Экономические методы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:29, реферат

Описание

«Хозрасчет»: две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным здесь является первое слово, а «расчет» – второстепенным, хотя и важным. Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент доклад.docx

— 19.63 Кб (Скачать документ)

3. Экономические методы менеджмента

 

     Первый из  экономических методов управления - хозрасчет.

 

        «Хозрасчет»:  две составляющие: «хозяйственный»  и «расчет». Главным здесь является  первое слово, а «расчет» –  второстепенным, хотя и важным. Полный  хозрасчет в сочетании с самофинансированием  обеспечивает хозяйственную самостоятельность  предприятия. При этом производственная  и социальная деятельность на  предприятии, а также оплата  труда осуществляются за счет  заработанных средств. Материальные  затраты на производство и  социальную сферу возмещаются  из выручки, полученной при  реализации продукции, работ и  услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим  показателем успешности хозяйственной  деятельности становится прибыль  или доход. После того как  часть прибыли или дохода будет  выплачена по обязательствам  предприятия, все, что останется,  поступает в полное распоряжение  Собственника предприятия и расходуется  на развитие производства, оплату  труда и социальные нужды. Исходя, из этой общей установки на  каждом предприятии может вводиться  одна из возможных форм или,  как часто говорят, моделей  хозрасчета.

 

      Выбор модели  хозрасчета предприятия, приспособление  ее к конкретным условиям хозяйствования  на данном заводе или фабрике  – важнейшая задача менеджера  и сонета (правления) предприятия.  Полезно для решения этой задачи  привлекать независимых консультантов  – управленцев, экономистов, правовиков.

 

      Второй  экономический метод  управления – ценообразование. Процесс который выражается в методах образования цен.

 

      В рыночной  экономике различают следующие   виды цен:

 

      1) Производственная  цена,  по которой производитель  поставляет товар крупными партиями  оптовым торговцам 

 

      2) Оптовая  цена – цена, по которой оптовые  торговые фирмы продают товар  крупными оптовыми партиями компаниям,  занимающимся розничной торговлей.

 

      3) Розничная  цена – цена, но которой ведется  продажа товара в магазинах  в розницу и небольшими партиями. Розничные цены – эта цены, по которым товары реализуются  в розничной торговой сети  населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают  из сферы обращения и потребляются  в домашнем хозяйстве или в  производстве. Розничная цена образовывается  из следующих экономических составляющих: оптовая цена промышленности, НДС  и торговая надбавка или торговая  скидка, налог с продаж. Торговая  надбавка  состоит из издержек  торговых организаций и их  прибыли для продолжения их  деятельности. Торговая надбавка  устанавливается  предприятиями  розничной торговли в процентах  к ценам приобретения товаров  (с НДС).

 

      4) Рыночная  цена – цена, по которой идет  купля-продажа на данном рынке  в данное время.

 

      5) Базисная  цена – согласуется путем переговоров  между продавцом и покупателем  крупных партий товара.

 

      6) Монопольная  цена – это цена, устанавливаемая  монополиями выше или ниже  цены производства. Выше – для  сбыта своих товаров и ниже  – для товаров, приобретаемых  у других фирм.

 

      7) Номинальная   цена  –  та,   которая  публикуется в прейскурантах,  справочниках, биржевых котировках (сокращенно - номинал).

 

      8) Скользящая  цена – цена, устанавливаемая  договором в зависимости от  условий конъюнктуры на определенную  дату.

 

      9) Твердая  цена – цена, фиксируемая в  договоре купли-продажи, которая  не может быть изменена. Твердая  цена устанавливается в момент  подписания контракта  и не  подлежит изменению в течение  срока его действия. Твердая цена  применяется как в сделках с немедленной поставкой и с поставкой в течение короткого срока, так и в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки.

 

      10) Цена   «падающий   лидер»   –   цена,   используемая   торговцами   для   привлечения покупателей.  Обычно снижается цена лишь  па один какой-нибудь товар,  но покупатель, привлеченный этим  фактом в магазин, может купить  и другие товары, цена на которые  не снижалась.

 

      11) Цена спроса  – цена, складывающаяся на рынке  в результате свободных рыночных  соотношений конкуренции, спроса  и предложениями 

 

      Третий  экономический метод  управления - финансирование.

 

      Финансы  нужны предприятию для его   производственного и социального   развития. Деньги дают предприятию   возможность заработать еще большие  деньги, т. е. получить прибыль.  Именно получение прибыли позволяет  судить о том, нужную ли для  общества работу выполняет предприятие,  эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприятием, нужна - будет прибыль, не нужна  - прибыли не будет. Чтобы обеспечить  себе прибыль, предприятие, не  ожидая указания сверху, само  станет повышать качество продукции  и услуг, снижать их себестоимость,  наращивать производительность  труда, совершенствовать оборудование  и приемы работы.

 

      Финансовая  самостоятельность предприятия  то, что мы сегодня называем  самофинансированием, предусматривает  не только новые права руководителя, но и высокую финансовую ответственность  его перед собственником и  трудовым коллективом. 

Экономические методы менеджмента

 

Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

 

Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

 

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

 

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2).

 

Таблица 4.2

 

Экономические методы менеджмента

 

 

 

К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:

удельный вес конкурентоспособной  продукции по конкретным рынкам;

нормы рентабельности по конкретным видам продукции;

оборачиваемость оборотных  средств;

производительность труда;

капиталоотдача инвестиций;

фондовооруженность труда;

удельный вес основных рабочих в общей численности  работающих фирмы;

уровень автоматизации производства и управления и др.

 

Эти нормативы должны разрабатываться  на основе результатов маркетинговых  исследований, анализа и прогнозирования  важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия  и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические  нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

 

Ниже рассмотрены некоторые  экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.

Коммерческий расчет

 

Коммерческий расчет синтезирует  в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

 

Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области:

распределения инвестиций;

размещения производства;

развития технологий;

кадровой политики;

обеспечения рентабельности и сбыта;

финансирования и кредитования;

структуры капитала и т.д.

 

В рамках коммерческого расчета  в силу предоставления оперативной  самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается  внутрифирменный расчет – система  взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3).

 

Таблица 4.3

 

Коммерческий и внутрифирменный  расчет

 

 

 

Хозяйственные отношения  между отдельными подразделениями  строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в  рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство. Отношения  в рамках внутрифирменного расчета  основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения  между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.

 

В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось  и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение  прибыли и достаточный для  продолжения хозяйствования уровень  рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

Цены и ценообразование 

 

Центральное место среди  рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

 

В современных условиях наиболее распространен метод ценообразования  по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая  норма прибыли.

 

Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или  иной период, а на заданный объем  продукции, исчисленный при стандартном  или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности  появления в отрасли новых  конкурентов. Так предприятие учитывает  колебания рыночного спроса.

 

Необходимо знать структуру  цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его  отдельных подразделений, о конкурентоспособности  продукции и стабильности получаемой прибыли.

Финансирование 

 

Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений  необходимыми финансовыми ресурсами.

 

Формирование финансовых ресурсов происходит за счет:

собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные  отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);

мобилизации на финансовом рынке  средств (продажа ценных бумаг, кредитные  инвестиции);

средств, поступающих в  порядке перераспределения (страховое  возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.).

Кредитование 

 

С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение  кредитных ресурсов через кредитный  рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.

 

С развитием фондового  рынка роль кредита как источника  увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

 

Кредит способствует улучшению  состояния потребительского рынка.

Налоговая система 

 

Российские предприятия  уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.

 

Существует установленная  законодательством очередность  платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные  налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины  и, наконец, остальные налоги, главным  среди которых является налог  на прибыль.

Страхование

 

Страхование охватывает сферу  перераспределительных отношений.

 

Функции страхования:

рисковая;

предупредительная;

сберегательная;

контрольная.

 

Виды страхования различаются  в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4).

 

Таблица 4.4

 

Виды и объекты страхования 

 

Маркетинг

 

Маркетинг – инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более  обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции  в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим  характеристикам. Итак, маркетинг –  инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия  на рынке, требования к конкретному  продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем  формирования, в свою очередь, определенных потребностей.


Информация о работе Экономические методы менеджмента