Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 00:07, контрольная работа
Этическая составляющая поведения является предметом особого внимания, поскольку она отражает нравственно-мотивационную сферу человека, являющуюся высшим проявлением человеческой сущности и главной ценностью. По мнению многих, в нашей стране в связи с переходом России к построению рыночных экономических отношений проблемы, связанные с нравственной регуляцией в общественных отношениях, в организационном поведении обрели особую остроту, что делает изучение содержания и роли этических норм особенно актуальным.
Введение………………………………………………………….………..……..2
1. Сущность этических норм поведения……………………….……….........…3
2. Этика деловых отношений………………………………….………………...4
3. Этические нормы в деятельности организаций………….……….………...10
Заключение………………………………………………………..……………..15
Список литературы5
Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко — "Принципы бизнеса". В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.
В преамбуле "Принципов бизнеса", в частности, говорится: "Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба".
В
качестве главных принципов
• ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
• экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
• этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
• уважение правовых норм;
• поддержка многосторонних торговых отношений;
• забота об окружающей среде;
• отказ от противозаконных действий3.
Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структур общества— организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономики переходного периода, в которой происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезным усилиям на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.
Базируясь
на общечеловеческих нормах и правилах
поведения, этические нормы служебных
отношений имеют некоторые
3. Этические
нормы в деятельности организации
Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики корпоративных и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций.
Этические нормы в организациях это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.
Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.
Запрету также подлежат:
• сексуальные домогательства; высмеивание работников;
•
расовое и религиозное
• замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте;
• угрозы, грубость, насилие;
• использование, продажа наркотиков;
• появление на работе в алкогольном, наркотическом и токсическом состоянии;
• утрата или кража собственности организации;
• неправильное, неэффективное пользование собственностью организации;
• разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной;
• хранение материалов личного характера на рабочем месте;
• отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб;
•
использование расходных
• передача администрации неточной, искаженной информации;
• обман путем завышения своих расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты;
• обман государственных, правительственных органов, внешних организаций;
• ложные заявления от имени организации;
•
злоупотребление силой и
• выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства;
•
пренебрежительные
•
разговоры с посторонними об условиях
договоров и тем самым
• разговоры с лицами, не работающими в организации, об изобретениях, применяемых в организациях, о производственных планах, об исследованиях рынков, о производственных мощностях, о частной информации; использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проникновение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках.
Правила этики, принятые в конкретной организации, принимаются на общем собрании коллектива для того, чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.
По содержанию правила могут весьма различаться, нередко они начинаются с обращения руководителя организации к работникам. Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта и за их нарушение нельзя применять юридические санкции и меры дисциплинарной ответственности.
В условиях становления рыночных отношений в стране соблюдение этических норм в деятельности организации во многом зависит от работодателя, действия которого в погоне за прибылью бывают небезупречными, не признавая права нанимаемого человека, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его свободу.
Нарушением этических норм в действиях работодателя могут считаться:
• непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей;
• привнесение в трудовые отношения агрессивности;
• сохранение опасных для здоровья условий труда;
• низкий уровень организации труда;
• отказ от управления дисциплиной;
• страх как основной метод управления поведением нанимаемого работника;
• управление наемными работниками посредством произвола;
• унижение чести и достоинства человека, его деловой репутации;
•
необъективное отношение к
• нарушение трудового законодательства и т. п.
Средством защиты норм от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассматривающие конфликты.
Этика трудовых отношений предполагает их оценку с помощью таких понятий, как правильно — неправильно, справедливо — несправедливо, гуманно — негуманно; человечно бесчеловечно, законно — незаконно, нарушает права— не нарушает права и т. д.
Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее "визитной карточкой" и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.
Использование норм и правил этики корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека.
Общепринятыми этическими принципами, как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются следующие:
• «золотое правило менеджера» — в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе;
• авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);
• право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);
• справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);
• справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным — грубый нажим по отношению к сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);
• максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);
• терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;
• разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;
• постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.
Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.
Таким
образом, соблюдение этики деловых отношений
является одним из главных критериев оценки
профессионализма, как отдельного сотрудника,
так и организации в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, этическая составляющая поведения основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
Одно из направлений формирования морального климата в стране придание нравственным нормам опосредованный косвенный вид - перевод на язык процедур и технологий. Важно принятие профессиональных кодексов, создание этических комитетов, развитие прикладной этики. Этические кодексы выступают в форме нормативной этики, призванной обеспечить ответственность индивида как в рамках того сообщества, к которому он принадлежит, так и перед человечеством в целом. Положительное значение этических кодексов состоит, во-первых, в том, что они привлекают внимание индивидов к их моральному статусу, во-вторых, они дают представления о ценностном содержании этической теории.
Информация о работе Этические нормы в деятельности организаций