Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:59, реферат
Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства. Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.
Введение
Социально-экономическое назначение экологического аудита
Цели, задачи, объекты экологического аудита
Правовое регулирование экологического аудита
Заключение
Список использованных источников
В России экоаудиторская деятельность впервые официально отмечена в Указе Президента РФ «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий» программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприродой России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования. В настоящее время указанный раздел утратил силу.
Постановлениями Правительства
РФ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» и «Об
Еще одним документом, регулирующим это
направление деятельности, является Приказ
Госкомэкологии «Об экологическом аудировании
в системе Госкомэкологии России». Этим
приказом, в частности, предусмотрено
ведение Реестра аттестованных экоаудиторов,
организаций по экологическому аудиту,
центров обучения по экологическому аудиту
и фактически создана база нормативно-правовая
база для широкого развертывания рынка
услуг по экоаудированию
Порядок аттестации и регистрации экоаудиторов
представлены в Приказе Государственного
комитета по охране окружающей среды «О
проведении практических работ по введению
экологического аудирования в Российской
Федерации». Этим приказом введены формы
документации, квалифицирующей специальность
«экологическое аудирование».
Госстандарт России утвердил
Международные основополагающие стандарты
ИСО серии 14000 в качестве Государственных
стандартов, дающих правовую основу деятельности
по экологическому аудиту в Российской
Федерации:
• ГОСТ Р ИСО 14001 - 98 – «Системы управления
окружающей средой. Требования и руководство
по применению»;
• ГОСТ Р ИСО 14004 - 98 – «Системы управления
окружающей средой. Общие руководящие
указания по принципам, системам и средствам
обеспечения функционирования»;
• ГОСТ Р ИСО 14010-98 – «Руководящие указания
по экологическому аудиту. Основные принципы»;
• ГОСТ Р ИСО 14011-98 – «Руководящие указания
по экологическому аудиту. Процедуры аудита.
Проведение аудита систем управления
окружающей средой»;
• ГОСТ Р ИСО 14012-98 – «Руководящие указания
по экологическому аудиту. Квалификационные
критерии для аудиторов в области экологии»;
• ГОСТ Р ИСО 14041:98.- «Управление окружающей
средой. Оценка жизненного цикла. Определение
цели и области, анализ»;.
• ГОСТ Р ИСО 14042:98.- «Управление окружающей
средой. Оценка жизненного цикла. Оценка
воздействия»;
• ГОСТ Р ИСО 14043:98.- «Управление окружающей
средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация»;
• ГОСТ Р ИСО 140050:98.- «Управление окружающей
средой. Словарь».
Аудиторские стандарты формулируют
единые базовые требования, определяющие
нормативы к качеству и надежности
аудита и обеспечивающие определенный
уровень гарантии результатов аудиторской
проверки при их соблюдении. С изменением
условий и накоплением соответствующего
опыта аудиторские стандарты подлежат
периодическому пересмотру для максимального
удовлетворения потребностей пользователей
экологической информации.
Стандарты определяют общий подход к проведению
аудита, масштаб аудиторской проверки,
виды отчетов и заключений аудиторов,
вопросы методологии, а также базовые
принципы, которым должны следовать все
представители этой профессии независимо
от условий, в которых проводится аудит.
Как деятельность экологический аудит отмечен в ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности.
Экологический аудит как вид деятельности под кодом 110.010.100 внесен в Классификатор правовых актов, принятый Указом Президента РФ «О классификаторе правовых актов». Понятие экологического аудита закреплено в ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
До настоящего времени экологический аудит развивался на областном уровне. Нормативные акты по экологическому аудиту были приняты в Татарстане, Башкортостане; Томской, Ивановской, Московской и Нижегородской областях.
Заключение
Экологическое аудит — экспертиза и анализ деятельности и отчётности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами с целью определения их соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, проведение консультаций и выдача рекомендаций.
Задачей аудита является поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель - способствовать своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результирующим показателем экологического аудита (ЭА) является предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.
В настоящее время иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации, в первую очередь осуществляемые через ЕБРР и МБРР, требуют проведения программ экологического аудирования, которое осуществляется по методикам банков специализированными фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. До 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась в основном зарубежными экоаудиторскими фирмами или их представительствами, такими как “А Dams & Moore Group Company”, “Делойт энд Туш”, “Прайс Уотерхаус”, “Эрнст энд Янг” и др.
В связи с реализацией Договора о партнерстве и сотрудничестве России с ЕС и намерением России присоединиться к ВТО существенно повышается значимость для российских экспортно-ориентированных предприятий прохождения экоаудита в соответствии с международными нормами.
Список использованных источников: