Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:43, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности, роли и содержании анализа внешней среды.
Задачи по достижению поставленной цели следующие:
• рассмотреть современные подходы к понятию внешней среды;
• раскрыть содержание процесса анализа внешней среды и методов анализа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………..
1.1. Сущность понятия внешней среды и ее роль в деятельности предприятия………………………………………………………………..
1.2. Характеристика факторов макросреды……………………….
1.3. Характеристика факторов микросреды………………………
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТУРФИРМЫ ООО «ИСТОКИ»………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
Увеличение объема продаж; | Оперативное регулирование деятельности всех отделов; | Стимулирование работников; | Оснащенность каждого отдела турфирмы; |
Работа с туро-ператорами; | Устранение сбоев в работе; | Обучение кадров; |
|
Рисунок 2.2 Целевой подход к управлению ООО «Истоки»
Для реализации стратегии по обеспечению выполнения миссии, целей и задач в организации как социально-экономической системе выделяется подсистема в виде структуры управления, которая имеет свои специфические связи. Таким образом, структурирование организации это распределение полномочий, прав принимать решения и функций. В основе построения структуры организации находятся функции разделения управленческой деятельности.
Рассмотрев миссию, цели и задачи в достижении намеченных ориентиров развития турфирмы ООО «Истоки», рассмотрим его существующую организационную структуру. В менеджменте выделяют несколько типов организационных структур:
- Линейная;
- Функциональная;
- Матричная;
- Штабная.
Существующая организационная структура анализируемой турфирмы, строящаяся по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему, представлена далее (рис. 2.3).
Структура ООО «Истоки»
Рисунок 2.3 Организационная структура ООО «Истоки»
Численность сотрудников турфирмы составляет 8 человек согласно штатного расписания. Общим руководством турфирмы занимается непосредственно директор, в подчинении у которого находится штат из восьми человек, работающих по найму. В составе штатного аппарата числятся: секретарь, бухгалтер, кассир, менеджеры по продажам, менеджер по рекламе.
Каждый из работников турфирмы выполняет определенные функции, руководствуясь должностными инструкциями.
Специалисты утверждают, что какими бы различными ни были организации, все они имеют ряд общих черт:
1. Создаются с одной главной целью – обеспечить координацию коллективных усилий, направленных на решение определенных задач
2. Все они должны ставить себе стратегические и тактические цели и периодически обновлять их;
3. Они должны следить за тем, чтобы все члены организации вносили вклад в достижение общей цели.
Методологическую основу изучения организации составляют системный и ситуационный подходы. С позиции системного подхода организацию возможно рассмотреть как открытую систему, характерные черты которой обусловлены взаимодействием ее элементов (внутренняя среда) и неразрывно связаны с внешнем окружением прямого и косвенного воздействия. Внутреннюю среду организации составляют ее структура, культура, ресурсы. Внешней средой прямого воздействия являются поставщики, потребители, конкуренты, акционеры, правительственные органы. Внешняя среда косвенного воздействия это политика, экономика, право, социально-культурные факторы, физико-географические условия.
Для определения стратегии поведения организации и выполнения ее в деятельности, руководство должно иметь полное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях, так и о внешней, тенденциях ее развития и расположении, которое занимает в ней эта организация.
Внешняя среда является источником, поставляющим ресурсы в организацию, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Анализ факторов внешней среды организации. Внешняя среда представляет собой совокупность факторов прямого воздействия (поставщики, потребители, трудовые ресурсы, конкуренты) и косвенного воздействия (экономика, технология, социально-политические факторы).
Проведем анализ факторов внешней среды косвенного воздействия ООО «Истоки» (Таблица 2.2).
Таблица 2.2
Факторы внешней среды косвенного воздействия турфирмы ООО «Истоки»
Факторы | Характеристика |
Социальный | Этот фактор очень важен, так как он оказывает влияние на другие составляющие внешней среды и на внутреннюю среду организации. К социологическим факторам относятся: рождаемость, средний возраст населения, возрастно-половая характеристика населения и др. Основное влияние на развитие деятельности турфирмы оказывают следующие явления: рост населения; демографическая структура общества; уровень образования; возрастно-половая характеристика. Важно отметить такое социальное явление как отношение людей к качеству жизни, которое положительно сказывается на развитии турфирмы в последнее время и придает дополнительный стимул. |
Экономический | Этот фактор оказывает непосредственное влияние на развитие организации, так как позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Экономические процессы, протекающие на всем протяжении существования организации, безусловно повлияли на ее функционирование. Нестабильность экономики, влияние таких факторов как инфляция, уровень цен, безработица, непосредственно отразились на деятельности турфирмы. |
Технологический | Этот фактор прямо или косвенно влияет на работу магазина. Новинки в области технологии, в частности персональный компьютер, мобильная связь между сотрудниками, взаимодействие сотрудников с клиентами и друг с другом через сеть Интернет улучшают, делают работу более удобной. Все бухгалтерские документы оформляются с помощью компьютера. |
Политический | Эти факторы необходимо изучать для ясного представления о том, что органы власти предполагают предпринять в отношении развития бизнеса. Инфляционное ожидание, возможная смена политической власти, появление новых законов влияют на спрос и предложение, и, соответственно на цены туристических путевок. Поэтому руководитель должен немедленно реагировать на любое изменение, во избежание нежелательных последствий. Такие составляющие политического фактора как налогообложение доходов организации, установление налоговых льгот, контроль цен имеют важное значение для руководства. |
Все перечисленные выше компоненты внешней среды организации находятся в непосредственном взаимодействии и влияют друг на друга. Степень воздействия отдельных компонент на различные организации различна, при этом изменение одной составляющей может привести к изменениям другой.
Проведем анализ факторов внешней среды прямого воздействия турфирмы ООО «Истоки» (Таблица 2.3).
Таблица 2.3
Факторы внешней среды прямого воздействия турфирмы ООО «Истоки»
Факторы | Характеристика |
Потребители | Полное и качественное удовлетворение спроса потребителей – цель деятельности любой туристической. Именно потребитель диктует, какие туры и услуги ему необходимы и по какой цене. Одновременно недостатком и достоинством турфирмы ООО «Истоки» является ее расположение в «спальном» районе города. С одной стороны ограничивается круг клиентов (мало кто поедет после работы оформлять путевку в то время как в центре расположено большое количество турфирм). С другой стороны жители СЖМ, где расположена турфирма, с удовольствием пользуются услугами фирмы, из-за удобства ее расположения. Кроме того, у клиентов возникает дополнительное доверие, т.к. офис находится в доступном месте, всегда легко связаться в случае возникновения каких-либо трудностей. ООО «Истоки» рассчитано на любой контингент туристов, т.е.предлагает туры как для людей с низким уровнем дохода, так и с высоким. |
Поставщики | Турфирма ООО «Истоки» является турагентом и сотрудничает со всеми крупными туроператорами России по различным направлениям. Например такими, как: - Tez Tour - Натали Турс - Спутник - Пегас Туристик - Капитал тур и многие другие.
|
Конкуренты | Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов. На данный момент у турфирмы ООО «Истоки» существуют следующие конкуренты: - «Кругозор» - «Трэвел» - «Евролайф» Эти турфирмы ориентированы на тот же круг клиентов, имеют сравнимые уровни продаж (см. рисунок 2.1) |
Подводя итоги анализа факторов внешней среды турифирмы, получив данные о факторах представляющих опасность или открывающих новые возможности руководство должно оценить: обладает ли организация внутренними силами, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Анaлиз внeшнeй cpeды cлyжит инcтpyмeнтoм, пpи пoмoщи кoтopoгo paзpaбoтчики cтpaтeгии кoнтpoлиpyют внeшниe пo oтнoшeнию к opгaнизaции фaктopы c цeлью пpeдвидeть пoтeнциaльныe yгpoзы и внoвь oткpывaющиecя вoзмoжнocти.
Анaлиз внeшнeй cpeды пoзвoляeт opгaнизaции cвoeвpeмeннo cпpoгнoзиpoвaть пoявлeниe yгpoз и вoзмoжнocтeй, paзpaбoтaть cитyaциoнныe плaны нa cлyчaй вoзникнoвeния нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв, paзpaбoтaть cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлит opгaнизaции дocтигнyть цeлeй и пpeвpaтить пoтeнциaльныe yгpoзы в выгoдныe вoзмoжнocти.
Анализ внешней среды – это:
- оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;
- определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы;
- контроль и анализ деятельности конкурентов; определение факторов,
- представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей
- путем корректировки планов.
Значение анализа внешней среды в том, что он помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство.
Анализ внешней среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
1. Руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.
2. Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие – к среде косвенного воздействия.