Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:29, реферат
«Хозрасчет»: две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным здесь является первое слово, а «расчет» – второстепенным, хотя и важным. Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств.
3. Экономические методы менеджмента
Первый из экономических методов управления - хозрасчет.
«Хозрасчет»:
две составляющие: «хозяйственный»
и «расчет». Главным здесь является
первое слово, а «расчет» –
второстепенным, хотя и важным. Полный
хозрасчет в сочетании с
Выбор модели
хозрасчета предприятия,
Второй экономический метод управления – ценообразование. Процесс который выражается в методах образования цен.
В рыночной
экономике различают следующие
1) Производственная
цена, по которой производитель
поставляет товар крупными
2) Оптовая
цена – цена, по которой оптовые
торговые фирмы продают товар
крупными оптовыми партиями
3) Розничная
цена – цена, но которой ведется
продажа товара в магазинах
в розницу и небольшими
4) Рыночная цена – цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.
5) Базисная
цена – согласуется путем
6) Монопольная цена – это цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше – для сбыта своих товаров и ниже – для товаров, приобретаемых у других фирм.
7) Номинальная цена – та, которая публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно - номинал).
8) Скользящая
цена – цена, устанавливаемая
договором в зависимости от
условий конъюнктуры на
9) Твердая
цена – цена, фиксируемая в
договоре купли-продажи,
10) Цена
«падающий лидер» –
цена, используемая торговцами
для привлечения покупателей.
Обычно снижается цена лишь
па один какой-нибудь товар,
но покупатель, привлеченный этим
фактом в магазин, может
11) Цена спроса
– цена, складывающаяся на рынке
в результате свободных
Третий экономический метод управления - финансирование.
Финансы
нужны предприятию для его
производственного и
Финансовая
самостоятельность предприятия
то, что мы сегодня называем
самофинансированием,
Экономические методы менеджмента
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.
Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Экономические методы менеджмента
К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:
удельный вес
нормы рентабельности по конкретным видам продукции;
оборачиваемость оборотных средств;
производительность труда;
капиталоотдача инвестиций;
фондовооруженность труда;
удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;
уровень автоматизации производства и управления и др.
Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.
Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.
Коммерческий расчет
Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.
Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области:
распределения инвестиций;
размещения производства;
развития технологий;
кадровой политики;
обеспечения рентабельности и сбыта;
финансирования и кредитования;
структуры капитала и т.д.
В рамках коммерческого расчета
в силу предоставления оперативной
самостоятельности отдельным
Таблица 4.3
Коммерческий и
Хозяйственные отношения
между отдельными подразделениями
строятся на основе трансфертных цен,
которые отражают переход продукта
в границах собственности предприятия.
В этом случае продукт является лишь
по форме товаром, не будучи им по существу.
Такие цены устанавливаются в
рамках той политики ценообразования,
которую проводит руководство. Отношения
в рамках внутрифирменного расчета
основаны на минимизации затрат на
всех промежуточных стадиях
В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.
Цены и ценообразование
Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.
В современных условиях наиболее
распространен метод
Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.
Необходимо знать структуру
цены, что позволит судить о реальных
экономических результатах
Финансирование
Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.
Формирование финансовых ресурсов происходит за счет:
собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);
мобилизации на финансовом рынке средств (продажа ценных бумаг, кредитные инвестиции);
средств, поступающих в порядке перераспределения (страховое возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.).
Кредитование
С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.
С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.
Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.
Налоговая система
Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.
Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.
Страхование
Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений.
Функции страхования:
рисковая;
предупредительная;
сберегательная;
контрольная.
Виды страхования различаются в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Виды и объекты страхования
Маркетинг
Маркетинг – инструмент,
направленный на изучение и учет спроса
и требований рынка для более
обоснованной ориентации производственной
деятельности предприятий на выпуск
конкурентоспособной продукции
в заранее установленных