Исследование как составная часть менеджмента организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:55, реферат

Описание

Современный менеджмент рассматривает большое количество различных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, для решения какой-либо задачи.
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Работа состоит из  1 файл

Исслед как составная часть менеджмента.doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Исследование  систем управления»

На  тему: «Исследование как составная часть менеджмента организации» 
 
 
 

                                Выполнил:

студента  очного отделения

                     группа 42

                 Забурдаева Е. С.

                     Проверил:

                     К.э.н.доц. Мухаметов  А.Г. 
                 
                 
                 

Набережные  Челны

2011г.

 

Введение

Современный менеджмент рассматривает  большое количество различных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, для решения какой-либо задачи.

Организации создаются  для удовлетворения разнообразных  потребностей людей и поэтому  имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры. Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями, приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания, методы и приемы.

Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых выделяют:

-цели организации;

-ее организационная  структура;

-внешняя и  внутренняя среда;

-совокупность  ресурсов;

-нормативная  и правовая основа;

-специфика процесса  функционирования;

-система социальных  и экономических отношений;

-организационная  культура.

Каждая организация  имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования.

Актуальность  темы заключается в том, что исследование как составная часть менеджмента организации играет большую роль в эффективной работе любого предприятия (организации) так, как позволяет определить проблемные участки в одном из самых важных звеньев функционирования предприятия в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.

  Исследование как  составная часть  менеджмента организации

   Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные и слабые стороны организации, процесс производства и сбыта (на предприятии), финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная культура.

   Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия  должно оценить: обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут  осложнить будущие проблемы. Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон:

    маркетинг;

   • финансы (бухгалтерский учет);

   • производство;

   • персонал;

   • организационную культуру;

   • имидж организации.

   Методика  анализа производственной зоны организации существенно отличается от широко известной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это отличие объясняется направленностью анализа на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. В ходе анализа производящих функций акцент делается на следующие вопросы: может ли предприятие производить товары с меньшими издержками по сравнению с конкурентами; имеет ли доступ организация к новым материальным ресурсам; каков технический уровень предприятия; обладает ли предприятие оптимальной системой контроля качества продукции; насколько хорошо организован и спланирован процесс производства.

   Финансовое  отношение организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации.

   При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования: доля рынка и конкурентоспособность предприятия; разнообразие и качество ассортимента товаров; рыночная демография; рыночные исследования и разработки; предпродажное и последовательное обслуживание клиентов; сбыт, реклама, продвижение товара.

   Решение многих проблем современного предприятия  зависит от обеспеченности как производства, так и управления квалифицированными кадрами. При исследовании кадрового потенциала анализируется кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем; компетентность и подготовка высшего руководства предприятия; система мотивации работников; соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.

   Исследования  в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность  оценить неформальную структуру организации; систему общения и поведения работников; последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей; положение предприятия по сравнению с другими организациями; способность привлекать  квалифицированных специалистов.

   Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть  менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации.

   Анализ  внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

   Угрозы  и возможности могут проявляться  в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу.

   При анализе экономических факторов рассматриваются темпы инфляции (дефляции), налоговые ставки, международный платежный баланс, уровень занятости населения, платежеспособность предприятий.

   Анализ  политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая: соглашения по тарифам и торговле между странами; протекционистскую таможенную политику, направленную против других стран; нормативные акты федерального правительства и местных органов власти, уровни развития правового регулирования экономики, отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитную политику властей и т.д.

   Рыночные  факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются демографические условия деятельности предприятия, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных товаров и услуг, уровень конкуренции, доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.

   При анализе социальных факторов учитывают обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение общественных ценностей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.

   Контроль  за технологической внешней средой позволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства, конструкционных материалах, в применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменении в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.

   Анализ  факторов конкуренции, предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:

   • анализ будущих целей конкурентов;

   • оценка их текущей стратегии;

   • оценка предпосылок относительно конкурентов  и перспектив развития отрасли;

   • изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

   Контроль  деятельности конкурентов позволяет  руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.

   Анализ  международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается политика правительств других стран, направление развития совместного предпринимательства и международных отношений, уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.

   Анализ  внешней среды, проведенный посредством  исследования рассмотренных групп  факторов, облегчает руководству организации получить ответы на интересующие его вопросы: какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации; какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации; какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей.

   Поиск путей и методов совершенствования  системных характеристик является основной целью исследований как  составной части менеджмента.

   К  таким характеристикам с позиции  общего менеджмента относятся:

   • цели системы управления;

   • функции управления;

   • управленческие решения;

   • структура управления.

   В основу исследования как составной части менеджмента организации положены следующие принципы.

    системный подход, означающий исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации как системы, т.е. характеристики «входа», «процесса» и «выхода».

   Сюда  также включаются методы управления, технология управления, организационная структура, кадры управления, технические средства управления, информация. Рассматриваются связи объекта между элементами, а также внешние связи объекта, позволяющие рассматривать его как подсистему для более высокого уровня:

    функциональный подход, который означает исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества при минимальных затратах на управление или производство;

    общегосударственный подход к оценке результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

    творческий коллективный подход для поиска наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления;

   Проведение  исследования осуществляется в следующих случаях:

   • при совершенствовании системы управления действующей организации;

   • при разработке системы управления вновь создающейся организации;

Информация о работе Исследование как составная часть менеджмента организации