Исследование целей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 01:47, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрытие темы Исследование целей управления на примере ООО «Рапира».
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть основные понятия о целях организации и их роль в управлении;
- Сформулировать глобальную цель и построить дерево целей на конкретном предприятии ООО «Рапира»;
- Внести рекомендации по действиям менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………..5
1.1.Понятие о целях организации и их роль в управлении……………….........5
1.2.Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений……………………………………………………………………16
1.3.Понятие дерева целей организации………………………………………...20
1.4.Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей….23
2.Практическая часть………………………………………………………….28
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………………28
2.2. Дерева целей компании ООО «Рапира»…………………………………...30
2.3. Мое место и роль в ООО «Рапира» в достижении глобальной цели компании…………………………………………………………………………32
2.4. Действия менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей…………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………..35
- Сформулировать глобальную цель и построить дерево целей на конкретном предприятии ООО «Рапира»;
- Внести рекомендации по действиям менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

курсач исследования целей управления.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

При построении дерева целей важная роль принадлежит эвристическим  методам, экспертным оценкам, необходимость  использования которых обусловлена  большой неопределенностью в решении этих задач. Сложный характер формирования дерева целей не позволяет построить достаточно строгую математическую модель целеобразования. Однако накопленный опыт формирования и использования деревьев целей при построении систем управления организациями различного назначения позволил сформулировать следующие общие правила и средства реализации процедуры целеобразования.

  1. Ни одна цель высших уровней иерархии не достигается непосредственно, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. В то же время это не обычное сложение подцелей, так как каждая из подсистем может обладать дополнительными подцелями, не взаимосвязанными с глобальной целью системы.
  2. Средства к достижению общей (глобальной) цели являются ее подцелями.
  3. Цели нижних ярусов всегда являются средствами достижения целей высших ярусов и дерево целей реализуется наиболее эффективно, если каждая подсистема стремится достичь своей подцели, имея в виду общую цель всей системы.
  4. В системе существуют состязательность целей и их взаимоподдержка, которые проявляются на всех ярусах дерева целей.

Состязательность целей выражается в том, что иногда приходится поступаться  степенью реализации одной цели во имя другой. Взаимная поддержка целей  выражается в том, что нередко  достижение одной цели способствует реализации другой. На более низких ярусах дерева целей очень часто наблюдается взаимопереплетение целей. Выявление, анализ и учет, как состязательности, так и взаимосвязи и переплетение целей дают важный материал для принятия обоснованных  решений и оценки их последствий.

  1. Цели верхних уровней формулируются обычно  в достаточно общем виде, в агрегированных, абстрактных понятиях и детализируется на нижних уровнях целевой структуры.

Дерево целей строится сверху вниз, исходя из сценария, поэтапно, уровень за уровнем так, чтобы мероприятия последующего уровня обеспечивали решение задач предыдущего. (см. рис. 2) Следовательно, система должна обеспечить такую организацию своей работы, при которой гарантируется выполнение всех подцелей самого нижнего уровня.

Рис. 2

Фрагмент дерева целей

 

 

Дерево целей строится на логической основе специалистами, привлекаемыми  к его составлению. Естественно, что по мере детализации задач  профиль специалистов меняется.

В свою очередь, каждая из этих целей  может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей – по подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре системы и т.д.

Представление главной цели в виде дерева целей может оказаться  неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида.

Оценка важности целей может  быть выражена в их ранжировании. В  этом случае каждой цели приписывается  порядковый номер, показывающий её относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости.

Многие цели по своей природе  не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с другой. Поэтому, чтобы осуществить общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки.

Ранжирование и нормирование целей  часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят общую усредненную оценку.

 

 

 

 

1.4. Применение метода  экспертных оценок для построения  дерева целей.

При исследовании сложных систем возникают  проблемы, выходящие  за пределы формальных математических постановок задач. В таком случае прибегают к услугам экспертов, т.е. лиц, чьи суждения и интуиция могут уменьшить сложность проблемы.

На первом подготовительном этапе осуществляется формирование экспертных групп на выбранных  уровнях управления и подготавливается вся документация, необходимая для проведения экспертизы целей.

Выбор группы экспертов производится с учетом их компетенции отдельно для каждого  уровня. Именно в таком случае можно  говорить и о достоверности экспертизы, и о минимальных затратах на ее проведение. Для подбора экспертов применяются следующие характеристики: компетентность, креативность, отношение к экспертизе, конформизм, аналитичность и широта мышления, самокритичность.

Компетентность  эксперта - это степень его квалификации в определенной области знаний. Компетентность может быть определена на основе опыта эксперта в данной области его квалификации, степенью знакомства с научными достижениями в области исследуемой области и т.д.

Креативность  эксперта — способность решать творческие задачи.

Отношение к  экспертизе является важной характеристикой эксперта, определяющей его желание (активность или пассивность) участия в экспертизе.

Конформизм — подверженность влиянию авторитетов. Эта характеристика необходима для выбора способа проведения экспертизы.

Самокритичность эксперта — самооценка своей компетентности.

Аналитичность, широта мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма — также  важные характеристики эксперта.

Даже неполные определения характеристик экспертов, приведенные выше, показывают, что численные оценки этих характеристик значительно затруднены и в ряде случаев совсем невозможны.

Наиболее  важной из указанных характеристик  является характеристика компетентности экспертов, поскольку именно она в значительной степени определяет достоверность экспертных оценок. Поэтому проблеме определения компетентности экспертов следует уделять особое внимание.

На втором организационном этапе осуществляется отработка результатов экспертизы. На этом этапе выполняются все необходимые расчеты для сопоставления качественных целей на каждом уровне управления с целями, выбранными по мнению "экспертов с точки зрения их количества и важности (приоритетности).

Процесс обсуждения выбранных целей происходит до тех  пор, пока не совпадут мнения большинства экспертов.

Сформулируем  требования, которым должна удовлетворять методика оценки целей функционирования с помощью экспертов.

1. Оценка целей  функционирования должна проводиться в благоприятной психологической обстановке.

2. Трудоемкость  опроса должна быть в допустимых пределах.

3. Экспертная  документация не должна допускать  Двоякого понимания вопросов.

4. Экспертная  документация должна быть, по  возможности, однородной и полной.

5. Выбранная  система шкал экспертной оценки  должна быть обоснована и доведена до сведения эксперта,

6. Цели проведения  экспертизы должны быть известны всем экспертам. Наиболее приемлемым с практической точки зрения является анкетирование.

На четвертом  этапе осуществляется построение дерева целей. Количество и разнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента исследования целей можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей

Построение  дерева целей осуществляется для  формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева щелей описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция равной цели на подцели по следующим правилам:

• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

• при развертывании  общей цели в иерархическую структуру  целей исходят из условия:  реализация

подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным  условием достижения цели предыдущего  уровня;

•  при  формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

• подцели  каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимые друг из друга;

• фундамент  дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Исследование  и формирование количественных целей  выполняется на пятом этапе и  является наиболее важным для управления организацией, так как количественные цели определяют выбор методов управления организацией, применение компьютерной техники в управлении. Количественные характеристики целей фиксируются в стратегических и годовых планах организации. Количественные цели ориентируют организацию на достижение определенных показателей и конкретизируют выбранные качественные цели.

Оценка степени  достижения целей производится на шестом этапе. Выбирается «эталон» управления, которое необходимо расценивать  как практическое и при котором  необходимо срочно принимать управленческие решения, чтобы приблизить организацию к достижению выбранных целей. Количество таких решений зависит от типа и класса сложности организации.

Приведем  пример. Подсистема «Маркетинг» направляет свою деятельность на формирование спроса. Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, выпускаемую на данный момент и на новую продукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация как на уже освоенных предприятием рынках, так и на новых. Поэтому работу должны проводить специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую большого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфраструктуры, которые уже начали формироваться в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.

Подсистема  «Производство» охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств  производства, превращение ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.

При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией  связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.

Цели этой сложнейшей подсистемы организации  устанавливаются в виде системы показателей, отражающих объем, ассортимент продукции, качество, производительность, затраты и т.д.

Подсистема, связанная с исследованиями и  разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность - это поиск новых видов продукции и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.

Подсистема  «Персонал» направлена на работу с трудовым коллективом и формулирует свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

Подсистема  «Финансы» нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениям и программам).

Подсистема  «Менеджмент» имеет в качестве своей  ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов. В соответствии с нею подсистема устанавливает цепи по активизации работников всех подразделений организации по контролю за движением и использование всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организации и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации.

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть.

Информация о работе Исследование целей управления