Кадровый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:11, доклад

Описание

Актуальность. В Казахстане тема хиджаба снова встала на повестку дня. Вице-министр образования и науки Республики Казахстан г-н Махметкали Сарыбеков заявил, что «Завтра может получиться так, что если мы разрешим хиджаб, Казахстан многоконфессиональная страна же, а в классах учатся представители и других национальностей. И завтра, если все 30 человек будут сидеть в своей религиозной одежде, то ни к чему хорошему это не приведет»[1]. Рассмотрим этот вопрос с конституционно-правовой точки зрения, принимая во внимание тот факт, что Казахстан со следующего года станет председателем Организации Исламская Конференция.

Работа состоит из  1 файл

Хиджаб.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

                  13.12.2010 

                  Габдуалиев  Мереке Тлекович

                  кандидат  юридических наук

                  директор  ОФ «Институт развития конституционализма и демократии» 

                  доцент  Евразийской Академии  
                   
                   
                   

     Актуальность. В Казахстане тема хиджаба снова  встала на повестку дня. Вице-министр  образования и науки Республики Казахстан г-н Махметкали Сарыбеков заявил, что  «Завтра может получиться так, что если мы разрешим хиджаб, Казахстан многоконфессиональная страна же, а в классах учатся представители и других национальностей. И завтра, если все 30 человек будут сидеть в своей религиозной одежде, то ни к чему хорошему это не приведет»[1]. Рассмотрим этот вопрос с конституционно-правовой точки зрения, принимая во внимание тот факт, что Казахстан со следующего года станет председателем Организации Исламская Конференция.  

     Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на саммите  глав государств ОБСЕ в Астане 02 декабря 2010 предложил государствам ОБСЕ добавить к трем существующим измерениям организации  еще одно - религиозную терпимость. "Мы предлагаем выделить конфессиональную толерантность в отдельное измерение. Сегодня нам необходим честный, открытый межконфессиональный диалог", - сказал глава государства, выступая на пленарном заседании саммита глав государств ОБСЕ в Астане.

     Конституционно-правовое регулирование статуса религий получило свое развитие со времени обретения независимости бывшими союзными республиками СССР. Длительная общая история, единый вектор построения демократического правового государства с рыночной экономикой и интеграции  в мировое сообщество получили отражение в определенном схожестве конституционных институтов в постсоветских странах. Однако, прошедшие почти два десятилетия выявили и различия в конституционных процессах в наших странах.

     Как известно, на протяжении веков на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов – носителей различных культур, религий и традиций. В результате сложилась уникальная ситуация, когда вместе с казахами мирно живут 140 этносов и 40 конфессий. Поэтому, безусловно, исследование конституционно-правового регулирования статуса религий представляет научный и практический интерес.

     Конституционно-правовое регулирование статуса религий.  Сложная социально-культурная проблема светского общества и религии  вообще характерна для нынешнего  состояния цивилизации. В различных странах она имеет особенную форму и решается по-разному[2].  В Конституции Казахстана закреплено, что «каждый имеет право на свободу совести» (статья 22).

     В Нормативном Постановлении Конституционного Совета РК от 11 февраля 2009 года № 1 «О проверке Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений» на соответствие Конституции Республики Казахстан» говорится, что предусмотренное в Конституции право каждого на свободу совести, является прирожденным, абсолютным, неотчуждаемым и не подлежащим ограничению ни в каких случаях ( п.2 ст.12 и п.3 ст.39 Конституции).

     В Международном пакте о гражданских  и политических правах, принятого резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III и являющегося в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Конституции составной частью действующего права Казахстана, закреплено, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении» (п.1 ст.18).  

     Конституционная норма о свободе совести (ст.22 Конституции) нашла свое развитие и  конкретизацию в  Законе Республики Казахстан от 15 января 1992 года № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», во введении которого закреплено, что «Республика Казахстан является демократическим, светским государством, уважающим право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, и важность межконфессионального согласия, религиозную толерантность и уважение религиозных убеждений граждан».

     В своем Выступлении на ХV сессии Ассамблеи  Народа Казахстана  Президент Республики Н.А. Назарбаев справедливо отметил, что важной составляющей национального  единства выступает межконфессиональное согласие в нашем обществе. Духовная сфера – сугубо индивидуальное дело каждого, человек сам решает этот вопрос[3]. При этом глава государства выразил обеспокоенность, что в последнее время наблюдается превращение религиозности в моду без понимания глубинной сути той или иной религии, не вникая в гуманность, честность и другие общепринятые постулаты религий.

     Например, выросшие в секуляризованной Европе молодые мусульмане обладают весьма поверхностными знаниями об исламе. Вследствие этого они легко подпадают под влияние радикальных группировок, представители которых не только объясняют им, что такое «настоящий ислам», но и внушают, что, поскольку Запад ведет «войну против исламского мира», европейские мусульмане должны включиться в эту «навязанную» ему войну  и стать «воинами джихада»[4]. В настоящее время в странах Запада вопрос межконфессионального согласия приобрел особую актуальность. 

     На  последней Обзорной конференции  ОБСЕ по человеческому измерению 25-28 ноября 2010 года в Астане турецкие общины ФРГ выразили обеспокоенность дискриминацией в отношении мусульманской части населения в Германии. Это касается и строительства мечетей, и религиозной одежды мусульман и т.д. 

     Религиозная одежда как реализация права на свободу  вероисповеданий. В специальных исследованиях по конституционному праву головной убор рассматривается как реализация права на свободу вероисповедания. В частности в них обосновывается, что головной убор – предписанная тем или иным вероучением обязанность, которую женщина, в силу своих убеждений, вправе соблюсти либо отказаться от соблюдения. И в данном случае у нее может возникнуть морально-нравственная (духовная) ответственность, но не юридическая[5]. Необходимо отметить, что появление женщины в общественном месте с покрытой головой предусмотрено не только шариатом, но и в авраамических религиях. 

     В Казахстане тема ношения хиджаба  снова встала на повестку дня. Министерство образования и науки Республики Казахстан намерено запретить носить религиозную одежду в школах и вузах. Профильное ведомство уже подготовило специальный законопроект. Нововведение еще пока только обсуждается, а молодежь против него уже готова устраивать акции протеста[6].

     Бывший Министр образования и науки РК г-н Ж. Туймебаев (который, кстати, ныне является послом в Турецкой Республике), в свое время заявил, что носить хиджабы ученицам в школах запрещено[7]. При этом, по вопросу ношения религиозной одежды в учебных заведениях и открытия молельных комнат существует письмо Министерства образования и науки Республики Казахстан от 26 октября 2009 года №3-02-4/2059, в котором говорится о невозможности ношения религиозной одежды в организациях образования и открытия в них молельных комнат. 

     В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Конституции  РК, «осуществление права на свободу  совести не должно обусловливать  или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности  перед государством». Данное конституционное  положение распространяется и на право в получении образования. Ни закон об образовании, ни Министр не могут отменить конституционного права гражданина на получение образования.

     Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации  по мотивам отношения к религии (п.2 ст.14 Конституции РК). В соответствии с пп.1) и 2) п.1 ст.3 Закона РК от 07 июня 1999г. «Об образовании», основными принципами государственной политики в области образования являются: «равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование; доступность образования всех уровней для населения с учетом индивидуальных особенностей каждого гражданина». Хиджаб является неотъемлемым атрибутом одежды мусульманки, без него она не может выходить из дома. «Аллах настоятельно рекомендует хиджаб» - скажет Вам любой мусульманин.

     Поэтому эти индивидуальные особенности  учащихся должны учитываться при  реализации образовательной политики. Человеку, который желает учиться  в светской школе (не в религиозном  медресе), но исповедующего ислам  и поэтому носящего хиджаб, никто  не может запретить посещать учебное заведение и ограничивать в конституционном праве на получение образования.

     Ранее, Уполномоченный по правам человека в  Республике Казахстан г-н Б. Байкадамов при осуществлении мониторинга  соблюдения прав человека выявил проблему повсеместного отсутствия в общественных учреждениях и учреждениях социального статуса молельных комнат[8].

     Министр юстиции Казахстана Рашид Тусупбеков, ранее отвечая на вопрос о ношении  религиозной одежды, сказал, что  «учитывая положения Конституции  и закона, действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно одежды, в том числе хиджаба, для учащихся образовательных учреждений»[9].

     Осуществление индивидами своего конституционного права  на свободу совести в какой  бы форме последняя не выражалась, не может являться основанием ограничения его правосубъектности, гарантированной статьей 13 Конституции.

     Конституционный Совет Казахстана в своем Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» (2008 года) обратил внимание на то, что «в законах иногда допускается неправомерное расширение целей ограничения прав и свобод человека и гражданина; введение дополнительных оснований такого ограничения сверх предусмотренных Конституцией; установление ограничений, несоразмерных с вероятной общественной опасностью. Несмотря на неоднократное акцентирование внимания Конституционным Советом на подобных фактах, они продолжают иметь место»[10].

     Например, в Российской Федерации Верховный  Суд РФ[11] разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспорта в головном уборе, хотя до вынесения такого решения этот вопрос вызывал множество споров и конфликтов. В южных регионах Казахстана уже имели место судебные процессы, в результате которых суд разрешил ношение хиджаба в школе. 

     Необходимо  отметить, что человек в религиозной  одежде может быть и врачом, и  учителем, и инженером, и юристом, и ученым. И ношение религиозной  одежды должно быть внутренним делом  самого человека.

       Выводы.

     1)   Конституционно-правовое регулирование статуса религий в Казахстане характеризуется тем, что вопрос понимания и реализации норм Конституции о статусе религий в светском государстве - остается не совсем решенным.

     По  всей видимости, это связано с  особенностями перехода от атеистического государства к государству светскому, с инерцией прошлого и сложностью понимания на различных уровнях общественной системы того, что гражданское общество предполагает (в том числе) толерантное отношение к различным религиям и мирное сосуществование различных конфессий.   

     2)   В целях усиления гарантий  конституционного права человека  на свободу совести предлагаем  норму пункта 2 статьи 39 Конституции  Казахстана «Признаются неконституционными  любые действия, способные нарушить  межнациональное согласие» изложить  в новой редакции – «Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие». 

     3)   Предлагаю в Законе «Об образовании», а также в Трудовом Кодексе  конкретно определить право человека (учащегося или работника - соответственно) на ношение религиозной одежды в учебном заведении или на работе.  
 
 
 
 
 

     [1] http://www.zakon.kz/top_news/192577-v-uchebnykh-zavedenijakh-mogut-zapretit.html  

     [2] Наумов С., Слонов Н. От атеистического  государства – к светскому  //Свободная мысль, 2009. №9. С.49.  

     [3] См.: Там же.  

     [4] Кондратьева Т.С. Великобритания: Радикализм мусульманского сообщества (Обзор). //Актуальные проблемы Европы. Сб. научн.тр. 2008. №4. Иммиграция и  безопасность Европы. С.99.  

     [5] См.: Омарова З.А. Головной убор как реализация права на свободу вероисповедания //Конституционное и муниципальное право, 2010. №2. С11.  

     [6] http://www.zakon.kz/top_news/192577-v-uchebnykh-zavedenijakh-mogut-zapretit.html  

     [7] http://www.zakon.kz/engine/  

Информация о работе Кадровый менеджмент