Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:11, доклад
Актуальность. В Казахстане тема хиджаба снова встала на повестку дня. Вице-министр образования и науки Республики Казахстан г-н Махметкали Сарыбеков заявил, что «Завтра может получиться так, что если мы разрешим хиджаб, Казахстан многоконфессиональная страна же, а в классах учатся представители и других национальностей. И завтра, если все 30 человек будут сидеть в своей религиозной одежде, то ни к чему хорошему это не приведет»[1]. Рассмотрим этот вопрос с конституционно-правовой точки зрения, принимая во внимание тот факт, что Казахстан со следующего года станет председателем Организации Исламская Конференция.
13.12.2010
Габдуалиев Мереке Тлекович
кандидат юридических наук
директор ОФ «Институт развития конституционализма и демократии»
доцент
Евразийской Академии
Актуальность. В Казахстане тема хиджаба снова встала на повестку дня. Вице-министр образования и науки Республики Казахстан г-н Махметкали Сарыбеков заявил, что «Завтра может получиться так, что если мы разрешим хиджаб, Казахстан многоконфессиональная страна же, а в классах учатся представители и других национальностей. И завтра, если все 30 человек будут сидеть в своей религиозной одежде, то ни к чему хорошему это не приведет»[1]. Рассмотрим этот вопрос с конституционно-правовой точки зрения, принимая во внимание тот факт, что Казахстан со следующего года станет председателем Организации Исламская Конференция.
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на саммите глав государств ОБСЕ в Астане 02 декабря 2010 предложил государствам ОБСЕ добавить к трем существующим измерениям организации еще одно - религиозную терпимость. "Мы предлагаем выделить конфессиональную толерантность в отдельное измерение. Сегодня нам необходим честный, открытый межконфессиональный диалог", - сказал глава государства, выступая на пленарном заседании саммита глав государств ОБСЕ в Астане.
Конституционно-правовое регулирование статуса религий получило свое развитие со времени обретения независимости бывшими союзными республиками СССР. Длительная общая история, единый вектор построения демократического правового государства с рыночной экономикой и интеграции в мировое сообщество получили отражение в определенном схожестве конституционных институтов в постсоветских странах. Однако, прошедшие почти два десятилетия выявили и различия в конституционных процессах в наших странах.
Как известно, на протяжении веков на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов – носителей различных культур, религий и традиций. В результате сложилась уникальная ситуация, когда вместе с казахами мирно живут 140 этносов и 40 конфессий. Поэтому, безусловно, исследование конституционно-правового регулирования статуса религий представляет научный и практический интерес.
Конституционно-правовое
регулирование статуса религий.
В
Нормативном Постановлении
В
Международном пакте о
Конституционная норма о свободе совести (ст.22 Конституции) нашла свое развитие и конкретизацию в Законе Республики Казахстан от 15 января 1992 года № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», во введении которого закреплено, что «Республика Казахстан является демократическим, светским государством, уважающим право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, и важность межконфессионального согласия, религиозную толерантность и уважение религиозных убеждений граждан».
В своем Выступлении на ХV сессии Ассамблеи Народа Казахстана Президент Республики Н.А. Назарбаев справедливо отметил, что важной составляющей национального единства выступает межконфессиональное согласие в нашем обществе. Духовная сфера – сугубо индивидуальное дело каждого, человек сам решает этот вопрос[3]. При этом глава государства выразил обеспокоенность, что в последнее время наблюдается превращение религиозности в моду без понимания глубинной сути той или иной религии, не вникая в гуманность, честность и другие общепринятые постулаты религий.
Например, выросшие в секуляризованной Европе молодые мусульмане обладают весьма поверхностными знаниями об исламе. Вследствие этого они легко подпадают под влияние радикальных группировок, представители которых не только объясняют им, что такое «настоящий ислам», но и внушают, что, поскольку Запад ведет «войну против исламского мира», европейские мусульмане должны включиться в эту «навязанную» ему войну и стать «воинами джихада»[4]. В настоящее время в странах Запада вопрос межконфессионального согласия приобрел особую актуальность.
На последней Обзорной конференции ОБСЕ по человеческому измерению 25-28 ноября 2010 года в Астане турецкие общины ФРГ выразили обеспокоенность дискриминацией в отношении мусульманской части населения в Германии. Это касается и строительства мечетей, и религиозной одежды мусульман и т.д.
Религиозная одежда как реализация права на свободу вероисповеданий. В специальных исследованиях по конституционному праву головной убор рассматривается как реализация права на свободу вероисповедания. В частности в них обосновывается, что головной убор – предписанная тем или иным вероучением обязанность, которую женщина, в силу своих убеждений, вправе соблюсти либо отказаться от соблюдения. И в данном случае у нее может возникнуть морально-нравственная (духовная) ответственность, но не юридическая[5]. Необходимо отметить, что появление женщины в общественном месте с покрытой головой предусмотрено не только шариатом, но и в авраамических религиях.
В Казахстане тема ношения хиджаба снова встала на повестку дня. Министерство образования и науки Республики Казахстан намерено запретить носить религиозную одежду в школах и вузах. Профильное ведомство уже подготовило специальный законопроект. Нововведение еще пока только обсуждается, а молодежь против него уже готова устраивать акции протеста[6].
Бывший Министр образования и науки РК г-н Ж. Туймебаев (который, кстати, ныне является послом в Турецкой Республике), в свое время заявил, что носить хиджабы ученицам в школах запрещено[7]. При этом, по вопросу ношения религиозной одежды в учебных заведениях и открытия молельных комнат существует письмо Министерства образования и науки Республики Казахстан от 26 октября 2009 года №3-02-4/2059, в котором говорится о невозможности ношения религиозной одежды в организациях образования и открытия в них молельных комнат.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 22 Конституции
РК, «осуществление права на свободу
совести не должно обусловливать
или ограничивать общечеловеческие
и гражданские права и
Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам отношения к религии (п.2 ст.14 Конституции РК). В соответствии с пп.1) и 2) п.1 ст.3 Закона РК от 07 июня 1999г. «Об образовании», основными принципами государственной политики в области образования являются: «равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование; доступность образования всех уровней для населения с учетом индивидуальных особенностей каждого гражданина». Хиджаб является неотъемлемым атрибутом одежды мусульманки, без него она не может выходить из дома. «Аллах настоятельно рекомендует хиджаб» - скажет Вам любой мусульманин.
Поэтому эти индивидуальные особенности учащихся должны учитываться при реализации образовательной политики. Человеку, который желает учиться в светской школе (не в религиозном медресе), но исповедующего ислам и поэтому носящего хиджаб, никто не может запретить посещать учебное заведение и ограничивать в конституционном праве на получение образования.
Ранее, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан г-н Б. Байкадамов при осуществлении мониторинга соблюдения прав человека выявил проблему повсеместного отсутствия в общественных учреждениях и учреждениях социального статуса молельных комнат[8].
Министр
юстиции Казахстана Рашид Тусупбеков,
ранее отвечая на вопрос о ношении
религиозной одежды, сказал, что
«учитывая положения
Осуществление индивидами своего конституционного права на свободу совести в какой бы форме последняя не выражалась, не может являться основанием ограничения его правосубъектности, гарантированной статьей 13 Конституции.
Конституционный
Совет Казахстана в своем Послании
«О состоянии конституционной
Например, в Российской Федерации Верховный Суд РФ[11] разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспорта в головном уборе, хотя до вынесения такого решения этот вопрос вызывал множество споров и конфликтов. В южных регионах Казахстана уже имели место судебные процессы, в результате которых суд разрешил ношение хиджаба в школе.
Необходимо отметить, что человек в религиозной одежде может быть и врачом, и учителем, и инженером, и юристом, и ученым. И ношение религиозной одежды должно быть внутренним делом самого человека.
Выводы.
1)
Конституционно-правовое
По всей видимости, это связано с особенностями перехода от атеистического государства к государству светскому, с инерцией прошлого и сложностью понимания на различных уровнях общественной системы того, что гражданское общество предполагает (в том числе) толерантное отношение к различным религиям и мирное сосуществование различных конфессий.
2)
В целях усиления гарантий
конституционного права
3)
Предлагаю в Законе «Об
[1]
http://www.zakon.kz/top_news/
[2]
Наумов С., Слонов Н. От атеистического
государства – к светскому
//Свободная мысль, 2009. №9. С.49.
[3]
См.: Там же.
[4]
Кондратьева Т.С.
[5]
См.: Омарова З.А. Головной убор как
реализация права на свободу вероисповедания
//Конституционное и муниципальное право,
2010. №2. С11.
[6]
http://www.zakon.kz/top_news/
[7]
http://www.zakon.kz/engine/