Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:07, реферат
Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.
В 20-30-ые годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Элтона Мэйо и Фрица Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.
Одним из основателей школы психологии
и человеческих отношений является
профессор Школы бизнеса
Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство».
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда и К. Альдерфера.
Наиболее последовательно
Школа науки управления (количественная школа)
Становление школы науки управления
связано с развитием
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х годов и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов;
2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второе направление школы
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877).
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Таким образом, 50-е годы XX века характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство.
Ситуационная школа
Родоначальниками ситуационной школы считаются М. Фоллет и Р. Стогдилл.
Согласно ситуационной теории, менеджерам необходимо определить подход, который будет легче всего служить им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей. Ситуационный подход предполагает использования такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации. Ситуационный подход также фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию, а внутренняя среда является средой внутри организации.
Согласно ситуационному
Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторов, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.
Технологические ограничения определяются
типом и гибкостью
Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства.
Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.
Человеческие ограничения
Системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями. Заостряя свое внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли.
Однако и этот подход подвергается критики. Некоторые считают, что у него недостаточно теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности.
Системная школа
Родоначальниками системной
Основным положением этой школы является теория непредвиденных ситуаций, согласно которой каждая возникшая ситуация может стать стать сходной с другими, но с некоторыми уникальными свойствами.
Последователи школы применяют принцип соотношения количества и качества потребляемых ресурсов на входе-выходе в процессе производства для улучшения результатов управления предприятием и считают необходимым формирование нового образа мышления, построенного на единстве всех явлений внутренней и внешней среды, рассмотрение всех явлений в виде определенных целостных систем.
Любая система должны быть направлена на достижение конкретных целей.
Критики такого подхода заявляют, что теория системной школы не определяет конкретных факторов, влиющих на функцию управления. В отличие от других школ системная школа не рассматривает влияние окружающей среды на управленческую деятельность и результаты функционирования организации и не выделяет элементы системы, необходимые для создания предприятия.
Системные школы менеджмента послужили основой для развития логистической концепции управления. Разделение предприятия на департаменты по функциональному признаку позволяет достичь, может быть, даже и наибольшей эффективности работы каждого отдельно взятого подразделения. Но при этом в управлении фирмой максимальная эффективность достигнута не будет.
Концепция логистики требует
В реферате были рассмотрены и проанализированы этапы истории развития теории и практики менеджмента. Из вышеизложенного материала следует, что менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку, поэтому подготовка современных менеджеров невозможна без знания истории развития менеджмента. Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления, для чего крайне актуально изучение истории развития теории и практики менеджмента.
Приложение 1
Приложение 2 (вклад Тейлора в развитие менеджмента)
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 4
Приложение 5
1. Абдулгамидов Н., Губанов С. "О соотношении внутренних и внешних условий развития" // Экономист, №4, 2006
2. Барретт Р. "Миф
и действительность в
3. Бородин А. "Экономические
механизмы устойчивого
4. Зиновьева И. "Разработка эффективной стратегии управления предприятием" // Менеджмент сегодня, №1, 2007
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента" Москва, издательство "Дело", 2006
6. Ревенков А. "Мотивация трудовой деятельности" // Экономист, №7, 2007
7. Рулинский В., Скляр Е., Зверкович И. "Развитие корпоративной культуры промышленных предприятий в рыночных условиях" // Менеджмент сегодня, №3, 2008
8. Семенова И.И. "История менеджмента: Учебное пособие для вузов". Москва, издательство "ЮНИТИ-ДАНА", 2007.
9. www.poznajvse.com