Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 12:47, дипломная работа
Целью данной работы является анализ причин конфликтности личности в компании ИМЭКС.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
сделать краткий аналитический обзор зарубежных и отечественных источников по проблеме конфликтов в организации;
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
оценить конфликтность в коллективе компании «ИМЭКС» методом тестирования;
выявить психологические причины конфликтности людей в условиях организации;
представить результаты практической части и разработать практические рекомендации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ 6
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТА 6
1.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТА 15
2 ПОНЯТИЙНАЯ СХЕМА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ 17
2.1 ПРИЧИНЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ 17
2.2 КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТА 22
2.3 СТРУКТУРА И УРОВНИ КОНФЛИКТА 27
2.4 ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ 37
2.5 ПОДХОД К. ТОМАСА К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ ЯВЛЕНИЙ 44
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ 49
3.1 ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ И ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.2 ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК 50
3.3 ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
СМОЛЕНСКИЙ
ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кафедра управленческих дисциплин
Специальность
080501 «Менеджмент»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Исследование
психологических причин
Выполнил: Е.А.Борисевич
Группа: 3214
Подпись:
Руководитель: Н.И. Городецкая
Дата:
Подпись:
Рецензент: Д.М.Катылев
Дата:
Подпись:
Зав. кафедрой: О.А. Савченкова
Дата:
Подпись:
Содержание
Введение
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Актуальность темы определяется тем, что совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Конфликт в организации –
это осознанное противоречие
между общающимися членами
Объект -рабочий коллектив компании, занимающаяся реализацией пластиковых окон и дверей «ИМЭКС».
Предмет – психологические
Целью данной работы является анализ причин конфликтности личности в компании ИМЭКС.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
В настоящее время
Благодаря исследованиям З.Фрейда, который указал на необходимость поиска причин в бессознательном, А. Адлера, который причину конфликта личности с микросферой видел в попытках индивида освободится от чувства неполноценности и доминирования одних над другими, а также М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотта и многих других психология конфликта выделилась и успешно развивалась как самостоятельное направление.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические и практические подходы к изучению конфликта. Вторая глава освещает понятийную схему конфликта, то есть причины и функции конфликта, классификации и структуру и уровни конфликта, теории поведения личности в конфликте а также подходы К. Томаса к изучению конфликтных явлений. Третья глава содержит экспериментальные исследования психологических причин конфликтности личности в организации. Исследования проводились в компании "ИМЭКС", занимающейся реализацией пластиковых окон и дверей.
1 Подходы к исследованию конфликтов
Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества и в жизнедеятельности организации. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая привлекает внимание многих ученых. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: начала XX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. – настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования.
На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются[8, с.175]:
- психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
- социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.) [7.c.206 ];
- этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
-
теория групповой динамики (К.
Левин, Д. Креч, Л. Линдсей)
[14, с.119];
- фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
- поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
- социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич) [40, с.176];
- интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
- теория структурного баланса (Ф. Хайдер).
Психоаналитический подход связан прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3.Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.
Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885—1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.
В 20 — 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо-американского психолога У.Мак-Дугалла (1871 — 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).
Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903—1989). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907—1988).
Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890—1947) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.
Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликта — фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида и социальная причина — фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.
Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.
В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.
Вслед за работами основателя символического интеракционизма — американского психолога и социолога Д. Мида (1863— 1931) — широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.
Теория структурного баланса, первые положения которой выдвинул Ф. Хайдер, посвящена анализу согласованности между системой аттитьюдов индивида и его знаниями об аттитьюдах и поведении значимых других. В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда “определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека”.
Информация о работе Исследование психологических причин конфликтности личности в организации