Этика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:31, реферат

Описание

Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сфе¬рах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в се-мейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот в прикладной этике (биоэтика, эти¬ка науки, этика бизнеса), т. е. к «профессиональной этике».

Работа состоит из  1 файл

этика менеджмента.doc

— 51.50 Кб (Скачать документ)
  1. Понятие этики менеджмента.

Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот в  прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к «профессиональной этике».

Если говорить об этике менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этика менеджмента — наука, рассматривающая  поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания — цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Современный менеджмент оказывает влияние на общество — на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и пр. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в XXI в. менеджмент.

Этичность действий работников определяется двумя группами факторов:

1. Комплекс этических устоев, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, т. е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял.

2. Требования, которые приданы человеку извне: это может быть этический кодекс организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

По мнению Р. Н. Ботавиной, этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки «этично — неэтично».

Следует учитывать, что в отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Этика — это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

Более частным понятием является этикет.

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние  проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.

Этикет для типичных случаев  предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения. Но он требует использования их со строгим учетом особенностей конкретного общения в данной конкретной ситуации, в официальной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знакомства партнеров между собой.

В настоящее время происходит демократизация этикета. Деловой этикет здесь значительно  упрощается, становится несравненно  более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного, благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Однако если ослабление этикетных правил не восполняется соответствующим воспитанием, оно оборачивается не только развязностью, но и хамством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.

Менеджеру важно владеть правилами  этикета, ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе — разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий-приемов, презентаций и т.д. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто владеет этими правилами, никогда не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого сложного положения — для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий правила этикета и применяющий их, как говорится, «на автомате», легко и непринужденно чувствует себя в любом обществе.

Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.

 

 

  1. Принципы этики менеджмента.

Этические принципы поведения  менеджера реализуются в разных областях управления, а именно: управление персоналом, взаимодействие с партнерами и конкурентами, поведение при поглощении или слиянии компаний и пр.

Принципами этики менеджмента, в обобщенном виде можно назвать выражение всех нравственных требований, которые были выработаны в сознании человека и общества в целом.  
 
Эти требования указывают на нормы поведения человека, участвующего в деловых отношениях. 
 
В основу современной этики менеджмента входят 3 основных положения, являющихся наиболее важными, с точки зрения ученых: 
 
1. Создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс развития; 
 
2. Вся прибыль (а также другие доходы производства) – результата достижения поставленных целей, являющихся общественно значимыми; 
 
3. При разрешении проблем, которые возникают между людьми в деловом мире, на первом месте стоят межличностные отношения, и только потом производство продукции. 
 
10 принципов делового поведения были сформулированы в работе Л. Хосмера, американского социолога: 
 
1. Никогда не делать того, что не входит в твои долгосрочные интересы, или в интересы твоей компании; 
 
2. Никогда не делать того, о чем нельзя будет потом сказать; 
 
3. Никогда не делай того, что не будет способствовать развитию взаимопомощи и поддержки в коллективе; 
 
4. Никогда не нарушать закон, т.к. закон- это основные моральные нормы современного общества; 
 
5. Никогда не делать того, что будет вредно для общества, в котором ты живешь; 
 
6. Никогда не делать того, что сам никогда не посоветуешь; 
 
7. Никогда не делать того, что может ограничить права и свободы другого; 
 
8. Никогда не делай того, что может повредить слабым; 
 
9. Никогда не делай того, что может препятствовать саморазвитию и самореализации другого человека; 
 
10. Всегда поступать так, чтобы увеличить прибыль предприятия, не выходя за рамки закона. 
 
Все эти принципы в той или иной мере присутствуют в различных странах и их культуре делового общения. Целью мирового общества сейчас становится намерение приблизиться к идеальному типу отношений, в том числе и деловых, которые будут основаны на морально - этических принципах, их торжестве.

 

  1. концепция справедливости

Морально-правовой подход основывается на предпосылке, что человек  или группа людей имеют право на что-либо или имеют право на должное обращение. Решение считается неэтичным, когда оно нарушает права человека. Этот принцип ставит во главу угла взаимное уважение, даже если мы с кем-то не согласны или кого-то не любим. Такая этическая концепция заставляет ценить личность. В процессе принятия решений могут быть учтены следующие моральные права:

1) право свободного согласия. Человек может подвергнуться какому-то воздействию только с его полного и свободного согласия;

2) право на частную жизнь, тайну, секрет. За пределами работы человек может делать все, что ему хочется. Он может контролировать информацию о своей частной жизни;

3) право на свободу совести. Человек волен воздержаться от исполнения тех приказов, распоряжений, которые противоречат его моральным или религиозным нормам;

4) право на свободу слова. Человек может критиковать правильность, обоснованность и законность действий других людей, их соответствие этике;

5) право на должный прием. Человек имеет право быть беспристрастно выслушанным и право на справедливое обхождение;

6) Право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности.

Этически корректное решение должно основываться на равенстве, честности и справедливости. 
 
С точки зрения менеджмента существуют три вида справедливости. 
 
1. Распределительная справедливость. Если решение относится к подобным друг другу индивидам, то оно должно в одинаковой степени затрагивать того и другого.

В соответствии с традиционным подходом справедливый процесс распределения  по результату (распределительная справедливость) базируется на удовлетворенности работников, обеспечиваемой посредством получения соответствующей компенсации. При этом основными принципами распределения в системе трудовой мотивации выступают оптимальное распределение ресурсов, разработка системы экономических стимулов и поощрений, проведение мониторинга и измерение результатов труда. 
 
2. Процедурная справедливость. Связана с честным администрированием. Правила должны быть понятными всем и обязательно реализовываться. 
В отличие от традиционного подхода, справедливость управленческого процесса, базирующаяся на процедурном подходе (процедурная справедливость), предполагает усиление влияния мотивации на рост ответственности, обязательности исполнения решений, а основным принципом при этом выступает стимулирование активного участия работников в деятельности организации.

 
3. Компенсационная справедливость. Означает, что ответственная сторона (менеджмент) должна возмещать ущерб, который сотрудники получили из-за действий менеджмента или выполняя его решения. Сотрудники не должны нести ответственность за события, которые находятся вне сферы их контроля.

Компенсационная справедливость означает, что люди должны иметь компенсацию за нанесенные обиды, оскорбления.

 

Главный недостаток этого подхода—дилемма, возникающая при согласовании противоположных интересов. Классическим примером такой противоположности является конфликт между правом наемного работника на личную жизнь и правом нанимателя на защиту имущества своей фирмы путем проверки работника на честность.

Справедливый подход состоит в  том, что этически верное решение  должно основываться на принципахравенства, честности и непредвзятости, другими словами, выгоды и издержки должны справедливо распределяться среди разных групп людей.


Информация о работе Этика менеджмента