Исторический и логический методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:44, доклад

Описание

Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы, общенаучные – исторический, логический, математический и др., и специфические – для каждой отрасли науки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Методология изучения экономики………………………………………..4
2. Общенаучные методы экономики – исторический и логический………9
Выводы…………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

рыбинцев 2.docx

— 34.37 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

Кафедра «Менеджмента»

 

 

Реферат

по дисциплине: «Методология и организация научных исследований»

по теме: «Исторический и логический методы»

 

 

Выполнила:

студентка  гр. ЄП-117м                   _______________                   

 

Проверил:

проф.                                                 _______________                   

 

 

 

 

 

Запорожье

2012

ПЛАН

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Методология изучения экономики………………………………………..4
  2. Общенаучные методы экономики – исторический и логический………9

Выводы…………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………….15

 

 

Введение

 

Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы, общенаучные – исторический, логический, математический и др., и специфические – для каждой отрасли науки. 
 
Данная работа посвящена общенаучным экономическим методам – исторический и логический.

 

 

  1. Методология изучения экономики

 

Методология экономической  теории – это наука о методах  изучения хозяйственной жизни, экономических  явлений [1].

Методы – инструменты, совокупность приемов исследования в науке и воспроизведения  их в системе экономических категорий  и законов [2].

Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы, общенаучные – исторический, логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли науки.

Экономическая теория использует как общенаучные методы познания, такие как:

  • метод научной абстракции,
  • анализ и синтез,
  • индукцию и дедукцию,
  • исторический и логический методы,
  • так и специализированные.

Все эти методы и инструменты  используются в единстве. При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято  определять как метод научной  абстракции. При этом исследователь  отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся  черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен  и т.д [5].

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны  экономической жизни общества, называются экономическими категориями. В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи. Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами.

Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи с помощью анализа и  синтеза.

Анализ – мысленное  расчленение изучаемого явления  на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем  синтеза воссоздается целостная  картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного  ценообразования изучаются сначала  отдельные стороны рыночного  механизма: спрос и предложение, а затем переходят к синтезу  этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены [2].

Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция – переход  от общего к частному. Оба метода имеют равное значение в экономических  исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному  использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя [1].

 

Используя исторический метод, экономическая теория исследует  экономические явления и процессы в той последовательности, в которой  они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному.

Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения. Изучение экономической действительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна , Ф. Тэйлора , на макроуровне – с именами Дж.М.Кейнса и М. Фридмена. Многократные эксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране [8].

В экономической теории также  применяются два противоположных  философских метода – метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает  все явления разрозненно, в состоянии  покоя и неизменяемости. Такой  подход к изучению экономики допускается  в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности  или выяснять внутреннюю структуру  хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.

Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет  на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях  становления и развития всех явлений  природы, общества и мышления. Выдающийся немецкий философ Георг Гегель (1770-1831 гг.) – создатель систематической  теории диалектики – центральное  место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимнопредполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Г. Гегель оценивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.

Диалектический метод  отражает не только противоречия, но и  неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять в целостность казалось бы несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).

В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в  экономических исследованиях играет моделирование. Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными. Переменные, значения которых  принимаются в модели в качестве заданных, – это параметры модели. С помощью логики, графических  построений и математики моделирование  позволяет выявить влияние предпосылок  и условий на явление, которое  экономическая теория стремится  объяснить. Ключевая поведенческая  предпосылка в моделях, используемых в современной экономической  науке, заключается в том, что  в качестве главного мотива экономической  деятельности рассматривается желание  получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и  т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого  человека [5].

Предположение о максимизации выгоды – упрощение. Наряду с рациональными  мотивами человек в экономической  жизни руководствуется и иррациональными  мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной  экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.

В современной экономической  теории широко распространен предельный анализ – технический прием в  экономическом моделировании, в  соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой  стремится в своей экономической  деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.

 

 

  1. Общенаучные методы экономики – исторический и логический

 

Исторический и логический методы (или подходы) применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) – подход логический [11].

Исторический метод - способ  изучения  сущности  и  содержания природных и  социальных объектов, когда основное внимание уделяется формированию,развитию  и  динамике  изучаемых  объектов.  В  основе        метода  лежит историзм – принцип научного познания являющийся методологическимавыражениемасаморазвития  действительности,  который  включает  в  себя:

  1)  изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования;

2) реконструкция прошлого  – рассмотрение генезиса, возникновения  последнего и основных этапов  его исторического движения;

3)предвидениеабудущего,апрогнозирование  тенденций  дальнейшего      развития  предмета.  Абсолютизация  принципа историзма может привести к:

а) некритической оценке настоящего;

б) архаизации или модернизации прошлого;

в) смешению предыстории  предмета с самим предметом;

г) подмене основных этапов его развития с второстепенными;

д) предвидению будущего без анализа прошлого и настоящего[2].

Логический метод исследования - прием построения теоретических знаний, основанный на раскрытии объективной логики исторического процесса путем изучения высших стадий его развития. Л. м. и. основан на следующей особенности сложных развивающихся объектов: ва высших стадиях развития они сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции [1].

Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную  логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.

При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс  возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Выбор метода диктуется целями исследования. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния. Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. Так, учащийся начинает изучать математику с того, с чего начиналась ее история – с арифметики. В свою очередь исторический метод дает ту же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой 
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания [6].

Эти методы исследования являются очень важными, так как они применяются для исследования сложных развивающихся объектов. Эти методы используются только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта. Сущность исторического метода состоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности, с учетом всех нюансов. Когда нас интересуют имевшие место события, действия отдельных личностей, их связи, характеры и т.д., тогда исторический метод незаменим.

Применение исторического  метода позволяет получить представление  об эмпирической истории объекта. Логический метод исследования — это метод  воспроизведения в мышлении сложного развивающегося (или развивавшегося) объекта в форме исторической теории. Можно сказать, что он позволяет  получить представление о «теоретической истории» объекта. Для этого могут  использоваться самые разнообразные  познавательные операции и методы, однако было бы неправильно отождествлять  с ними логический метод, являющийся особым способом воспроизведения, реконструкции  в сознании истории развивающейся  системы. При логическом исследовании объекта отвлекаются от всех исторических случайностей, отдельных фактов, зигзагов, вызванных теми или иными событиями. Из истории вычленяется самое  главное, определяющее, существенное. Логически воспроизведенная история  — это действительная история, но обобщенная, освобожденная от всего  случайного, несущественного. В ней  сохраняется только то, что закономерно  и необходимо.

Информация о работе Исторический и логический методы