Экономические методы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить методы управления предприятием.
Обозначенная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития экономики нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.
Сущность управления предприятием.
Коммерческий и внутрифирменный расчет.
Ценовая политика.
Обеспечение конкурентоспособности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ С ФУНКЦИЯМИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Взаимодействие экономических методов управления с функциями менеджмента.
Пути совершенствования реализации экономических методов управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовик по менеджменту.docx

— 47.67 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

“САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ”  В Г. МУРМАНСКЕ

ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Допустить к защите

Научный руководитель ________________

“___” ___________ 2010 г.



 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Основы менеджмента

На тему «Экономические методы управления предприятием»

Студента 3 курса специальности 

менеджмент организаций

Научный руководитель

 

 

 

 

Мурманск – 2010

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.
    1. Сущность управления предприятием.
    2. Коммерческий и внутрифирменный расчет.
    3. Ценовая политика.
    4. Обеспечение конкурентоспособности.
  2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ С ФУНКЦИЯМИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
    1. Взаимодействие экономических методов управления с функциями менеджмента.
    2. Пути совершенствования реализации экономических методов управления. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В связи с переходом  отечественной экономики к рыночным отношениям, изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономических механизмов менеджмента в ведущих фирмах западных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования.

Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, состоит из:

1. Целей предприятия и  его структурных образований  (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)

2.     Конкретных  задач подразделений, направленных  на достижение их целей и  целей предприятия в целом.

3.     Политики  предприятия по важнейшим направлениям деятельности, таким как:

  • обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
  • развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;
  • финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;
  • развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;
  • кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов его мотивации к производительному труду);
  • политику ценообразования.

4. Оптимального (рационального)  сочетания централизованных и  децентрализованных методов управления промышленным предприятием, его производственными отделениями и другими структурными образованиями.

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить методы управления предприятием.

Обозначенная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития экономики нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.

Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо эффективно использовать экономические методы анализа рыночной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

 

    1. Сущность управления предприятием.

Ключевым элементом механизма  управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой прибыли от осуществления этой деятельности.

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:

1)   коммерческий расчет;

2)   внутрифирменный  расчет;

3)  ценовая политика  и механизмы ценообразования;

4)  механизмы и методы  повышения качества и обеспечения  конкурентоспособности продукции и предприятия в целом1.

Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью  которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

Экономический механизм менеджмента  включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.

В системе методов управления выделяют:

    • Административный метод;
    • Экономический метод;
    • Социально-психологический метод.2

Под экономическими методами управления понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Коммерческий и внутрифирменный расчет

Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование  метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в  области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения  капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий  и структуры капитала и др. 3

Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические методы, направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности и предприятия в целом.

Конечной целью коммерческого  расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономических механизмов, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:

1) глобальная политика  и инструменты ее реализации  в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли,

2) организация условий  устойчивого финансирования (с учетом  кредитования) производственной деятельности  и развития предприятия.                            

Существуют различные  способы и формы использования  моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

Конкретные механизмы (модели) коммерческого расчета для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.

Необходимость разработки специфических  методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями  предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма  оптимизации издержек и повышения  производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной  самостоятельности. Характер отношений  между подразделениями предприятия  в рамках внутрифирменного расчета  во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.

Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании, то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия.

В результате в рамках коммерческого  расчета возникла и развилась  такая форма взаимоотношений  внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.

Внутрифирменный расчет реализуется  на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

Правовые отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия  (корпорации).

Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в  обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия.

В соответствии с принятыми  отношениями в рамках внутрифирменного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечили этим роль регулятора издержек производства.

Коммерческий и внутрифирменный  расчет представляют собой единую систему  расчета, что вытекает из общих целей  и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный  расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности  компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и  отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете  цены отражают реальные процессы и  в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ценовая политика

Ценам и ценообразованию  принадлежит центральное место  в экономическом механизме управления промышленным предприятием.

В современных условиях концентрации производства и монополистического регулирования рынков существенно  изменились условия формирования цен, их роль и значение в экономической деятельности предприятия.

А именно:

Произошли качественные изменения  механизма ценообразования, представляющего  сложную систему взаимозависимых  действий и функций регулирования  и рыночной конкуренции.

Возросла роль факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию, не связанных с действием закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов производства существенно ослаблена. К таким факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реализацией функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка.

Усилилась роль долгосрочных планов и программ развития производства в ориентации на них всей производственной деятельности предприятия, его отделений и дочерних компаний. Это выдвигает требования относительной устойчивости рыночных условий и стабильных цен или стабильных тенденций в их изменении.

Информация о работе Экономические методы управления предприятием