Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:58, доклад
Эмпирическая школа в менеджменте стала новым этапом в развитии представлений об управлении. Наиболее заметными представителями этого направления были П. Друкер, Д. Миллер, Р. Дэвис. В основе взглядов сторонников этой школы лежало представление о том, что любые рекомендации по управлению нельзя дать, если не было собрано достаточное количество конкретных данных, касающихся конкретной ситуации.
Эмпирическая школа
в менеджменте стала новым
этапом в развитии представлений
об управлении. Наиболее заметными
представителями этого
Именно по этой причине
данная школа была названа эмпирической.
Эмпиризм — это особый подход к
знанию, который предполагает уделение
особого внимания опытным данным, которые
затем обобщаются и объясняются. Роль
теорий и, шире, любых теоретических представлений,
с позиции эмпиризма, не так велика, поскольку
теории только объясняют эмпирические
(полученные при помощи опыта) факты.
Следовательно, эмпирическая
школа изначально противопоставила
себя некоторым предшествующим направлениям
менеджмента, в частности, поведенческой
школе и школе человеческих отношений.
Последние подходили к объекту
исследования менеджмента «предвзято»,
то есть заранее зная, в чем заключается
его сущность.
В рамках эмпирической
школы решались два основных вопроса.
Во-первых, это практические исследования
деятельности менеджеров. Благодаря
им последние смогли сформулировать много
достаточно ценных рекомендаций, вошедших
в обиход современного менеджмента. Эмпирическая
школа в целом негативно относилась к
работам университетских профессоров.
Во-вторых, эмпирическая
школа предложила развернутую концепцию
современного капитализма. С позиции
этой школы, современный капитализм
существенно отличается от капитализма
в стадии его зарождения. Изначально
капитализм действительно был основан
на эксплуатации человека человеком; в
этом плане эмпирики были согласны
с той позицией по отношению к
капитализму, которую выразил Маркс
и его последователи.
На современном
этапе, с точки зрения эмпирической
школы, люди в капиталистическом
обществе равны и имеют равные
возможности в том, что касается
получения и распределения
По мнению сторонников
эмпирической школы, профессия менеджера
— это особая профессия, которая
отличается от остальных двумя признаками.
Во-первых, основная задача менеджера
заключается в том, чтобы из разнородных
ресурсов и способностей подчиненных
сформировать единое, хорошо функционирующее
целое. При этом в каждом конкретном
случае ситуация уникальна, а потому
и менеджеру приходится исходить
из того особого сочетания исходных
данных, которое имеется у него
в наличии.
Во-вторых, задача менеджера
состоит в том, что в процессе
формирования этого единого целого
он должен учитывать долгосрочную перспективу.
Ни одной другой профессии такие
задачи не присущи.
Эмпирическая школа
ориентировалась в основном на практические
рекомендации руководителям. Характерным
для нее утверждением является, например,
следующее: «Убедитесь в том, что
ваши сообщения не противоречат вашим
действиям», или «Поддерживайте обратную
связь в процессе общения». Подобные
рекомендации носят исключительно
практический характер и нередко
не предполагают общей теории, которая
могла бы их объединить.
По этой причине разработки эмпирического направления нередко обвинялись в ненаучности (что в целом было справедливым упреком).
Другие материалы