Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:04, реферат
С начала века и до 60-х годов руководителей мало интересовали проблемы, возникающие внутри предприятий. Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем, исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внутренней средой.
Введение
Этика поведения менеджера
Правила, которым следует руководитель
Заключение
Список литературы
План.
Введение.
С начала века и
до 60-х годов руководителей мало
интересовали проблемы, возникающие
внутри предприятий. Лишь с развитием
общества, усложнением выпускаемой продукции,
ростом наукоемких производств управленческая
наука стала подходить к решению возникающих
проблем, исходя из того обстоятельства,
что работа фирмы во многом обусловлена
внутренней средой.
В своем развитии управленческая мысль
постепенно пришла к пониманию того, что
эффективное функционирование производственных
структур, получение максимальной прибыли,
что особенно актуально в условиях рынка,
возможно лишь при совпадении интересов
и целей фирмы с интересами персонала,
т.е. руководителей, рабочих и служащих.
В современном обществе очень важным аспектом
является правильная политика со стороны
руководства в отношении своих подчиненных.
Хотя сегодня состояние правового регулирования
трудовых отношений отражает специфику
переходного периода к рыночной экономике,
существующие правовые нормы не обладают
совершенством, конкретные участники
трудовых отношений – работодатели и
работники должны знать и уметь их применять
в нужное время и в нужном месте. В последние
годы в науке об управлении производственными
организациями наблюдается коренное изменение
представлений о роли персонала в деятельности
предприятия. В отличие от господствовавших
ранее взглядов, экономически включавших
персонал в категорию издержек, подлежащих
строгому контролю и возможно большему
сокращению, появилась концепция управления
человеческими ресурсами, в соответствии
с которой персонал представляет собой
один из важнейших ресурсов предприятия,
который нуждается в эффективном и многоплановом
управлении, включающем, как необходимый
фактор, обеспечение социального, профессионального
и структурного развития персонала. Принципы
и методы управления персоналом являются
на данном этапе развития истории наиболее
значимыми и актуальными для становления
и успешного процветания бизнеса в условиях
успешно развивающейся рыночной экономики.
В настоящее время все больше руководителей
понимают, что политика управления персоналом
их компаний сегодня отразится на успешности
бизнеса завтра, но далеко не многие компании
не в полной мере осознают, как именно
политика управления персоналом влияет
на результат бизнеса. И еще меньше в поле
зрения руководителей компаний находится
такой фактор, как этическая составляющая
управления персоналом.
Феномен этики играет важную роль в человеческом
поведении, соотнося его с ориентирами,
выходящими за пределы непосредственных
мотивов и целей совершаемых поступков.
Этика позволяет получить существенное
знание о человеческой природе, позволяет
лучше понять самого себя.
В сфере экономических отношений говорить
о роли этики труднее всего, ибо сама природа
этих отношений основана на утилитарном
интересе. Отсутствие такого интереса
ведет к застою, деградации экономики
и, как следствие, к понижению уровня жизни.
Экономика управляется не только экономическими
законами, но и участвующими в ней людьми,
а это значит, что невозможно исключить
из экономических процессов свободу морального
выбора. Моральные и этические принципы
тоже составляют экономический фактор,
ибо правила свободного рынка действуют
только на основе того, что люди придерживаются
общих моральных и этических ориентиров.
Управление подчиненными решающим образом
влияет не только на их производственно-трудовое
поведение, но и на качество труда и жизни,
поэтому должно осуществляться с сознанием
ответственности и с соблюдением этических
принципов. На фоне этого нормативного
требования представляется целесообразным
систематизировать и проанализировать
сложившиеся подходы к управленческой
этике.
Вопреки широко распространенному мнению
этически осознанное руководство сотрудниками
опирается не столько на особенности личности
руководителя, сколько на особые отношения
между начальником и подчиненным благодаря
открытому и честному взаимопониманию.
Все это показывает актуальность исследования
этического управления персоналом на
современных предприятиях.
Этика руководителя.
Этика поведения
менеджера рассматривается с точки зрения
моральных аспектов различных функций
управления, таких как маркетинг, управление
персоналом, оказание профессиональных
услуг, взаимодействие с контрагентами
и конкурентами, слияние и поглощение
фирм и т. д.
Уровни управленческой этики:
1. Мировой уровень - осуществление
менеджером своих рабочих функций на основе
общечеловеческих ценностей, зафиксированных
в "принципах международного бизнеса"
- Всемирном этическом кодексе, принятом
в 1994г. в Швейцарии. Данные принципы включают
в себя:
Соответствие
деятельности предприятий данным нормам
является приоритетным по отношению
к национальным и корпоративным
кодексам и правилам,
2. Макроуровень - реализация моральных
принципов в соответствии с отраслевым
или национальным кодексом бизнес-этики,
включающим в себя уважение к частной
собственности и свободной конкуренции,
предоставление достоверной информации
и отсутствие дискриминации на рынке труда.
3. Микроуровень - реализация моральных
норм в рамках отдельного предприятия,
его партнеров и конкурентов (отсутствие
дискриминации в отношениях с поставщиками
и покупателями, сотрудниками предприятия
и его руководством, менеджерами, инвесторами
и акционерами). Микроуровень предполагает
решение этических проблем частного характера.
В случае если возникает вопрос в этической
оправданности принимаемого действия,
то оно оценивается с точки зрения отношения
лиц, получающих от него пользу и вред.
Если количество первых больше, чем вторых,
то решение оправданно.
Руководитель следует правилам:
1. Создает структуру и определяет задачи. (В пределах существующего законодательства и устава).
2. Подбирает замов, соответствующих своими деловыми и личностными качествами целям подразделения и способных стать единомышленниками. Это процесс трудный, долгий, но необходимый. Ведь без взаимопонимания и доброжелательности друг к другу приходится тратить львиную долю своего времени на улаживание конфликтов. Однако при неумении и нежелании заниматься этим, руководитель, исповедующий авторитарный стиль управления, а точнее - стремление повелевать, стремится избавиться от неугодного ему, а не производству, со-трудника и заменить его тем, который не сопротивляется воле начальства.
3. Определяет права и обязанности замов. (ЦФС) в пределах устава предприятия и существующего законодательства. Это определяет их ответственность в полной мере. Нельзя давать только права или только обязанности, ибо это ставит человека в неравные отношения с окружающими, имеющими с ним одинаковый статус и которые не имеют таких прав или обязанностей.
4. Обучает замов самостоятельной работе. Руководитель помнит: Самостоятельно работающий сотрудник основа успеха фирмы или отдела. Самостоятельность зама и любого другого работника определяется чёткой, стабильной и творческой работой, определяемой технологией производства. Поощрение творческого подхода к полученному заданию стимулирует сохранение интереса к работе.
5. Контролирует деятельность подразделения. Но не создаёт доносчиков. Это отдельная тема. Статус доносчика очень опасен, как для него, так и для руководителя. Это область информации. Как говорится: кто владеет информацией, тот владеет всем! Доносчик владеет информацией и, естественно для него желание использовать её для изменения своего статуса в сторону повышения иерархии. Ведь информация это хорошее оружие в умелых руках в конкурентной борьбе. Доносчик может использовать информацию и против самого руководителя, стремясь к своей цели. Недаром же говорят: Цель оправдывает средства!
6. Вмешивается в деятельность работников подразделения только с целью обучения и пресечения вредоносных действий. Излишний контроль, регламентация деятельности, навязывание собственного мнения лишают работника собственной инициативы, что приводит к снижению скорости выполнения задания и производительности труда, к занижению собственной инициативы и к депрессии, а впоследствии к болезням.
7.
После окончания обучения не вмешивается
в деятельность работников, хотя и контролирует.
8. Не унижает подчинённых, а бережёт
честь и достоинство каждого из них независимо
от статуса. Замы, как руководители
так же следуют этому положению. Ведь униженный
и оскорблённый сотрудник работает гораздо
хуже, чем это необходимо и, мало того,
у него провоцируется желание отомстить.
А это уже опасность!
9. Не дает указаний подчиненным зама в его присутствии. Это снижает уважение к статусу руководителя и его иерархии в административной лестнице, т.к. его право на уважение отнято.
10. Доводит свое распоряжение до зама, отданное в отсутствие зама.
11. Не воспитывает замов в присутствии свидетелей и его подчинённых. Хотя иногда это допустимо в воспитательных целях. Это остужает страсти конкурентной борьбы и последствия некорректного поведения.
12. Не обсуждает качеств замов с другими замами. Это провоцирует подобное занятие у замов. Как правило, обсуждение действий или личных качеств начальника сводится к выявлению его промахов или недостатков, а далее желание ими воспользоваться, чтобы самому стать боссом.
13. Пресекает обсуждение замами замов в своем присутствии. А иначе зам может привлечь Вас на свою сторону. Казалось бы, ничего страшного, ведь вы так же прибегаете к помощи замов в борьбе с конкурентами. Однако здесь - то и кроется опасность. Снова вы зависите от информации о вашей способности вести свою борьбу за статус выше занимаемого.
14. Руководитель помнит: Нет страшнее для деятельности фирмы сплетника и клеветника. Он пресекает их деятельность или увольняет.
15. Не заводит «любимчиков». Ведь именно они чаще всего становятся предателями. Кто, как не они владеют информацией о вашей скрытой деятельности.
16. Относится к каждому работнику, как к члену своей семьи. То есть заботится о его настроении, здоровье, соблюдении правил взаимодействия, во время поощряет и наказывает старается помнить полное имя каждого работника фирмы, чтобы при встрече поздороваться и назвать его по имени и отчеству. Это впечатляет!
17. Подчиняется всем правилам, которые декларировал сам. Ибо правовой нигилизм начальника провоцирует то же и у подчиненных. Эта позиция шефа повышает его нравственный статус.
18. Деловые качества работника для руководителя не менее важны, чем личностные. Ведь личностные качества - это мораль взаимодействия, пригодная в данной системе.
19. Руководитель помнит: Его святая обязанность - создавать атмосферу радостного ожидания в коллективе. Эмоциональная привлекательность труда основа жизнеспособности системы.
20. Все конфликты решают замы. Это принуждает зама заботиться о профилактике оных.
21. Шеф решает конфликты в последнюю очередь. Нужно сохранять своё достоинство, а иначе можно утонуть в разборках и потерять своё лицо, а заодно и лишних врагов нажить в дополнение к плановым.
22. Уважение подчинённых обязательная норма руководителя любого уровня. Это одно из обязательных условий сохранения производственной дисциплины.
23. Шеф заботится о престиже предприятия. Каждый знает, что такое престиж. Предлагаемая этика работника дана применительно к промышленному производству.
Заключение.
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.
Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.
В основе всех хороших
манер лежит забота о том, чтобы
человек не мешал человеку, чтобы
все вместе чувствовали себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать
в себе нужно не столько манеры,
сколько то, что выражается в манерах,
бережное отношение к миру, к обществу,
к природе, к своему прошлому.
Список использованной литературы:
1. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. –
Воронеж, 1991
2. Браим М. Н. Этика делового общения. – Минск, 1996
3. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1991
4. Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К.
5. Деловые отношения
в предпринимательской
6. «Основы этических знаний» под ред. профессора М.Н. Росенко. Изд.
«Лань», 1998г.
7. Сухарев В. А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 1996
8. Честара Дж. Деловой этикет. – М., 1997
9. http://examen.od.ua/shpora/