих международное значение.

2. Разработка рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, а также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан.

3. Выработка предложений по интеграции экономики страны в мировые экономические процессы.

На заседаниях Совета обсуждается широкий спектр вопросов, в том числе:

                        Улучшение инвестиционного имиджа Республики Казахстан;

                        Судебная система Республики Казахстан;

                        Улучшение системы налогообложения и налогового администрирования;

                        Повышение транспарентности законотворческого процесса;

                        Лицензирование ввоза иностранной рабочей силы;

                        Предотвращение конфликтов и внесудебное разрешение инвестиционных споров;

                        Координация тарифной политики с соседними странами и транспортные тарифы;

                        Упрощение процедур по въезду и выезду руководящего звена иностранных компаний;

                        Борьба с бюрократизмом и коррупцией;

                        Страхование инвестиций от политических и регулятивных рисков.

В течение 2004 года организованы и проведены заседания пяти рабочих групп Совета (по вопросам законодательства, по вопросам налогообложения, по вопросам текущей деятельности иностранных инвесторов, по вопросам повышения инвестиционного имиджа Республики Казахстан, по вопросам нефтегазового сектора). В целом принимаемые в республике меры по созданию благоприятных условий для инвесторов способствовали притоку значительного объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. В нее вкладывают сегодня свои финансовые ресурсы более 40 стран. Причем государством сделан крен на привлечение прямых инвестиций (см. таблицу).

 

1.1.3 Факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций

 

Хотя Казахстану свойственны изобилие природных ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной по отношению к иностранным инвестициям внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан:

1) бюрократия;

2) финансовый риск;

3) налоговый и финансовый режим Казахстана;

4) правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права;

5) валютный контроль.

Два из пяти факторов, не являясь чисто экономическими, оказывают существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в странах СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.                                                                                    Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора состояние. Несомненно, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.                                          Не последнюю роль в привлечении иностранных инвестиций, думается, сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности и разгосударствление. Создается рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.                                                                                                                                                                        Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.                                                                                                                              Нельзя упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата следует учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия.                                          Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан.              Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

1) национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;

2) правительственные гарантии от имени республики;

3) гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;

4) гарантии от экспроприации и др.

Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

– повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;

– усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

– повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;

– увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;

- содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;

- использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;

-достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.                                                                                                                              Самым главным фактором, препятствующим притоку портфельных инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует нормально функционирующий рынок ценных бумаг - реальная основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредственно вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана.

 

2.1 Прямые иностранные инвестиции в экономику  Республики Казахстана

 

              Выгодность привлечения прямых инвестиций очевидна. Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора. Основной формой привлечения прямых инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей степени - со 100%-ным иностранным капиталом – дочерние предприятия. Наибольшее количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией, Китаем, Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией и другими странами.                                                                                                   На 1 января 2003 г. в Казахстане действовало 5300 предприятий с участием иностранного капитала (на 1 января 2002 г. — 3995), в том числе 2004 с долевым участием иностранных инвесторов из 3296 предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам из 112 стран, с суммарным уставным капиталом в размере 197,6 млрд. тенге. Наибольшее число действующих предприятий из числа стран СНГ создано с фирмами Российской Федерации — 1042 предприятия, Кыргызстана — 99, Украины—

74 и Узбекистана- 65.
        В республике во всех секторах ее экономики действуют 740 совместных казахстанско-российских предприятий и компаний со 100%-ным российским капиталом. Казахстанский капитал также постепенно выходит на российский рынок.
            Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, как по экспорту, так и по импорту. На ее долю приходится более четверти общего объема внешней торговли республики. В прошлом году объем товарооборота с «северным соседом» составил порядка около 4 млрд. долларов. Из 89 регионов Российской Федерации 72 субъекта имеют торгово-экономические связи с Казахстаном. В свою очередь и Казахстан входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России. Удельный вес республики в объеме российской внешней торговли в последние годы составляет 3—4%.              Иностранные инвестиции в экономику Казахстана за последние три года составляют $4-4,5 миллиарда, в том числе внесено в виде акционерного капитала - 144.3 млн. долл., другого капитала- 256.4 млн. долл. и реинвестированного дохода - 42.5 млн. долл.                                                                                                                                                                        

Информация о работе Инвестиционная деятельность в РК