Экологический аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:59, реферат

Описание

Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства. Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.

Содержание

Введение
Социально-экономическое назначение экологического аудита
Цели, задачи, объекты экологического аудита
Правовое регулирование экологического аудита
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Реферат2.docx

— 42.48 Кб (Скачать документ)

 

В России экоаудиторская деятельность впервые официально отмечена в Указе Президента РФ «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий» программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприродой России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования. В настоящее время указанный раздел утратил силу.

Постановлениями Правительства  РФ «О лицензировании отдельных видов  деятельности» и «Об утверждении  Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» экологический аудит отнесен к лицензируемым видам деятельности, а функция органа по лицензированию закрепляется за Минприроды России и его территориальными органами. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей природной среды» лицензирование экоаудиторской деятельности поручается Госкомэкологии России. С целью формированию нормативной базы экологического аудита приказом Госкомэкологии был принят «План первоочередных мероприятий по введению экоаудита в Российской Федерации». В настоящее время названные выше документы утратили силу, однако именно они дали толчок к формированию нормативной базы по экологическому аудиту. 
Еще одним документом, регулирующим это направление деятельности, является Приказ Госкомэкологии «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России». Этим приказом, в частности, предусмотрено ведение Реестра аттестованных экоаудиторов, организаций по экологическому аудиту, центров обучения по экологическому аудиту и фактически создана база нормативно-правовая база для широкого развертывания рынка услуг по экоаудированию 
Порядок аттестации и регистрации экоаудиторов представлены в Приказе Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». Этим приказом введены формы документации, квалифицирующей специальность «экологическое аудирование». 

Госстандарт России утвердил Международные основополагающие стандарты  ИСО серии 14000 в качестве Государственных  стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации: 
           • ГОСТ Р ИСО 14001 - 98 – «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;  
           • ГОСТ Р ИСО 14004 - 98 – «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;  
           • ГОСТ Р ИСО 14010-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;  
          • ГОСТ Р ИСО 14011-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;  
          • ГОСТ Р ИСО 14012-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии»;  
          • ГОСТ Р ИСО 14041:98.- «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ»;.  
          • ГОСТ Р ИСО 14042:98.- «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия»;  
          • ГОСТ Р ИСО 14043:98.- «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация»;  
          • ГОСТ Р ИСО 140050:98.- «Управление окружающей средой. Словарь».

Аудиторские стандарты формулируют  единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации. 
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Как деятельность экологический  аудит отмечен в ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности.

Экологический аудит как  вид деятельности под кодом 110.010.100 внесен в Классификатор правовых актов, принятый Указом Президента РФ «О классификаторе правовых актов». Понятие экологического аудита закреплено в ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

До настоящего времени  экологический аудит развивался на областном уровне. Нормативные  акты по экологическому аудиту были приняты  в Татарстане, Башкортостане; Томской, Ивановской, Московской и Нижегородской областях.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экологическое аудит — экспертиза и анализ деятельности и отчётности хозяйствующего субъекта  уполномоченными  на  то  юридическими  (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами с целью определения  их соответствия  действующему  экологическому  законодательству,  экологическим нормативным  актам,   стандартам,   сертификатам,   правилам,   требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных  органов  по обеспечению экологической безопасности,  проведение  консультаций  и  выдача рекомендаций.

Задачей аудита является поиск  оптимальных путей сочетания  экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель - способствовать своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результирующим показателем экологического аудита (ЭА) является предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

В настоящее время иностранные  инвестиции в экономику Российской Федерации, в первую очередь осуществляемые через ЕБРР и МБРР, требуют проведения программ экологического аудирования, которое осуществляется по методикам банков специализированными фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. До 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась в основном зарубежными экоаудиторскими фирмами или их представительствами, такими как “А Dams & Moore Group Company”, “Делойт энд Туш”, “Прайс Уотерхаус”, “Эрнст энд Янг” и др.

В связи с реализацией  Договора о партнерстве и сотрудничестве России с ЕС и намерением России присоединиться к ВТО существенно повышается значимость для российских экспортно-ориентированных предприятий прохождения экоаудита в соответствии с международными нормами.  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:  

 

  1. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика  природопользования. – М.: Гардарики, 2003. – 448с.
  2. Инженерная экология и экологический менеджмент /М.В. Буторина, П.В. Воробъев, А.П. Дмитриева и др.: Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – М.: Логос, 2003. – 528 с.
  3. Дикань В.Л., Дейнека А.Г., Позднякова Л.А., Михайлов И.Д., Каграманян А.А. Основы экологии и природопользования. – Харьков: ООО «Олант», 2002. – 384 с.
  4. Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые вопросы.- М.: Экзамен, 2000. – 768 с.
  5. Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина М.Е. Экологический менеджмент.-М.: Академический проект: Фонд Мир, 2003.- 320 с.
  6. ГОСТ Р ИСО 14001 - 98 – «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;  
    ГОСТ Р ИСО 14004 - 98 – «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;  
    ГОСТ Р ИСО 14010-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;  
    ГОСТ Р ИСО 14011-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;  
    ГОСТ Р ИСО 14012-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии»;  
    ГОСТ Р ИСО 14041:98.- «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ».

 

    


Информация о работе Экологический аудит