Энергетический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:20, реферат

Описание

Цель энергетического менеджмента состоит в том, чтобы помочь организациям установить системы и процессы для улучшения уровня энергоэффективности, учитывающий энергоэффективность, характер использования и количество потребляемой энергии. Применение энергоменеджмента позволит снизить выбросы парниковых газов и другие экологические воздействия, а также энергозатраты посредством системного подхода к энергоменеджменту.

Содержание

Введение
Энергетический менеджмент и его аспекты.
. Стадии энергоменеджмента
Анализ внешнего окружения.
Методы по улучшению проектирования работы.
Вывод.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

referat.docx

— 117.99 Кб (Скачать документ)

белорусский государственный  экономический университет

Реферат

На тему: Энергетический менеджмент

 

Студентка ВШТ, 2 курса, ДТС -1 У.С. Исаева

25.10.2013


 

 

 



 

 

Содержание:

Введение

  1. Энергетический менеджмент и его аспекты.
  2. . Стадии энергоменеджмента
  3. Анализ внешнего окружения.
  4. Методы по улучшению проектирования работы.
  5. Вывод.
  6. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель энергетического  менеджмента состоит в том, чтобы  помочь организациям установить системы  и процессы для улучшения уровня энергоэффективности, учитывающий  энергоэффективность, характер использования  и количество потребляемой энергии. Применение энергоменеджмента  позволит снизить выбросы парниковых газов  и другие экологические воздействия, а также энергозатраты посредством  системного подхода к энергоменеджменту. Система энергоменеджмента позволяет организации достигать обязательств, закрепленных в политике, предпринимать необходимые действия для улучшения уровня энергоэффективности и демонстрировать соответствие системы требованиям настоящего международного стандарта. Настоящий международный стандарт применим к деятельности, находящейся под контролем организации, и его применение может быть настроено на специфические требования организации, включая сложность системы, степень документирования, а также необходимые ресурсы.

  1. Энергетический менеджмент и его аспекты.

В условиях перехода к рыночной экономике, постоянного  роста энергетической составляющей в затратах на производство продукции  и оказание услуг, особую актуальность на основе современных воззрений  на процесс энергопотреблении приобретает  управление энергоресурсами–энергетический менеджмент.

     Энергетический менеджмент представляет собой управление энергией как любым другим производственным ресурсом с целью снижения затрат путем улучшения энергетической эффективности. В энергоменеджменте вопросы энергоэффективности рассматриваются не только с позиций технических аспектов энергоснабжения и энергосбережения, но и с позиций организационных, мотивационных, информационных, маркетинговых и инвестиционных аспектов. Эти аспекты, наряду с техническими вопросами, являются составляющими энергетического менеджмента (рис.1). К числу составляющих энергоменеджмента следует также отнести энергетическую политику предприятия.

 

Рис.1. Аспекты энергетического менеджмента.

 

    Решение вопросов энергоэффективности в рамках энергетического менеджмента приводит не только к уменьшению энергозатрат, но и позволяет осуществлять увеличение прибыльности, конкурентоспособности, дополнительное инвестирование.

     В историческом аспекте энергоменеджмент получил особое развитие в развитых странах в последние 20-25 лет. Этому послужило значительное повышение цен на энергоносители (за период с 1974 по 1982 годы цены на энергоносители повысились на 600 %). Энергия, которая всегда была ресурсом для производства и оказания услуг, стала составлять значительную  часть в затратах на продукцию и приобрела ключевое значение. В этот период вопросы повышения энергоэффективности стали решаться с использованием менеджерской науки, что привело к появлению одного из направлений менеджмента –  энергетического менеджмента.           

        Промышленные компании, внедрившие энергоменеджмент, оказались в состоянии снизить затраты на энергоресурсы на 30 % и более.

        Признание важности осуществления энергоменеджмента, определение энергии как одного из дорогостоящих производственных ресурсов, отнесение затрат на энергию не в раздел накладные расходы, а в основной раздел затрат, является главным первым звеном в улучшении энергоэффективности и снижении энергозатрат.

       Рассмотрение приведенных составляющих, поэтапное их решение представляет основу деятельности энергоменеджера..

     

2. Стадии энергоменеджмента.

 

  Действия по развитию энергетического менеджмента на предприятии могут быть представлены как ряд перекрывающихся фаз (стадий).

 

1.  достижение контроля над энергопотреблением

2.  инвестирование и мероприятия, повышающие энергоэффективность

3.  поддержание контроля над энергопотреблением и дальнейшее повышение энергоэффективности.

 

 

         

 В общем виде  реализация стадий энергоменеджмента  происходит следующим образом.

 

     На первой стадии, затрачивая значительные усилия (материальные, финансовые, трудовые и пр.), устанавливают контроль над энергопотреблением. По мере освоения контроля над энергопотреблением объем затрачиваемых на эти действия усилий уменьшается. На этой стадии первичной задачей является установления контроля над потреблением всех видов энергоресурсов и затратами на них. Здесь необходимо:

 

- наладить приборный  учет потребления всех энергоресурсов, с целью осуществления возможности  всестороннего анализа их расхода;

- оценить методы  управления и регулирования в  системах электро -, тепло -, водоснабжения,  вентиляции, сжатого воздуха, кондиционирования  и т.д. с целью убедиться,  что они работают с максимально  возможной эффективностью. Вместе  с этим на этой стадии необходимо:

- провести кампанию  по повышению осознания персоналом  необходимости энергосбережения.    

 - выполнить обучение персонала с целью освоения им методов, способов, а также выдачи

рекомендаций, ведущих  к повышению энергоэффективности.  

 

 На второй  стадии в какой-то момент времени  начинают инвестирование в повышение  энергоэффективности. Здесь также  в первоначальный момент 2-ой стадии  усилия должны быть значительные, уменьшаясь по мере освоения 2-ой  стадии.

 На этой стадии, после того как функционирование  энергопотребляющих установок взято  под контроль и устранены очевидные,  необоснованные траты энергоресурсов, приступают к рассмотрению возможности  и формированию инвестиционной  программы, повышающей энергоэффективность.  Здесь составляется приоритетный  список мероприятий и осуществляется  инвестирование.

 

 

 На третьей стадии в какой – то момент времени  необходимые усилия для поддержания  контроля над энергопотреблением дальнейшего  повышения энергоэффективности.

 На этой стадии необходимо создать эффективную информационную систему энергетического менеджмента с компьютерной системой мониторинга. Данная система должна в режиме  реального времени обеспечивать пользователей информацией, помогающей им принимать управляющие решения. 

 

 

         Достижения и поддержание  контроля над энергопотреблением  – это динамический процесс,  который требует постоянной реорганизации,  поскольку потребители утрачивают  внимание к энергосбережению. Выгоды  от инвестирования в энергосбережение  требуют переоценки в связи  с технологическими изменениями.  На этой стадии осуществляется  возврат инвестиций и реинвестирование (инвестирование из средств от  экономии затрат на энергоресурсы,  полученной в результате предыдущего  инвестирования) в дальнейшее повышение  энергоэффективности. 

 

 

         Освоение развития  энергетического менеджмента на  предприятии при реализации выше  приведенных стадий показано  на рис.3.

3. Анализ внешнего окружения.

 

Для эффективной  работы требуется выполнять анализ внешнего окружения, которое характеризуется 4-мя уровнями.

          1.Внешнее окружение за пределами подразделения, но в рамках организации.

         2. Поставщики и потребители продукции, услуг организации.        

3. Конкурентное  окружение.        

4. Внешнее окружение  в более широком смысле, включающее  в себя социальные, технологические,  экономические и политические  факторы (СТЭП – факторы).        

 Глубокое знание  внешнего окружения служит основой  для лучшего прогнозирования  ситуации и, как следствие,  сокращает количество авралов,  к чему должны стремиться энергоменеджеры.  Понимание прогнозирования и  реакция на внешнее окружение  – признаки жизнеспособности  организации.             

 Существует два  основных подхода проведения  анализа внешнего окружения: SWOT-анализ  и ситуационное планирование.

SWOT-анализ включает  в себя элементы:

S  - Strangths - сильные стороны.

W - Weeknesses -  слабые стороны.

O - Opport nitiies- возможности.

Th – Theeats –угрозы.        

 S и W стороны изучаемого, анализируемого объекта относятся к внутренним, потенциальным его характеристикам анализируемого объекта.        

O и T  стороны характеризуют сущность внешнего окружения.        

 Для выполнения SWOT – анализа заполняют матрицу SWOT – анализа. В поле “S – сильные стороны” систематически отражаются сильные, положительные стороны анализируемого объекта. В качестве анализируемых объектов могут быть разнообразные и различные физические объекты (устройства, машины, технологические процессы и т.д.), организационные структуры (предприятия, компании и т.д.), отдельные свойства объектов (энергоэффективность производства, состояние менеджмента энергоресурсов на предприятии и т.д.) и др.        

 В поле “W  – слабые стороны” систематически  отражаются слабые стороны анализируемого  объекта. В поле “О – возможности”  рассматриваются, анализируются  возможные альтернативы для усиления, более эффективной реализации сильных сторон, устранения угроз, которые обозначены в поле “Т – угрозы” матрицы  SWOT – анализа.        

 Искусство менеджмента  заключается в том, чтобы использовать  ваши сильные стороны, нивелировать (минимизировать) слабые стороны  в процессе изменения внешнего  окружения и угроз для успеха.         

 Анализ внешнего  окружения является совершенно  необходимой составляющей другого  важнейшего навыка ситуационного  планирования, известного под названием  “А что, если?” или “А вы  подготовлены к любым случайностям?”,  т.е. планирования с учетом  всех возможных изменений внешнего окружения.         

 Основные предварительные  этапы при проведении SWOT-анализа,  ситуационного планирования с  целью анализа внешней среды  и последующего ее прогнозирования приведены на рисунке 3.

На основе SWOT –  анализа составляют прогнозы развития ситуации, планы действия в соответствии с анализом внешнего окружения (рис. 4). 

 

 

                                                     

 

 
   




 

 

 
 





 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Рис.3. Схема анализа внешнего окружения 

 

 

 

 Рис.4. Алгоритм планирования  (1 раз в 3 – 6 месяцев) 

 

 

         При проведении анализа  различных уровней внешнего окружения,  может рассматриваться следующее.         

 При анализе  СТЭП-факторов  нужно рассмотреть каждую группу, факторов.        

 При анализе социальных факторов целесообразно рассмотреть число людей в различных возрастных группах отношение супружеских пар к  размеру семьи, отношение людей к употреблению спиртных напитков, к здоровому образу жизни и т.п.         

 При анализе  технологических факторов отражают  уровень достижения технологий  основного производства.         

При анализе экономических  факторов отражают курсы валют, процентные ставки кредитов, уровень инфляции, экономический цикл (период подъема или спада экономики), уровень оплаты по векселям.          

При анализе политических факторов отображают условия в связи с политикой, которую проводит государство, стабильность государственной власти, законы (налоговые, поддержка предпринимательства, ипотека и др.).         

Для анализа конкурентного окружения необходимо определить его следующие показатели.         

Емкость рынка, то есть возможное количество продаж или возможность оказания услуг за какой-то период.         

Сегментацию рынка по основным потребителям. Требуется выделить основные группы потребителей, на которые следует ориентироваться.         

Виды  товаров и услуг на рынке проводится с помощью маркетинговых исследований.         

Структура конкуренции. При ее анализе следует выделить число производителей и поставщиков продукции или услуг .         

Уровень качества товаров и услуг производителей, объемы их производства, уровень технологии.          

Договорные  обязательства, которые связывают производителей, поставщиков и потребителей и обуславливают определенные взаимные требования.

Анализ внешнего окружения должен являться основной для принятия решений. 

В процессе работы энергоменеджера возникают ситуации, когда необходимо задуматься об эффективности  функционирования в вопросах повышения  энергоэффективности группы, коллектива, организации. В этом случае следует  рассмотреть вопросы улучшения проектирования работы. Под проектированием эффективной работы и хороших условий труда здесь понимается не только четкая проработка документации и материалов для трудового процесса, но и его организационное осуществление.        

Информация о работе Энергетический менеджмент