Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:12, реферат
Каждый лидер должен осознавать, насколько сильное воздействие на команду оказывают его слова. Потому одно из главных условий эффективного лидерства является умение общаться. Важность эффективного общения подчеркивают абсолютно все исследования в области лидерства. Ведь умение общаться иногда настолько важно, что позволяет добиваться даже власти, не говоря уже об остальных аспектах. Но не все, кто умеет общаться, становятся лидерами.
Эффективное общение - сила лидера
Каждый лидер должен осознавать, насколько сильное воздействие на команду оказывают его слова. Потому одно из главных условий эффективного лидерства является умение общаться. Важность эффективного общения подчеркивают абсолютно все исследования в области лидерства. Ведь умение общаться иногда настолько важно, что позволяет добиваться даже власти, не говоря уже об остальных аспектах. Но не все, кто умеет общаться, становятся лидерами.
Каждый лидер способен передавать своим последователям, своей команде силу собственных идей. Через все слова и действия лидера проходит эта главная идея, которая легко узнается. И именно эта способность является «голосом» лидера, в этом заключается эффективность общения лидера. Именно этот «голос» определяет и его влияние. Лидер может иметь большое количество вдохновляющих идей, мудрость, смелость, массу других достоинств, но если он не сможет передать все это своим последователям, его деятельность рано или поздно перестанет быть эффективной. И только лишь с помощью своего влияния лидер сможет направить усилия и ресурсы команды в нужное русло.
Подобно всем другим качествам и талантам, «голос» также можно развивать. Но следует помнить, что «голос», о котором мы говорим, это не красноречие, это больше чем умение выступать с речью перед аудиторией. «Голос» это даже больше, чем харизма. Это способность увлекать за собой, говорить с людьми, «зажигать» их своими идеями, демонстрировать свои идеалы. Эта способность включает три основных элемента: контроль, авторитет и историю лидера.
Контроль
В любом коммуникационном процессе есть информационное содержание. Это содержание делится между двумя собеседниками, включенными в процесс общения. Так, допустим, собеседник «А» хочет поделиться информацией с собеседником «Б», для этого он может выбрать совершенно любой способ обмена информацией. Данному процессу посвящено множество книг, цель которых показать как можно более эффективный способ передачи информации и донести до собеседника «Б» основную идею, убедить его. При этом в разных подходах упор может делаться на совершенно различных составляющих процесса — на мимике и жестах, на способах влияния и управления. Но суть всегда остается одной и заключается в том, чтобы делиться информацией. И только одного компонента не хватает в этой вариативной системе — контроля.
Любой процесс коммуникации состоит из 2-х компонентов — содержания и контроля. Содержание — это вербальные, а также невербальные послания, которыми обмениваются участники процесса. Но в ходе любого взаимодействия, любого процесса всегда есть ведомый, а есть ведущий. Это верно даже в отношении двух близких друзей или двух любящих друг друга людей. Кто-то направляет беседу, а кто-то следует в этом направлении. Естественно, в какой-то момент в зависимости от многих факторов роль ведущего может перейти к ведомому. И, тем не менее, в процессе коммуникации кто-то всегда находится под влиянием другого. Все просто, но данная закономерность необычайно важна, когда речь идет о лидерстве. Ведь тот, кто управляет процессом общения, беседой, тот и определяет ее содержание. И если лидер не будет в состоянии установить контроль, занять позиции ведущего, то его идеи просто напросто не будут услышаны. Без контроля в данном контексте лидер не будет являться лидером, или будет обладать слишком слабым влиянием.
Управление беседой вовсе не подразумевает устанавливание условий, надиктовывание ответов. Тот, кто управляет беседой, напоминает подающего в теннисе: он совершает первый удар по мячу, а его собеседник отвечает. Если лидер постоянно отвечает на требования своих подчиненных, значит, он не управляет общением, а, следовательно, не является лидером. Поэтому любой человек, стремящийся к лидерству, должен знать, каким образом устанавливать и поддерживать контроль над ситуацией.
Контроль определяется 2-мя основными факторами — ведущими установками и социальными нормами. Социальные нормы призваны регулировать наше поведение, именно ими мы руководствуемся при общении. Так, к примеру, при взаимодействии с человеком, который превосходит нас по социальному статусу, мы принимает (бессознательно) подчиненную роль. В этой ситуации контроль принадлежит нашему собеседнику. При этом важно учитывать, что контроль устанавливается прежде, чем начинается содержательная часть разговора.
Рассмотрим пример. Допустим, на каком-то мероприятии вы знакомитесь с человеком. Вы начинаете осторожно обмениваться информацией друг о друге (где работаете, где живете и т.д.). В ходе этой беседы определяется, кто из собеседников превосходит другого по каким-либо параметрам (социальный статус, опыт или другие критерии). Этот факт (превосходство одного над другим) бессознательно признается обеими сторонами, после чего беседа приобретает более свободный характер. Собеседники понимают друг друга, то есть контроль установлен, после чего начинается непосредственно передача информации. Понятно, что ведущую позицию занимает тот, кто установил контроль.
Чем большее значение имеет беседа, точнее ее тема, тем большее значение приобретает контроль. Установление контроля основывается на доверии, а доверие входит в ведущие установки. К примеру, ведущей установкой собеседников, которые уважают друг друга, будет являться обоюдное согласие. Если же стороны не уважают друг друга, то содержание беседы может исказиться или становится менее значимым аспектом.
Установление контроля
Контроль устанавливается очень быстро и бессознательно. В ходе взаимодействия один из собеседников принимает на себя подчиняющуюся роль, другой — управление ситуацией. Собеседники выбирают общую установку, которая кажется для данной ситуации наиболее подходящей. После чего происходит передача содержания беседы. Но эта модель работает лишь в том случае, если подчиненная сторона согласна просто воспринимать информацию. Но если собеседник захочет возразить тому, кто управляет ситуацией, что тогда? Ведущий просто отбросит эти возражения.
Поэтому, если одна из сторон установила контроль, а другая сторона желает на время перехватить этот контроль, чтобы внести изменение в содержание беседы, другими словами, оспорить высказывание первой стороны, нужно продемонстрировать контролирующему другую установку и нарушить социальные нормы. Есть три основные стратегии, которые позволяют перехватить контроль над ситуацией.
Стратегия первая — демонстрация силы. Эта стратегия включает несколько вариантов: утверждение, враждебные эмоции, угрозу, компетентность. Утверждение проявляется в настойчивом сообщении о своей позиции по отношению к обсуждаемой теме. Враждебные эмоции заключаются в выражении злобы, повышении голоса, а также в оскорбительном поведении. Угроза — демонстрация возможных негативных последствий. Компетентность — демонстрация более обширных навыков и знаний в определенной области, сфере деятельности.
Эта стратегия со стороны выглядит так, словно оппонент потерял контроль над собой, находится в ярости. На практике не каждый даже очень сильный лидер может противостоять подобному напору, потому как лидеру не ясно, к каким последствиям приведет спор. Но помните, что демонстрация силы все же исходит от подчиненной стороны, поэтому управляющий ситуацией не обязан сдавать своих позиций. Если же управляющий осознает шаткость своих позиций, то он теряет управление, однако выбор всегда за управляющей стороной. Помните, что контроль нельзя отобрать, его можно лишь отдать. Отступать стоит лишь в том случае, если это может послужить общей цели, но не под влиянием своих эмоций и страха.
Стратегия вторая — демонстрация слабости. Эта стратегия включает выражение слабости, обман и настойчивость. Выражение слабости заключается в просьбах, плаче, попытках заставить собеседника почувствовать свою вину. Обман — это попытка обмануть другую сторону, прибегнув к лести или к дезинформации. Настойчивость — повторение определенных действий до тех пор, пока не удастся переубедить собеседника.
Стратегия третья — апелляция к справедливости. Эта стратегия включает в себя торговлю, компромисс или убеждение. Торговля — равноценный обмен, предложение чего-либо взамен тому, что требуется. Компромисс — чтобы достичь соглашения, обе стороны поступаются чем-либо. Убеждение — использование сильных доводов и аргументов для того, чтобы другая сторона приняла наше мнение.
Данные стратегии
призваны перехватить (при условии,
что управляющая сторона
Представим себе ситуацию, где есть начальник и подчиненный. Подчиненный хочет получить повышение, но начальнику он нужен на прежнем месте. Подчиненный пытается донести до своего начальника, что ему необходимо больше возможностей, он нуждается в большем признании заслуг. Но начальник его не слышит, ведь подчиненный не управляет ситуацией. Подчиненному необходимо овладеть ситуацией, установить над ней контроль, поэтому он подает заявление об уходе. Если рассматривать это с точки зрения стратегий, то заявление об уходе — демонстрация силы. В итоге начальник сдается, подчиненный получает повышение. Но начальник вовсе не обязан был поступать так, ведь он мог понять, что подчиненный блефует. Ведь, как уже отмечалось, контроль нельзя отобрать, его можно только отдать.
Авторитет
Авторитет отличает лидера от последователей и дает власть над ними. Есть два основных источника авторитета — власть положения и личная власть. Понятно, что власть положения дается высшим начальством, а личная власть исходит из уважения последователей. Наиболее эффективный лидер — тот, который обладает властью обоих типов.
Власть положения может выражаться одним из трех типов — законной властью, властью принуждения или властью поощрения. Законная власть подразумевает определенное положение и определяет круг возможностей лидера, а также те решения, которые он может принимать в рамках компании (соответственно своему положению в ней). Власть принуждения базируется на угрозах и наказаниях, которые применяются с целью увеличить послушание подчиненных. Это самый слабый из всех видов власти, поскольку эффективность ее мер недолгая, и она лишь подрывает доверие к лидеру. Власть поощрений подразумевает раздачу материальных и нематериальных поощрений. Чем выше находится лидер в иерархии компании, тем больше его власть поощрений.
Данные виды власти востребованы для управления низкоквалифицированными подчиненными и подчиненными со слабой мотивацией. На высокопрофессиональных подчиненных с высоким уровнем мотивации она оказывает намного меньшее влияние.
Личная власть — власть, исходящая от последователей. При этом если лидер, обладающий такой властью, покидает место своей работы, то его подчиненные следуют за ним. Личную власть часто путают с харизмой, с обаянием, однако, личная власть — это гораздо более емкое понятие.
Принято выделять три типа личной власти — власть связей, власть отношений и информационная власть. Власть связей — этот тип власти основан на связях с влиятельными людьми. Такая власть делает своего обладателя полезным для других, окружающие смотрят на него сверху вниз. Власть отношений — это тесные отношения лидера со своими подчиненными. Власть происходит из позитивного отношения подчиненных к своему руководителю. Информационная власть — специальные знания или информация, в которой нуждаются окружающие люди. На деле такой человек незаменим для компании благодаря своей эрудиции, но он может и не обладать властью положения.
История лидера
Каждый лидер имеет некую концепцию своей личной истории, которая может быть представлена в том или ином виде. Для наглядности приведем личную историю Тома Уотсона. Все долгие годы, которые Уотсон занимал пост президента корпорации IBM, на стене, позади его стола, висел плакат с одним лишь словом: «Думай!». В этом и заключалась его всеобъемлющая концепция, именно на ней было сфокусировано его общение, и именно она была центром его представлений. Все годы его правления компания славилась самым интеллектуальным персоналом. Каждый новый служащий проходил сложнейший курс обучения. А большая доля ресурсов компании уходила на то, чтобы заставлять своих сотрудников думать.
Поэтому самая лучшая история лидера — это вовсе не история (не фантазия, не биография, не баллада о заслугах и достижениях), это его идея, находящая свое отражение в нем самом. Он живет этой идеей, дышит ею. Поэтому вся его жизнь — это и есть его история. Когда лидер сам верит в свою идею, он заставляет верить в нее и других.