Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:54, реферат
Профессионально важные качества личности менеджера Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности. Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными.
Профессионально
важные качества личности менеджера
Качества менеджера - это обобщенные,
наиболее устойчивые характеристики,
которые оказывает решающее влияние
на управленческую деятельность. Это
весьма сложные в психологическом
плане образования, зависящие от
множества факторов: особенностей характера,
структуры личности, ее направленности,
опыта, способности, условий деятельности.
Талант менеджера определяется многими
психологическими качествами, которые
являются профессионально важными.
Многогранный характер управленческой
деятельности накладывает своеобразный
отпечаток и на личностные характеристики
менеджера. Профессионально важные
качества менеджера рассматриваются
на трех уровнях: - на уровне задач деятельности
менеджера; - на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности. На основе
управленческой деятельности менеджера
можно выделить следующие профессионально
важные качества. Организаторские качества,
характеризующиеся умением
б) служебно-товарищеское
- это общенье между
Лидер и менеджер.
Лидерство как ресурс менеджмента
Как мы с вами выяснили ранее, менеджмент – феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно – в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.
Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем, лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.
Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его так. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.
Короче говоря, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический. И в этом – основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.
Общее между лидерством и менеджментом:
Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а другой – в системе отношений неформальных, неофициальных.
Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) – по неофициальным.
В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.
Лидерство есть важный ресурс менеджмента.
В практике управления нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель – становиться лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
Таким образом, необходимо
еще раз сказать, что отличие
понятие лидера от менеджера достаточно
велико. Менеджер, как правило, всегда
лидер. Лидер же не обязан быть менеджером.
Лидерство встречается как в
формальных отношениях, так и в
неформальных… чего нельзя сказать
о менеджменте.
Итак, выдвижение в
позицию лидера обусловлено, главным
образом, вкладом члена коллектива
в эффективность его
Нельзя говорить о лидерской роли без учета структуры лидерства, которая проявляется в его разновидностях. В системе неформальных отношений возникают отношения, как делового плана, так и эмоционального. Двум типам указанных отношений соответствуют две основные лидерские роли: роль делового лидера и роль эмоционального лидера.
Вот что пишут Н. Кузнецова (магистр прикладной психологии, начальник отдела диагностики и оценки персонала) и А. Гаврилова (специалист по организационной психологии, сотрудник отдела диагностики и оценки персонала) в своей статье «Кто он, антилидер?»:
«Вы пытались когда-нибудь задать лидеру вопрос, удовлетворён ли он собой, своими достижениями, своим положением? Наверно, не задавали. Потому что трудно представить себе ситуацию, при которой внешне сложившийся и удачливый человек мог бы быть недоволен собой. Вместе с тем, если встать на позицию, что состояние неудовлетворенности собой – это состояние уходящее и приходящее в разных жизненных ситуациях, то лидеры, как и все люди, его испытывают. А тем более, если мы говорим о ситуационном лидерстве. Для примера можно вспомнить ситуации, когда даже у безусловных лидеров понижалась самооценка. Скандал, связанный с адюльтером американского президента не прошел для него даром. Что произошло с его самооценкой? Можно предположить, что, скорее всего, она понизилась. Следуя хронике событий, далее последовала бомбёжка Сербии.
В нашей практике
встречаются менее масштабные примеры.
Но все их объединяет одно – это
яркие личности с лидерским потенциалом,
но их поведение носит
Более подробный анализ прецедентов такого поведения позволил нам высказать предположение, что антилидерство ситуативно.
На сегодняшний день мы выделили два типа антилидеров.
Первые отличаются тем, что антисоциальное поведение у них сопряжено с временным или ситуативным понижением удовлетворённости собой. На фоне такого состояния происходит ориентировочная поисковая активность. Эти люди, попадая в ситуацию поиска новых ценностей и отказа от старых, начинают искать выход из неё. Но куда поведёт за собой неудовлетворённый лидер? Только туда, где будут реализовываться его незрелые, деструктивные идеи. Такого человека можно сравнить с паровым котлом, у которого заклинило предохранительный клапан. В этом случае последствия могут быть самые неожиданные.
Отличие работников
второго типа в том, что они
не могут в силу сложившихся обстоятельств
объективно видеть ситуацию. Что является
причиной такого поведения, требует
дополнительных исследований. Но на поведенческом
уровне это проявляется в
По работе с выявленными типами антилидеров можно дать следующие рекомендации.
По первому типу
можно сказать, что поскольку
пониженная «удовлетворённость собой»
временна, то на неё можно влиять.
В организации таким
По второму типу очень сложно дать конкретные рекомендации. Мы только начали их изучать. Описанные выше, черты такого антилидера проявляются постепенно. Поэтому, есть опасность, что такой человек может занять руководящий пост, прежде чем они проявятся. Облаченные властью такие люди могут сильно манипулировать информационными потоками в собственных целях. Говорить об успешности организации, которой руководят антилидеры такого типа, не приходится».