Этические нормы в деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 00:07, контрольная работа

Описание

Этическая составляющая поведения является предметом особого внимания, поскольку она отражает нравственно-мотивационную сферу человека, являющуюся высшим проявлением человеческой сущности и главной ценностью. По мнению многих, в нашей стране в связи с переходом России к построению рыночных экономических отношений проблемы, связанные с нравственной регуляцией в общественных отношениях, в организационном поведении обрели особую остроту, что делает изучение содержания и роли этических норм особенно актуальным.

Содержание

Введение………………………………………………………….………..……..2

1. Сущность этических норм поведения……………………….……….........…3

2. Этика деловых отношений………………………………….………………...4

3. Этические нормы в деятельности организаций………….……….………...10

Заключение………………………………………………………..……………..15

Список литературы5

Работа состоит из  1 файл

учеба (2).doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

     Одним из важнейших шагов в этом направлении  можно считать принятую в 1994 г. в  швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко — "Принципы бизнеса". В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

     В преамбуле "Принципов бизнеса", в частности, говорится: "Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба".

     В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

     • ответственность бизнеса: от блага  акционеров к благу его ключевых партнеров;

     • экономическое и социальное влияние  бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

     • этика бизнеса: от буквы закона к  духу доверия;

     • уважение правовых норм;

     • поддержка многосторонних торговых отношений;

     • забота об окружающей среде;

     • отказ от противозаконных действий3.

     Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структур общества— организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономики переходного периода, в которой происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезным усилиям на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

     Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных  отношений имеют некоторые отличительные  особенности. Рассмотрим их. 
 
 

3. Этические нормы в деятельности организации 

     Работодатели  уделяют все большее внимание вопросам этики корпоративных и  личностных взаимоотношений при  отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций.

     Этические нормы в организациях это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

     Правила запрещают дискриминацию по следующим  признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.

     Запрету также подлежат:

     • сексуальные домогательства; высмеивание  работников;

     • расовое и религиозное презрение;

     • замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте;

     • угрозы, грубость, насилие;

     • использование, продажа наркотиков;

     • появление на работе в алкогольном, наркотическом и токсическом  состоянии;

     • утрата или кража собственности  организации;

     • неправильное, неэффективное пользование  собственностью организации;

     • разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной;

     • хранение материалов личного характера  на рабочем месте;

     • отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб;

     • использование расходных материалов и средств связи организации  в личных целях;

     • передача администрации неточной, искаженной информации;

     • обман путем завышения своих  расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты;

     • обман государственных, правительственных  органов, внешних организаций;

     • ложные заявления от имени организации;

     • злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой;

     • выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства;

     • пренебрежительные высказывания, унижение конкурентов, их товаров и услуг;

     • разговоры с посторонними об условиях договоров и тем самым обнародование  этих условий;

     • разговоры с лицами, не работающими  в организации, об изобретениях, применяемых в организациях, о производственных планах, об исследованиях рынков, о производственных мощностях, о частной информации; использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проникновение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках.

     Правила этики, принятые в конкретной организации, принимаются на общем собрании коллектива для того, чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.

     По  содержанию правила могут весьма различаться, нередко они начинаются с обращения руководителя организации к работникам.  Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта и за их нарушение нельзя применять юридические санкции и меры дисциплинарной ответственности.

     В условиях становления рыночных отношений  в стране соблюдение этических норм в деятельности организации во многом зависит от работодателя, действия которого в погоне за прибылью бывают небезупречными, не признавая права нанимаемого человека, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его свободу.

     Нарушением  этических норм в действиях работодателя могут считаться:

     • непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей;

     • привнесение в трудовые отношения  агрессивности;

     • сохранение опасных для здоровья условий труда;

     • низкий уровень организации труда;

     • отказ от управления дисциплиной;

     • страх как основной метод управления поведением нанимаемого работника;

     • управление наемными работниками посредством  произвола;

     • унижение чести и достоинства  человека, его деловой репутации;

     • необъективное отношение к человеку;

     • нарушение трудового законодательства и т. п.

     Средством защиты норм от нарушения является общественное мнение. Это также могут  быть суды чести или подразделения, рассматривающие конфликты.

     Этика трудовых отношений предполагает их оценку с помощью таких понятий, как правильно — неправильно, справедливо — несправедливо, гуманно — негуманно; человечно бесчеловечно, законно — незаконно, нарушает права— не нарушает права и т. д.

     Выполнение  сотрудниками какой-либо организации  норм и правил этики деловых отношений  становится ее "визитной карточкой" и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.

     Использование норм и правил этики корпоративных  отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека.

     Общепринятыми этическими принципами, как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются следующие:

     • «золотое правило менеджера» — в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе;

     • авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

     • право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или  рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);

     • справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);

     • справедливость при передаче средств  и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным — грубый нажим по отношению к сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);

     • максимум прогресса (действия менеджера  или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);

     • терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;

     • разумное сочетание индивидуального  и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;

     • постоянство воздействия, поскольку  обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

     Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.

     Таким образом, соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, этическая составляющая поведения основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. 

     Одно  из направлений формирования морального климата в стране придание нравственным нормам опосредованный косвенный вид - перевод на язык процедур и технологий. Важно принятие профессиональных кодексов, создание этических комитетов, развитие прикладной этики. Этические кодексы выступают в форме нормативной этики, призванной обеспечить ответственность индивида как в рамках того сообщества, к которому он принадлежит, так и перед человечеством в целом. Положительное значение этических кодексов состоит, во-первых, в том, что они привлекают внимание индивидов к их моральному статусу,  во-вторых, они дают представления о ценностном содержании этической теории.

Информация о работе Этические нормы в деятельности организаций