Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа
Проблемы конкуренции, выстраивания моделей конкуренции и формирования конкурентных преимуществ достаточно широко представлены в работах зарубежных авторов.
Рассмотрению основных типов рыночной конкуренции были посвящены научные труды таких ученых, как А. Смит, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, П. Э. Самуэльсон и А. Маршалл. А. Смит представлял классическую модель рынка абсолютной конкуренции. Дж. Робинсон сформировала научные основы функционирования рынков несовершенной конкуренции и монополии. Э. Чемберлин рассматривал условия существования монополистической конкуренции и олигополии. П. Самуэльсон и А. Маршалл своими работами дополнили эти направления научных исследований.
Проблемы конкуренции, выстраивания моделей конкуренции и формирования конкурентных преимуществ достаточно широко представлены в работах зарубежных авторов.
Рассмотрению основных типов рыночной конкуренции были посвящены научные труды таких ученых, как А. Смит, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, П. Э. Самуэльсон и А. Маршалл. А. Смит представлял классическую модель рынка абсолютной конкуренции. Дж. Робинсон сформировала научные основы функционирования рынков несовершенной конкуренции и монополии. Э. Чемберлин рассматривал условия существования монополистической конкуренции и олигополии. П. Самуэльсон и А. Маршалл своими работами дополнили эти направления научных исследований.
Углубление познания конкуренции, составляющих ее факторов и механизмов действия дополняется широким кругом научных теорий самых разных школ, занятых разработкой адекватных подходов к формированию уникальных конкурентных преимуществ и стратегий конкуренции. В числе наиболее известных ученых в этой области следует назвать имена И. Шумпетера, М. Портера, И. Ансоффа, Дж. Фридмана, А. Д. Чандлера, К. Эндрюса, Г. Минцберга, Д. Миллера и многих других. Они показали значение стратегической деятельности, стратегического планирования, управления и контроля для повышения конкурентоспособности фирм.
Наибольший вклад в изучение конкурентных преимуществ (лидерство по издержкам, фокусирование, сегментирование) внес М. Портер, который сформулировал не только наиболее известные конкурентные стратегии, но и определил условия их применения. Не менее известной является матрица стратегий «роста – рыночной доли», являющаяся разработкой Бостонской консалтинговой группы; матрица «товар-рынок» И. Ансоффа. Однако сегодня эти стратегии подвержены активной трансформации, поскольку в условиях формирующейся постиндустриальной экономики их актуальность теряется. Сущность и значение, происходящих в новом постиндустриальном периоде глобальных изменений, отражены в научных работах Д. Белла, Э. Тоффлера, Ф. Фукуяма, М. Кастельса, а также в работах отечественных ученых В. Иноземцева, Д. Львова и др., проанализировавших последствия смены технологических приоритетов и их влияние на все социально-экономические процессы, в том числе и на конкуренцию. Особое место в исследовании состояния рынка и конкуренции занял институциональный анализ, в частности это работы Д. Норта, А. Н. Олейника и др. Проблеме поиска конкурентных преимуществ и обеспечения конкурентоспособности фирм посвящена теория Э. Хекшера и Б. Олина, а также работа В. Леонтьева, который обосновал приоритетную роль инноваций в формировании конкурентных преимуществ.
Несмотря на сильные позиции школ, занятых обоснованием стратегической деятельности на современном этапе: школы обучения (Дж. Куинн, Р. Нельсон и др.), когнитивной школы (Р. Регер, Э. Хафф, Г. Томас, Г. Саймон и др.), школы власти (Э. Петтигрю, Дж. Боуер и др.), конфигурации (П. Хандавалл, Д. Миллер, П. Фризен и др.) и культуры (Д. Джонсон, Ф. Ригер и др.), в работах этих авторов отсутствует системный анализ этапов социально-экономического развития с обоснованием условий, методов и моделей конкуренции по этапам. Кроме того, недостаточно внимания было уделено рассмотрению влияния конкуренции на изменение макроэкономической среды. Нет подобных исследований и в российских научных источниках.
В отечественной науке данная проблема освещена значительно меньше. Основу для настоящего исследования составили научные труды таких авторов, как В. Иноземцев, который обосновал место и перспективы России в постиндустриальном обществе на основе условий пореформенного периода 90-х гг. ХХ века; труды Г. Клейнера и Д.С. Львова, которые на основе анализа условий переходного состояния экономики России рассмотрели возможные модели перехода к более совершенным формам организации. Эти исследования были дополнены работами С. Глазьева, Е. Примакова и А. Нешитова, содержащие анализ текущего состояния экономики России и прогнозы относительно перспектив развития, а также работами С. Авдашева и Ю. Б. Рубина, в которых анализируется состояние конкуренции в России. Также необходимо отметить работы С. Г. Кирдиной, посвященные рассмотрению особенностей условий и состояния институциональной среды в России, Р. Ибрагимовой, которая дает оценку места России в глобальной экономике, а также работы Н. А. Скрыльниковой, Т. Б. Кондрашевой, О. Г. Голиченко, М. Б. Гадиевой посвященные исследованию инновационной системы в России. В работах С. Перегудова, В. В. Староверова, А. А. Яковлева, Ю. С. Симачева, Ю. А. Данилова представлена характеристика корпоративной модели российской экономики.
В числе российских ученых, работы которых посвящены исследованию конкурентных преимуществ и стратегий, следует назвать А. Н. Юданова, разработавшего теорию конкурентных стратегий в зависимости от характеристик фирм, отрасли и рынка. Широкий круг исследований Р. А. Фатхутдинова, посвященные анализу конкуренции и конкурентных стратегий фирм, А. Н. Белковского, который рассмотрел конкурентные стратегии, ставшие наиболее востребованными со стороны российских предпринимателей. А также работы В. Абрамова, В. Бурра, Б. Мильнера и др., занимающихся проблемами определения и формирования конкурентных преимуществ. Работы в области конкурентоспособности российских фирм А. Нешитова и М. В. Маракушина.
Однако при всем многообразии исследований, посвященных конкуренции, среди работ отечественных и зарубежных ученых - экономистов нет работ, отражающих эволюцию конкурентной среды, изменение условий и факторов конкуренции, новые подходы к формированию конкурентных преимуществ и моделей конкурентного поведения фирм, которые будут реализованы в соответствующих конкурентных стратегиях. Особое теоретическое и практическое значение имеет анализ новых подходов и моделей конкуренции, в условиях развития социальных сетей, которые предполагают конкуренцию, основанную на единстве целей и принципов взаимодействия, так что, конкурентная среда становится более высокоорганизованной, с особой внутренней структурой, правилами и распределением ролей. Также областью настоящего научного исследования стала оценка и характеристика развития конкуренции в России.