Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
1. Предпосылки возникновения менеджмента .
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров. Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ веке.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу “Принципы научного управления”, считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Развитие управления как научной дисциплины представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.
1.1. История развития менеджмента.
Почему
вообще возник менеджмент? Современное
общество пришло к тому, что возвращение
всех функций, связанных с производством
какого-то материального блага или услуги,
к одному человеку оказалось просто невозможным.
Попросту говоря, мы живем в мире, где для
производства гвоздя необходимы усилия
сотен людей: тех, кто добывает металл,
тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех,
кто транспортирует. И, конечно, тех, кто
всем этим руководит. Существует множество
причин, которые сделали необходимым возникновение
социального управления.
1. Одна из основных причин — разделение
труда. На ранних этапах человеческой
истории выполнение любого процесса изготовления
какого-либо материального блага в целом
зависело от одного человека, который
проводил его от начала до конца. С развитием
производства это положение кардинально
изменилось. Те функции, которые раньше
выполнял один человек, были распределены
между членами коллектива; наиболее ярким
проявлением этого процесса является,
например, конвейерное производство, разработанное
одним из основателей менеджмента Генри
Фордом.
2. Разделение труда тесно связано с другим
фактором — технологическим усложнением
процесса производства. По мере того как
процесс производства усложнялся, требуя
учета все большего и большего числа факторов,
усложнялась и сама совокупность функций,
которые важны с точки зрения производственного
процесса. Естественно, эти функции определенным
образом распределялись между участниками
производственного процесса.
3. Усложнение
структуры производства
Современный
этап развития производства характеризуется
тем, что важную роль стали играть очень
крупные производства и корпорации, обладающие
огромной структурной сложностью. Естественно,
это привело к разделению труда и в управляющей
подсистеме, поскольку принятие управленческих
решений оказалось очень сложным процессом,
требующим учета множества факторов.
Управление имеет такую же длительную
историю, как и человеческая культура.
И действительно, культура связана если
не с государственностью, то, по крайней
мере, с общественной жизнью, а следовательно,
культура всегда предполагает хотя бы
элементарные зачатки управления. Если
обратиться к истории древних государств,
можно найти множество примеров более
или менее сложных систем, в которых осуществлялось
управление. Однако как самостоятельная
наука менеджмент зародился на рубеже
XIX—XX вв. Именно в этот период появились
первые работы, посвященные управлению
хозяйственной деятельностью. Почему
проблема управления стала настолько
важным объектом внимания, что ей посветили
самостоятельную дисциплину? Во многом
это было предопределено потребностями
капиталистического общества. Разделение
труда привело к тому, что производство
стало очень сложным, а следовательно,
усложнились и механизмы управления им.
Кроме того, было осознано, что без эффективного
управления невозможно нормальное функционирование
предприятия, которое предполагает в том
числе и получение прибыли. Это и стало
основной предпосылкой формирования представлений
об управлении.
Впервые идея менеджмента как особой специализации,
особой профессии была высказана, по-видимому,
в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном.
Таун выступил на собрании американского
общества инженеров-механиков с докладом,
в котором говорил о необходимости подготовки
специалистов-управленцев.
Школа научного менеджмента (школа научного
управления) исходила из предположения,
что оптимальная организация производства
может быть создана на основе точных знаний
о том, как действуют люди. Сторонники
данного направления полагали, что при
помощи логики, наблюдений, анализа и расчетов
можно организовать производство таким
образом, что оно будет максимально эффективным.
Кроме того, со школой научного менеджмента
связано также представление о том, что
управление — это особая функция, которая
отделена от фактического выполнения
работы.
Основателем школы научного менеджмента принято считать Фредерика Тейлора (1856—1915) — американского инженера, который известен тем, что разработал первую целостную концепцию управления, которую в его честь называют «тейлоризмом». Тейлор присутствовал на собрании, во время которого читал свой доклад Таун. Идея Тауна вдохновила Тейлора на создание собственной концепции менеджмента. Свои идеи он сформулировал в книгах «Цеховой менеджмент» (1903) и «Принципы и методы научного менеджмента» (1911).Тейлор получил образование инженера-механика и работал в сталелитейной компании, в которой и были воплощены основные идеи тейлоризма. Необходимо отметить, что во времена Тейлора свой расцвет переживал монополистический капитализм. Предприятия очень быстро росли, а это требовало унификации и стандартизации производства, более эффективного использования материальных ресурсов, времени и рабочей силы. А потому основную цель менеджмента Тейлор видел в повышении производительности труда. Достичь этой цели , с точки зрения Тейлора было можно только путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего. Фактически это означает, что основную роль в управлении производством Тейлор отводил инструкциям, в соответствии с которыми должны действовать рабочие. Инструкции вырабатывались в процессе изучения операций, которые должны выполнять рабочие. В этом заключался недостаток концепции Тейлора: она недостаточно учитывала личность рабочего. По мнению Тейлора, имеется четыре основных принципа научной организации труда:
1) администрация
предприятия должна стремиться
к внедрению научно-
2) администрация должна брать на себя роль отбора рабочих и обучения их специальности, (до Тейлора этого не делалось и рабочий самостоятельно выбирал профессию и обучался сам);
3) администрация
должна согласовывать научные
принципы производства с
4) ответственность
за результаты труда
Среди
последователей Тейлора можно назвать
Генри Ганта, а также супругов
Фрэнка и Лилиан Джилбертов. Так
же, как и Тейлор, они стремились
к усовершенствованию трудового процесса
путем выработки четких инструкций, которые
основывались на логическом анализе. Гант,
например, разработал методы календарного
планирования деятельности предприятия,
а также сформулировал основы оперативного
управления. Кстати, именно сторонники
научного менеджмента первыми стали использовать
в своих исследованиях фотоаппараты и
кинокамеры.
Далеко не все знают, что Генри Форд, который
известен прежде всего как основатель
американской автомобильной промышленности,
является также крупной фигурой в истории
научного менеджмента. Успех, которого
он достиг в бизнесе, во многом зависел
от его теории, получившей название «фордизм».
По его мнению, задачу промышленности
нельзя видеть только в удовлетворении
потребностей рынка (хотя без этого никакая
промышленность существовать не может):
необходимо так организовывать производственный
процесс, чтобы, во-первых, можно было снизить
цены на продукцию, а во-вторых, повысить
оплату труда работников.
Форд полагал, что правильная организация
производства предполагает
1) замену ручного труда машинным,
2) заботу
о работниках, заключающуюся в
создании благоприятных
3) повышение качества продукции
4) развитие сети сервисного обслуживания.
В своей
практике Форд стремился расчленить
процесс производства на мельчайшие
операции, в результате которого движение
изделий от одного работника к
другому зависело лишь от скорости,
с которой выполняется
Недостатком научного менеджмента является то, что он во главу угла ставит технические средства, при помощи которых якобы можно решить любые проблемы. Технические средства действительно помогают решать проблемы управления, однако далеко не все, а лишь некоторые из них. Эту односторонность положений научного менеджмента попытались преодолеть представители школы человеческих отношений и школы человеческого поведения. В то же время опора на практические исследования дала возможность установить реалистичные требования относительно продолжительности выполнения рабочих операций. Другими словами, стандарты и нормы, которыми руководствовались сторонники научного управления, в большей степени соответствовали возможностям человека. Это позволило также объективно оценивать вклад каждого рабочего в производство и по достоинству оценивать труд каждого из них.
Административная школа управления. Анри Файоль (1841—1925) — еще один выдающийся представитель менеджмента первой четверти XX века, разработавший основы административного подхода к управлению. Он, как и его единомышленники (Л. Урвик, Дж. Муни), имел опыт работы в качестве руководителя высшего звена на крупном предприятии. Именно этот опыт позволил Файолю сформулировать основы науки об управлении исходя из общих характеристик организации и закономерностей, которым она подчиняется. Административную школу называют также классической. С точки зрения Файоля, эффективность производства может быть повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда и операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правильной организации работы целого предприятия. Следовательно, роль администрации с точки зрения концепции Файоля заметно возрастала. Под эффективным административным управлением Файоль понимал такое управление предприятием, которое позволяет извлечь максимум возможного из имеющихся в распоряжении ресурсов.
Административная
функция рассматривалась
Сторонники
психологического подхода полагали,
что основной акцент в менеджменте
должен быть смещен на человека и человеческие
отношения. Они исходили из того неоспоримого
факта, что деятельностью человека управляют
не экономические силы, а разнообразные
потребности, причем деньги далеко не
всегда способны эти потребности удовлетворить.
Конечно, этот подход является крайностью,
поскольку процесс управления сочетает
в себе самые разные аспекты. Однако эта
крайность была закономерной: она представляла
собой ответ на чрезмерный интерес к технологии,
свойственный научному менеджменту. Представители
школы человеческих отношений исследовали
процессы управления при помощи методов,
разработанных в социологии и психологии.
В частности, именно они первыми стали
применять тесты и особые формы собеседования
при приеме на работу. В результате проведенных
исследований Э. Мэйо пришел к выводу,
что такие факторы, как логичные трудовые
операции и высокая заработная плата,
высоко оцениваемые сторонниками научного
менеджмента, далеко не всегда влияют
на повышение производительности труда.
Он установил, что производительность
труда в не меньшей степени зависит и от
отношений с другими работниками. По этой
причине представители школы человеческих
отношений утверждали, что эффективным
управление может быть только в том случае,
если руководители в достаточной степени
знают личностные особенности своих подчиненных,
их сильные и слабые места. Только в этом
случае руководитель может полно и эффективно
использовать их возможности.
Заслуги сторонников школы человеческих
отношений очень велики. До них психология
практически не располагала данными о
том, как психика человека связана с его
трудовой деятельностью. Именно в рамках
данной школы были проведены исследования,
которые существенно обогатили наши представления
о психической деятельности.