Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:13, контрольная работа
Информатизация (англ. Informatization) — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный.
Введение
1. Показатели эффективности информатизации
2. Эффективность ресурсов информационных систем
3. Планирование в среде информационных систем
Список использованной литературы
Курсовая работа
по
дисциплине «Информационный менеджмент»
Выполнил:
Красноярск,
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Список
использованной литературы
Введение
Информатизация (англ. Informatization) — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- глобальный процесс активного формирования
и широкомасштабного
Фундаментом
процесса информатизации является радиоэлектронное
производство. Большие достижения в
области информатизации достигнуты
в США, Японии, Англии, Франции, ФРГ, в ряде
малых стран Европы и Азии; наращивает
потенциал информатизации Латинская Америка.
Основными звеньями общенациональных
систем эксплуатации информационных ресурсов
являются: сети ЭВМ, базы данных, экспертные
системы, суперкомпьютеры, волоконно-оптические
линии связи, персональные ЭВМ. Главными
направлениями развития информатизации
становятся: создание более прогрессивных
и гибких средств обработки информации,
снижение стоимости ее обработки, улучшение
технических характеристик оборудования,
расширение масштабов стандартизации
устройств сопряжения, качественное улучшение
подготовки кадров; разработка защитных
мер против несанкционированного доступа
к информации и др.
Важным
условием эффективного участия информационного
менеджера в
процессе управления капиталовложениями
в сфере информатизации являются понимание
им микроэкономических факторов, действующих
на предприятии, и преломление их влияния
на область информатизации.
ИС предприятия, как правило, поглощают весьма значительные капиталовложения, в особенности ИС, построенные на основе наиболее передовых и дорогостоящих средств. Они являются неотъемлемой частью технологического оснащения, входят в состав основных фондов или базового оборудования и могут существенно повлиять на затраты предприятия по выпуску продукции, т.е. на цену продукции или услуг. Это означает, что средства информатизации необходимо рассматривать аналогично всем другим основным средствам фирмы и оценивать их использование по тем же критериям, в частности, в отношении эффективности капиталовложений. Решения по эффективности использования СИ в реальных условиях требуют определения их доли в складывающейся цене продукции. Задача эта - определение доли того или иного ресурса в общих показателях - вообще очень непростая, а в отношении информационных ресурсов - тем более, что обусловлено прежде всего недостаточным опытом производственного использования этих ресурсов в сфере материального производства. Тем не менее хотя бы ориентировочную оценку вклада ИР в экономические показатели продукции получить нужно и можно. Это может иметь вид анализа показателей, характеризующих производственную ситуацию, или испытаний на моделирующих средствах либо в специальных контрольных ситуациях. В любых случаях необходима детальная учетная информация определенного состава, однозначно характеризующая как участие данного вида ресурсов в процессе производства на этапах технологического процесса, так и состояние рассматриваемых средств информатизации в качестве элементов основных фондов производственного комплекса. По первой части учетные данные должны формироваться системным журналом, или документами внутреннего учета работы ИС, т.е. в конце концов системным администратором. Следует подчеркнуть, что при разработке системного журнала и обязанностей системного администратора эти вопросы и обязанности редко согласуются с экономистами предприятия, которые, в свою очередь, тоже редко ставят перед системными администраторами такие учетные задачи. В связи с необходимостью учета состояния СИ необходимы данные об износе. Определить эффективность использования информационных ресурсов не проще, чем любых других. К тому же корректных критериев и методик определения информационной емкости продукции (по аналогии с материалоемкостью, энергоемкостью и удельными затратами финансовых ресурсов -себестоимостью или издержками) пока создано явно недостаточно. В то же время затраты информационных ресурсов на многие виды продукции и услуг становятся вполне ощутимыми. По этой причине предприятиям, которые захотят предметно управлять затратами информационных ресурсов на выпускаемую ими продукцию или оказываемые услуги, придется определить для себя такие критерии эффективности и найти подходящие для их специфики методики определения соответствующих количественных показателей. При этом могут использоваться обобщенные показатели деятельности сферы обработки информации на предприятии, аналогичные показателям эффективности других основных фондов (ОФ):
и другие аналогичные оценки. Здесь обозначено: годовой объем - объем работ, выполненных на предприятии в течение года по ОИ в денежном или натуральном выражении; среднегодовая стоимость ОФ - данные учета стоимости ОФ сферы ОИ с учетом их движения (убытая, списания, приобретения и т. д.); среднесписочная численность - численность работников в сфере ОИ, усредненная по году, ~ стандартный показатель учета кадров. |
Каждый
из показателей может
быть нужным образом детализирован за
счет представления исходных данных. Например,
среднесписочную численность можно привести
к некоторой условной (базовой) квалификации
работника, определяемой, например, средней
зарплатой в сфере ОИ. Это позволит учесть
квалификацию персонала и мероприятия
по повышению квалификации. Тогда производительность
труда может быть выражена не «в натуральном
выражении», т.е. в виде доли годового объема,
отнесенного на одного работника в среднем
по году, а в стоимостном исчислении - в
виде доли годового объема, приходящегося
на 1 «среднюю зарплату», т.е. в форме отношения
годового объема к фонду оплаты труда
работников сферы ОИ.
Такой показатель позволит определить, сколько и каких работников иметь в сфере ОИ: сколько низкооплачиваемых, сколько высокооплачиваемых, где именно и какой они должны приносить доход. Так, позиционная стоимость рабочего места в средней электронной фирме Omicron для типовых должностей получена в следующих размерах (долл.): инженер - 27 000; руководитель проекта - 33 000; начальник отдела - 40 000. В связи с этим возникает также проблема использования ресурсов, в частности, оценки затрат на непродуктивную деятельность работника. Отсутствие отработанной методики определения непродуктивного времени, которое пользователи проводят за компьютерами впустую, затрудняет определение общей стоимости владения и, как следствие, - оценку эффективности ИС. В качестве опорных могут использоваться обобщенные оценки, основанные на додели структуры машинного времени, в частности: коэффициент готовности Кг=ТИ/(Ти+Тпв); коэффициент простоя КП=ТПВ/(ТИ+ТПВ); КП+КГ=1, где ТИ- время использования средств в любой их трактовке; ТПВ- время вынужденных простоев, не зависящих от работника в явной форме. В этих выражениях можно учитывать не календарное, а так называемое приведенное или взвешенное время, т.е. учесть ценность машинного времени того или иного устройства или программного средства более конкретно. В самом деле, в составе основных фондов могут быть средства, используемые редко и мало, и могут быть базовые средства, всецело определяющие основные процессы обработки информации, которые должны использоваться максимально эффективно, что учитывалось при их приобретении. Простои этих групп средств могут и должны оцениваться по-разному, При оценке эксплуатационных расходов, связанных с непродуктивным использованием информационных технологий, мнения руководителей информационных служб, консультантов и аналитиков расходятся. Одни предлагают учитывать всю непродуктивную деятельность пользователей - отвлеченные занятия, непрямые дела и т.д. Другие отделяют от личных пристрастий пользователей то, что пусть косвенно, но связано с работой. Так, считается, что чтение Web-страниц конкурентов имеет больше отношения к работе, чем просмотр биржевых сводок теми работниками, которым это не вменено в их обязанности. Модель оценки стоимости владения компьютером, разработанная аналитиками компании Gartner Group, относит к категории непродуктивных затрат все случаи использования информационных технологий в личных интересах. Это компьютерные игры в рабочее время, составление расписания занятий ребенка или даже чрезмерное увлечение видом панели рабочего стола Windows. По этой модели снижают эффективность использования рабочего времени также помощь коллегам, простой компьютеров, самостоятельное обучение и управление личной информацией, не относящейся непосредственно к работе. Согласно модели Gartner Group каждый пользователь проводит в среднем один час в неделю за подобными занятиями. Более суровые специалисты компании American Airlines считают, что непроизводительные затраты информационных ресурсов включают как просто отвлеченные занятия работника, так и его занятия по изучению системы в рабочее время. По их мнению, эти затраты составляют не менее 25% всей стоимости владения ПК. Как видно, отличить полезную деятельность от непродуктивной бывает сложно. Поэтому потребуется провести в организации объемную работу по описанию и оценке различных дел, которые может выполнять работник за компьютером, и доведению этих перечней до уровня стандарта предприятия или другого подобного нормативного документа, на основании которого можно будет применять в отношении работника те или иные меры. В разных организациях такие перечни могут выглядеть весьма по-разному. Оценки эффективности информационных ресурсов в разных компаниях тоже могут существенно различаться, однако при наличии хотя бы укрупненных оценок уже можно строить систему критериев эффективности и стратегии ее повышения, причем вначале это могут быть просто объемные показатели продуктивных затрат ресурсов в течение рабочего периода (смены, месяца, квартала, года). |
Информатизация
представляет собой сложный многоаспектный
процесс, оперативный контроль которого
позволит, во-первых, своевременно получать
достоверные и комплексные оценки его
качества и эффективности, а во-вторых,
разработать и использовать механизмы
по его управлению. Для решения данных
задач следует применять соответствующие
критерии и показатели.
Согласно зарубежному опыту, оценка качества
информатизации должна производиться
с помощью интегральных и частных показателей,
позволяющих прямо или косвенно охарактеризовать
ее результативность, ресурсоемкость,
оперативность и эффективность [1, 2, 3].
Как свидетельствует практика, системы
оценок для анализа состояния информатизации
на сегодняшний день не существует, и официальная
статистика в этой области остается фрагментарной.
Предпринятые попытки автора изучить
динамику данного процесса на основе сведений
органов государственной статистики показали
отсутствие необходимой информации. Оперируя
лишь сведениями о количестве предприятий,
занимающихся оказанием информационно-вычислительных
услуг и разработкой программного обеспечения,
трудно не только определить эффективность
информатизации, но и выявить приоритетные
направления ее развития. Более того, оценку
эффективности необходимо проводить не
по числу компьютеров, а по количеству
и качеству услуг, которые государство
оказывает в режиме онлайн, по уровню использования
информационных технологий. Востребованность
системы объективных оценок заключается
в том, что информатизация связана с достаточно
крупными финансовыми средствами, затраты
которых необходимо спланировать (скажем,
применяя программно-целевой метод управления),
чтобы получить ожидаемый результат.
Мониторинг объектов информатизации позволяет
определить показатели, характеризующие
состояние данной сферы , а также источники
получения первичных данных. Необходимо,
чтобы эти индикаторы были прозрачны,
доступны, а также совместимы и сопоставимы.
Иными словами, система должна быть инвариантна
по отношению к объектам и условиям проведения
оценок. Выполнение этих рекомендаций
позволит сделать ее эффективной, используемой
в масштабах страны и предоставляющей
специалистам количественные и качественные
характеристики развития информатизации.
Построение такой системы осуществляется
на основе структурно-факторной модели,
которая описывается как функционал ряда
составляющих. В число включены наборы
из четырех важнейших компонентов: U = F
(P,E,S,T), где U — уровень информатизации;
Р — политический фактор; Е — экономический;
S — социальный; Т — технический. Их содержание
может быть представлено в виде иерархической
структуры, высший уровень которой определяется
двумя макрофакторами — политическими
и экономическими, каждый из них, в свою
очередь, образован факторами следующего
уровня — соответственно социальными
и техническими.
Согласно предложенной модели, первая
группа показателей характеризует эффективность
органов государственного управления
по выполнению программных мероприятий
социально-экономического развития общества
и объема материальных ресурсов, которые
будут использованы при реализации соответствующих
политических решений. Она содержит как
качественные, так и количественные индикаторы,
отражающие состояние нормативно-правовой
базы. К ней относятся также следующие
параметры: наличие концепции и программы
информатизации; общее количест¬во программ
в данной сфере, законодательных и нормативных
актов; участие в общегосударственных
и специальных отраслевых программах
информатизации и проектах; доля предприятий
и число работников, использующих — компьютеры,
Интернет по типу доступа; по типу деятельности
(цели использования); имеющих — веб-сайт;
ЛВС; экстранет; доля финансовых затрат
учебных заведений на ИКТ в общем объеме
бюджета; доля средств госбюджета, направленных
на ИКТ.
Вторая группа показателей отражает качественную
и количественную динамику формирования
и распределения экономических ресурсов
и включает следующие критерии: тарифы
на доступ в Интернет (20 часов в месяц);
на мобильную сотовую связь (100 минут в
месяц); долю рабочей силы, вовлеченной
в ИКТ (от всего бизнес-сектора); добавленную
стоимость в данном секторе (в процентах
от общей добавленной стоимости всего
бизнес-сектора); импорт и экспорт товаров
ИКТ (в процентах от общего импорта и экспорта);
объем доходов операторов связи (в процентах
от ВВП).
Третья группа показателей характеризует
социальные факторы и содержит следующие
оценки: число школ, подключенных к Интернету;
количество учеников на 1 компьютер в школах;
численность учащихся, имеющих ПК с доступом
в Интернет (широкополосный/
Четвертая группа показателей позволяет
оценивать такие технические факторы,
как развитие информационно-коммуникационных
технологий, доступ к информационным сетям,
уровень электронной коммерции. Они должны
отражать особенности и возможности ИКТ
для обработки, передачи и представления
различных информационных ресурсов и
соответствовать общепринятому в настоящее
время функциональному определению ИКТ.
К данной группе показателей относят:
количество на 100 жителей фиксированных
телефонных линий, абонентов мобильной
сотовой связи, компьютеров, абонентов
Интернет и широкополосного доступа в
Интернет; общую пропускную способность
внешних каналов доступа в Интернет в
расчете на одного жителя; процент населения,
охваченного мобильной сотовой связью;
долю населенных пунктов с центрами коллективного
доступа в Интернет (PIACs) по числу жителей
(сельское/городское население); количество
интернет-провайдеров; численность веб-сайтов
в зоне BY.
Основой факторной системы оценки состояния
информатизации как объекта управления
является общая блок-схема формирования
базовых групп показателей. Каждый ее
блок может быть представлен в качестве
подсистемы взаимосвязи синтетических
и аналитических показателей (рис. 2). Комплексный
экономический анализ состояния информатизации
требует системного подхода, рассмотрения
всех сторон этого процесса в их взаимосвязи
и логически обоснованной последовательности
изучения динамики показателей. При его
проведении можно выделить основные этапы:
1-й — создание системы из пяти взаимосвязанных
элементов: ресурсоемкости, оперативности,
результативности, эффективности, качества
[5]. Производятся обзор и отбор показателей,
характеризующих состояние информатизации.
Системный анализ позволяет раскрыть
и выявить влияние всех частных факторов,
обеспечивающих решение этой задачи.
2-й — углубленный анализ показателей.
Разрабатывается си¬стема синтетических
(результативных, обобщающих) и аналитических
(частных или факторных) индикаторов: например,
объем и состав предоставляемых информационных
услуг — обобщающий; численность и квалификация
работников, занятых в информационной
сфере — частный (факторный). Составляется
общая блок-схема комплексного экономического
анализа и оценки, определяются взаимосвязи
между блоками и факторами, влияющие на
изменение обобщающего показателя. Например,
на объем и состав предоставляемых информационных
услуг воздействуют их стоимость, среднее
время окупаемости информатизации, уровень
зарубежного спроса на отечественные
услуги.
3-й — анализ и оценка полученных количественных
и качественных показателей. Характеризуются
состояние информатизации и имеющиеся
резервы, вырабатываются предложения
и рекомендации по использованию выявленных
ресурсов и повышению их эффективности.
Информационной базой комплексного экономического
анализа является система показателей,
которая охватывает все стороны информатизации.
Их можно объединить в блоки и создать
схему формирования и анализа основных
групп показателей состояния данного
процесса. Составляется общая блок-схема
комплексного экономического анализа
и оценки состояния информатизации (рис.
3).
Общая блок-схема включает 5 составляющих.
Блок 1. Анализ ресурсоемкости информатизации
В основу всех экономических показателей,
представленных в блоке 1, включена совокупность
следующих индикаторов: затраты на информатизацию,
информационную деятельность; среднее
время окупаемости. Комплексный анализ
необходимо начинать с изучения ресурсоемкости
информатизации, так как показатели этого
блока оказывают влияние на все остальные
параметры, а именно: степень удовлетворения
спроса, объем и состав предоставляемых
вычислительных и информационных услуг.
Согласно литературным источникам, показатели
ресурсоемкости должны позволять оценивать
затраты на информатизацию всех видов
ресурсов, в том числе материальных, энергетических,
информационных, трудовых и т.д., кроме
временных [1, 4, 6, 7].
Блок 2. Анализ и оценка оперативности
информатизации
Данный блок характеризуется такими важными
показателями, как среднее время обработки
одного запроса, ожидания возможности
доступа к информационной системе; необходимый
состав, численность и квалификация работников,
занятых в данной сфере; требования к уровню
подготовки пользователей. При этом должны
использоваться индикаторы, позволяющие
оценить временные затраты на информатизацию.
Блок 3. Анализ и оценка результативности
информатизации
Показатели результативности должны позволять
количественно или качественно оценивать:
объем и качество, возможность доступа
к национальным и мировым информационным
ресурсам; качество информационной инфраструктуры
и ее элементов; степень подготовки жителей
к использованию информационных средств
и технологий, включая уровень компьютерной
грамотности и культуры, их готовность
к восприятию предоставляемых информационных
ресурсов, а также степень удовлетворения
и развитости информационных потребностей.
Выбор показателей результативности,
ресурсоемкости и оперативности должен
быть обоснован. На их базе формулируются
критерии, позволяющие сделать выводы
о качестве и эффективности информатизации.
Блок 4. Анализ эффективности информатизации
Этот блок характеризуют четыре основных
показателя: затраты на информатизацию;
стоимость произведенных услуг; прирост
прибыли; среднее время окупаемости.
Предыдущие блоки 1, 2 и 3 формируют необходимые
индикаторы и влияют на эффективность
информатизации. Последние должны оценивать
цели конкретных проектов, сравнивать
варианты и выбирать из них наиболее эффективные.
Блок 5. Анализ качества информатизации
Производится с помощью интегральных
и частных показателей блоков 1, 2, 3 и 4.
Все относительные (качественные) индикаторы
блоков 4 и 5 зависят от предыдущих. Параметры
качества следует применять при оценке
состояния и результатов информатизации,
а эффективности — при осуществлении
соответствующего контроля. Проведенное
исследование свидетельствует, что использование
только экономических параметров недостаточно
хотя бы потому, что не все составляющие
качества и эффективности могут быть корректно
представлены в стоимостной форме. Применяемые
для оценки состояния информатизации
показатели включают интегральные и частные
индикаторы качества. Первые характеризуют
состояние информатизации в целом, вторые
— отдельные стороны, например направления,
сферы и т.д.
Экономические показатели устанавливают
затраты на информатизацию, непосредственно
на информационную деятельность, а также
получаемую от нее прибыль. Их состав:
прирост доходов, стоимость произведенных
услуг, расходы на информатизацию, среднее
время окупаемости, уровень зарубежного
спроса на отечественные информационные
услуги и получаемая от этого прибыль.
Схема решения задачи по оценке экономической
эффективности информатизации, построенная
автором с учетом изложенных выше положений,
приведена на рис. 4.
Дать интегральные оценки непосредственно
со стороны удовлетворения потребностей
пользователей позволяют социальные показатели.
Их система включает уровень информированности
потребителей, объем и состав предоставляемых
информационных услуг, степень удовлетворения
спроса на них, численность и квалификацию
работников, занятых в данной сфере.
Условия применения и обслуживания информационных
систем характеризуют эксплуатационные
показатели. Их примерный состав: среднее
время ожидания возможности доступа к
информационной системе и обработки одного
запроса, состав, численность и уровень
подготовленности работников, требования
к пользователям и др.
Предложенные показатели позволяют определять
как состояние информатизации в целом,
так и отдельные ее составляющие. Для формирования
критериев оценки необходимо уметь задавать
требования к показателям оцениваемых
свойств. Исследование литературных источников
[1, 7] позволило автору выделить несколько
подходов к решению данной задачи:
• экстремальный, когда показатель каждого
оцениваемого свой¬ства должен достигать
своего предельного значения;
• сравнение с эталонным образцом (отношение
значений показателей свойств оцениваемого
объекта и эталона);
• эмпирический — на основе экспертных
оценок;
• анализ качества и эффективности применения
объекта.
Изложенные автором общие положения легли
в основу собственной методологии оценки
качества результатов и экономической
эффективности информатизации. Она порождается
совокупностью свойств, к которым относятся
результативность, ресурсоемкость, оперативность.
Первая характеризует способность информатизации
давать целевой эффект, то есть обеспечивать
достижение ее целей. Вторая определяет
использование ресурсов — материальных,
энергетических, информационных, трудовых,
финансовых, временных — для получения
целевого эффекта.
Таким образом, все показатели оценки
состояния информатизации находятся в
тесной взаимосвязи и зависимости. Это
и определяет последовательность выполнения
комплексного анализа — от изучения первичных
индикаторов до обобщающих, которая соответствует
объективной основе формирования экономических
показателей.
Эффективное
использование ресурсов необходимо на
любом уровне ИС, будь то рабочее место
рядового работника или глобальная система.
Здесь приводится краткое введение в проблему
эффективного использования информационных
ресурсов в производственном или «натуральном
выражении».
Одним из путей повышения эффективности использования ИР является интенсификация. Определение сути этого понятия применительно к технологиям обработки информации и предоставления информационно-вычислительных услуг не является тривиальным в силу специфики сферы. В качестве критериев эффективности ИР здесь рассматриваются:
В основе любой ИС лежит совокупность приложений, отражающих ее ресурсы и представляющих непосредственный интерес для ее владельца и пользователей. Именно приложения составляют базу информационной системы, а не компьютеры, сети и программы, роль которых на самом деле вторична: если бы можно было получить желаемые услуги как-то иначе (если это можно представить!), то никто не стал бы создавать ИС. Однако иногда ИС выглядит как совокупность элементов технологического назначения, переход от которых к приложениям не всегда эффективен и очевиден. При этом технология может быть определена как процесс преобразования исходных продуктов (материалов, сырья) в требуемые с использованием определенного набора инструментов, оборудования и других ресурсов: материальных, интеллектуальных, финансовых. Технология состоит из этапов (операций), на каждом из которых должны быть определены их результаты и предусмотрены все необходимые ресурсы. С этих позиций формирование ИТ мало чем отличается от технологических процессов в других производствах. Ясно, что отсутствие или недостаток какого-либо ресурса задерживает или вообще делает невозможным выполнение этапа или всего процесса в целом. В то же время избыточные ресурсы снижают эффективность. В связи с этим при формировании технологии достаточно часто возникают и должны решаться оптимизационные задачи. В качестве примера можно рассмотреть задачу обоснования варианта архитектуры одной из частей ИС, при этом рассматриваются два варианта технологии. Первый - на основе технологии «файл-сервер» - предполагает наличие клиентского приложения, реализующего задачу, и файл-сервера, предназначенного. Для хранения и обеспечения доступа пользователей к общим файлам системы. Пусть данный вариант уже применен на предприятии, что определяет и наличие опыта у специалистов. Недостатки данного варианта: низкая производительность из-за напряженного сетевого графика, высокие требования к пропускной способности сети и производительности клиентских мест, трудность масштабирования ввиду сложности согласованного наращивания ресурсов, низкие защищенность системы от несанкционированного доступа и надежность. Второй вариант - на основе технологии «клиент-сервер» ~ предусматривает наличие сетевой среды, в которой клиент инициирует запрос к серверу, выполняющему запрос. Клиент - приложение, которое отвечает за ввод, отображение и предварительную обработку информации. Сервер - прикладная часть, которая реализует основные функции системы: управление данными, разделение информации, администрирование и политику безопасности. Достоинствами данного варианта являются: высокая производительность, достигаемая за счет уменьшения сетевого графика и возможности работы с базой данных наиболее мощной машины сети (сервера), умеренные требования к пропускной способности сети и производительности клиентской части системы, возможность наращивания производительности (масштабирование) системы, высокий уровень безопасности и надежности системы. Недостатком реализации этого варианта для данного предприятия является необходимость значительных финансовых вложений. По-видимому, обоснование варианта архитектуры ИС будет естественным на основе многокритериальной задачи принятия решений. Известно, что оптимальное решение принадлежит области компромиссов. Для выбора оптимального варианта следует задать смысл оператора оптимизации или выбрать схему компромисса. Здесь возможны различные варианты. Для корректного решения этой задачи нужно задать и определить достаточно много условий и параметров, характеризующих реальную систему и реальное предприятие: производительность сервера, пропускную способность сети, стоимость внедрения, безопасность, надежность и т.д. Если предприятию недоступны или крайне нежелательны ощутимые начальные финансовые затраты, необходимые для перехода на технологию «клиент-сервер» и связанные с ее внедрением, архитектура ИС на основе «файл-сервера» будет оптимальной. Если такие затраты доступны и можно не принимать во внимание, что на предприятии уже применяется архитектура на основе «файл-сервера», вариант «клиент-сервер» может оказаться предпочтительнее. Интенсификация использования ЭВМ и других технологических средств и тем самым достижение высокой эффективности ИС могут быть обеспечены за счет увеличения доли полезного машинного времени (MB) в общем бюджете времени работы машин, поскольку представление о загрузке всех видов ресурсов по времени является естественным и позволяет в первом приближении оценить количественно эффективность их использования. При автономном использовании машин эти показатели эффективности вообще могут оказаться вполне адекватными. |
В
соответствии с протяженностью во времени
задач управления различают стратегический
информационный менеджмент (СИМ) и
оперативный информационный
менеджмент (ОИМ). Причем между этими
уровнями существуют отношения подчиненности,
т.е. цели, определяемые на стратегическом
уровне, реализуются на оперативном. При
этом глобальная стратегическая цель
ИМ в информационных системах должна состоять
в обеспечении возможно большего вклада
ИС в цели предприятия по основной деятельности
через использование информационных технологий;
в соответствии с этой целью возникают
специфические задачи и для организации
собственно информационного менеджмента.
Понятие «стратегический» в отношении ИМ предполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных - на срок 3-5 лет - целей по всем направлениям, а с другой - выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации. Выбранные решения долгосрочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. наиболее краткосрочного, уровня. Задачи оперативного информационного менеджмента ориентируются на соответствующие стратегические задачи и цели. В отличие от долгосрочной стратегической постановки задачи ОИМ планируются и существуют на среднем или на коротком интервале (в сфере обработки информации - это период времени до одного года); эти задачи чаще всего ощущаются и решаются на уровне руководства службой обработки информации организации. Планирование - главная задача ИМ на стратегическом уровне. Именно на уровне стратегического информационного маркетинга возникает и должна удовлетворяться повышенная потребность в планировании. Она обусловлена как необходимостью своевременного устранения возможных препятствий, так и потребностью выявления максимальных шансов для предприятия, создаваемых ИС и ИТ. Размышления по поводу необходимости планирования работы информационной системы начинаются уже при поиске ответа на вопрос, какую собственно роль играет ИС на предприятии. Принимается, что информационная система имеет большое значение для предприятия, когда на ее основе решаются задачи конкуренции на рынке, а также когда информационная интенсивность технологического процесса основной деятельности предприятия и поддержания производительности этого процесса высока. Это имеет место, например, для банков, бирж и страховых обществ, ряда государственных учреждений и др. Другим важным направлением планирования является определение плана инвестиций в ИС. В прошлом такой план составлялся (и в настоящем еще часто составляется) в значительной мере случайно: например, по накопившимся неудовлетворенным запросам пользователей или путем анализа заявок на замену или создание частей системы, требующих инвестиций, а также с учетом финансирования растущего объема обслуживания. Однако в стратегическом плане могут быть целенаправленно выявлены приоритетные направления при формировании плана инвестиций. Здесь требуется, чтобы в распоряжении администрации были общий вид и характер имеющихся на предприятии информационных работ. Этот общий вид структуры ИС выводится из анализа протекающих на предприятии процессов. Путем
взаимного взвешивания значений
процессов находят или |