Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:42, контрольная работа
1.ФТейлор - основатель научного менеджмента
2.. Развитие теории и практики менеджмента в СССР (А.Богданов, О.Ерманский, А.Гастаев, Н.Витке, Ф Дунаевский и др)
3. Китайский менеджмент
Начиная с 1920-х гг. в отечественной управленческой мысли довольно четко проявились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные. К первой относят концепции организационного управления А. А. Богданова, физиологического оптимума О. А. Ерманского, «узкой базы» А. К. Гастева, производственную трактовку Е.Ф. Розмирович. Ко второй - теорию организационной деятельности П. М. Керженцева, социально-трудовую концепцию управления производством Н. А. Витке и теорию административной емкости Ф. Р. Дунаевского.
А. А. Богданов (1873–1928) смог заметить, что все виды управления и в природе, и в технике, и в обществе имеют сходные черты, что позволяет судить о возможности существования особой науки – организационной. Предметом ее в технической области является организация вещей, в экономической сфере – организация людей, в политической – организация идей. Причем, по мнению Богданова, техническая организация являлась определяющей по отношению ко всем остальным. Это фактически означало пренебрежение самостоятельным характером социально-экономической деятельности людей. Частным случаем организации
А. А.Богданов считал дезорганизацию, появляющуюся вследствие того, что каждый субъект, будучи обособленным, стремится организовать окружающий мир для себя и по-своему. Хотя из-за абстрактности взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные для развития кибернетики и сетевых методов планирования идеи (о структурной устойчивости систем, их уровнях и организационных механизмах формирования, биорегуляторах, аналогичных современным обратным связям).
В работах другого видного
Ерманскому удалось внести значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Опираясь на народнохозяйственный подход, Ерманский выделил несколько последовательных ступеней ее осуществления, заключающихся в рационализации:
1) отдельного рабочего процесса;
2) производственного процесса в
рамках предприятия как
3) всей промышленности;
4) всего народного хозяйства.
По мысли Ерманского, комплексное решение проблем рационализации на разных ступенях управления предприятием и народным хозяйством в целом потребует усиления внимания к стандартизации, специализации и кооперированию предприятий. При этом важное значение приобретает решение задачи оптимального распределения производительных сил по отдельным отраслям народного хозяйства и рационального районирования всех частей народно-хозяйственного комплекса, устранения непроизводительных затрат и потерь.
Одним из основных законов организации Ерманский считал закон организационной суммы, которая превышает «арифметическую составляющую ее сил», если все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Закон организационной суммы был необходим ученому для формулировки главной идеи – принципа физиологического оптимума, дававшего критерий рациональности выполнения любой работы. Данный принцип раскрывается путем сопоставления проделанной работы с затраченной энергией; их соотношение является коэффициентом рациональности.
А. К. Гастев (1882–1941) сформулировал и обосновал концепцию, получившую название трудовые установки, содержавшую основы кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Важнейшими составляющими этой концепции стали теория трудовых достижений в производственном процессе, организация рабочего места, методика рационального производственного обучения. На основе содержащихся в них практических положений стало возможным задавать определенные стандарты для производственных операций, содействовать адаптации работников к их непрерывному изменению, а также стимулировать личную инициативу. Еще одним направлением исследований
А. К. Гастева была разработка концепции узкой базы. Ее суть можно выразить словами: «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем „станка“», а закономерности управления последним можно распространить не только на предприятие, но и на государство в целом.
Е. Ф. Розмирович (1886–1953) трактовала управление как процесс чисто технический, представляющий собой разновидность производственного. По ее мнению, определенный уровень механизации делает излишним руководство людьми, заменяя его управлением вещами. Поэтому нужда в изучении социальных аспектов управления, как и самой этой науки, со временем отпадает. Аппарат управления – это сложная машина, работа которой воплощается в материальных объектах – приказах, телефонограммах и другом.
Представителем социального
Другим активным сторонником социального подхода к управлению был Н. А. Витке, четко разграничивший в своей социально-трудовой концепции управления производством управление вещами и людьми. Согласно идеям Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов (по сравнению с техническими), тем более важную роль играет административная функция и сами администраторы. Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу и осуществлять контроль.
Ф. Р. Дунаевский (1887–1960) создал теорию административной емкости, под которой понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, возникает сложная иерархия, каждая ступень которой расширяет «административную емкость» вышестоящей, ведет к бюрократизации.
В дальнейшем в управленческих исследованиях стал преобладать отраслевой или народно-хозяйственный подход, а на уровне отдельных организаций они были сосредоточены на решении технических проблем. И лишь с начала 1960-х гг. начал постепенно возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. По проблемам совершенствования планирования и управления народным хозяйством страны высказались А. М. Бирман, Е. Г. Либерман, В. С. Немчинов, В. А. Трапезников. Период с 1965 г. был ознаменован попытками проведения ряда реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством.
В 1965 г. в Советском Союзе была предпринята реформа системы управления экономикой. Была упразднена территориальная система управления, ее место снова заняла отраслевая система; произведена структурная перестройка управления народным хозяйством. Существенные сдвиги произошли в системе внутризаводского планирования предприятий: вместо показателя «валовая продукция» стал использоваться показатель «объем реализованной продукции», образованы три фонда экономического стимулирования. Первые результаты реформирования системы управления продемонстрировали значительное улучшение показателей деятельности предприятий и народного хозяйства в целом, но уже в начале 70-х гг. произошло заметное ухудшение всех показателей, снизились реальные доходы на душу населения.
В 1979 г. в СССР была осуществлена вторая реформа системы управления экономикой. Она ориентировалась на достижение высоких конечных народно-хозяйственных результатов, на повышение эффективности производства и качества работы. Показатель реализованной продукции был заменен на показатель чистой (нормативной) продукции; большое внимание уделялось заключению хозяйственных договоров; вводились нормативы платы за производственные фонды, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из систем водоснабжения. Большое внимание уделялось вопросам рационального сочетания отраслевого и территориального планирования и управления. Реформа не принесла ожидаемых результатов, хотя в целом соответствовала требованиям, предъявляемым к системе управления в развитых странах.
В 1986 г. началось перестроечное ускорение социально-экономического развития страны. Было принято решение о создании целостной системы управления: объявлена перестройка всех сторон общественной жизни, курс на развитие гласности и демократии, техническая реконструкция всех отраслей народного хозяйства на основе опережающего роста машиностроения. Однако реформа не имела соответствующей базы, поэтому к началу 1989 г. сложилась предкризисная ситуация. Действующая система управления стала преградой на пути интенсификации и научно-технического прогресса.
Вопрос 3. Менеджмент в Китае.
На сегодняшний день глобализация и интернационализация
производства становятся все масштабнее.
В этой связи вопросы оптимального управления
и повышения конкурентоспособности предприятий
остаются для менеджмента крайне важными
и актуальными.
С точки зрения науки — китайского менеджмента
не существует. С точки зрения философии
менеджмента — он есть. Китайский менеджмент
относится к национальным особенностям
Китая, где еще не развита наука менеджмента
как в странах развитого капитализма.
На основе философии китайского менеджмента
применяется национальный менеджмент.
Западный менеджмент сначала анализирует
проблему, распределяет рабочие места,
затем набирает подходящий персонал. Китайский
менеджмент основывается на принципе:
«Дела зависят от человеческого отношения».
К примеру, китайцы вместе занимаются
делами без трудового распределения, рабочего
места, работают и показывают свои особенности
и способности, устраивают дела в зависимости
от человеческого отношения, создают первоначальную
структуру организации.
Ценность «китайского менеджмента» заключается
в ее изменчивости и гибкости. Это соответствует
национальным традициям и зависит от неопределенности,
внутренних и внешних изменений. Жесткий
режим менеджмента, или казарменный менеджмент,
не применим к быстрому изменению обстановки.
Через многие неудачи западные предприятия
обобщали и создали гибкий менеджмент,
совпадающий с китайским подходом к менеджменту:
учитывать обстановку, изменения законодательных
актов для принятия решения с учетом условий
задачи. |
|
Рис. 1. Культура китайского семейного предприятия |
Рассмотрим подробнее данную схему: Идея человека — основа.
В книге «Военные стратегии Сунь Бинь
— Лунная война» записано: «На свете и
небе нет ничего важнее человека». Мэн
Цзы говорил: «Время не лучше рельефа,
рельеф не лучше дружбы». Все это доказывает,
что человек играет важную роль в конкуренции,
со стороны современного менеджмента,
скопировать железо предприятиям легко,
а скопировать ресурсы кадров и культуру
трудно. |
Литература
1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник./ В.Р.Веснин. – М.:ТК Велбш, Изд-во Проспект, 2004.
2. Маршев В.И. История управленческой мысли. – М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Кравченко А.И. История менеджмента. 5-е изд. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005.
4. Журнал «Проблемы современной экономики» №1 (29), 2009