Когнитивная школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:14, реферат

Описание

1. Формирование стратегии есть протекающий в сознании стратегии процесс познания.
2. Стратегии зарождаются как перспективы, предписывающие способы получения информации из окружающей среды.
3. Эта информация, прежде чем она будет расшифрована с помощью когнитивных карт (определяют важные для менеджеров факторы), проходит сквозь всевозможные искажающие фильтры, или (согласно "объективной" ветви) является просто интерпретацией мира, существующего только в том виде, в каком он воспринимается.

Работа состоит из  1 файл

страт план.doc

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Когнитивная школа. 
 
Когнитивная школа (школа познания) рассматривает построение стратегии как ментальный процесс.

Когнитивная школа - развивающаяся  школа, а ее предмет - процесс формирования стратегии. Выделим посылки, на которых  основываются построения школы познания.

1. Формирование стратегии есть  протекающий в сознании стратегии  процесс познания.

2. Стратегии зарождаются как  перспективы, предписывающие способы  получения информации из окружающей  среды.

3. Эта информация, прежде чем  она будет расшифрована с помощью когнитивных карт (определяют важные для менеджеров факторы), проходит сквозь всевозможные искажающие фильтры, или (согласно "объективной" ветви) является просто интерпретацией мира, существующего только в том виде, в каком он воспринимается.

Представители-М. Лайлс, Р.К. Регер, Э.Хафф, Г.Томас, Г.Саймон.

Представители данной школы, опираясь на когнитивную психологию, анализируют  стратегический процесс с точки  зрения познавательных способностей человека. Когнитивная школа стратегического  управления приобрела особую популярность за рубежом в 1980-е годы.Вот почему стратеги в большинстве своем самоучки: они выстраивают - главным образом на основе приобретенного опыта - собственные структуры знаний и ментальные процессы. Опыт формирует круг их знаний, что в свою очередь обусловливает действия индивидов, которые обогащает их новым опытом. На этом дуализме и основываются исследования когнитивной школы, и он становится отправной точкой для двух совершенно разных ее ветвей.

Первая, более позитивистская, трактует обработку и структурирование знаний как попытку создания некой объективной (кино)картины мира, когда когнитивные способности рассматриваются как своего рода кинокамера. Всматриваясь в мир, она по воле оператора увеличивает или уменьшает изображения, которые, по мнению когнитивистов, далеко не полностью передают объективную реальность.

Другая ветвь настаивает на субъективности познания, рассматривая стратегию как  интерпретацию мира. Мысленный взгляд устремляется внутрь, чтобы понять, как разум формирует мнения относительно увиденного - событий, символов, поведения клиентов и т.д. Таким образом, если первая ветвь воспринимает познание как воссоздание мира, то вторая, убирая эту приставку, полагает, что познание создает мир.  

Большинство представителей когнитивной школы считают, что каждый стратег обладает своим индивидуальным когнитивным стилем, на который значительное влияние оказывает коллективная система обработки информации, называемая организацией. Они предлагают определенную модель параллельной обработки информации в процессе принятия стратегических решений 
Согласно теоретическим воззрениям представителей когнитивной школы любой опытный руководитель руководствуется некими причинными (каузальными) картами или ментальными моделями, оказывающими влияние на его поведение. 
Такого рода карты, по мнению представителей когнитивной школы, являются своеобразным ключом к постижению процесса формирования стратегии. Другими словами, поскольку стратегия - это понимание, постольку построение стратегии рассматривается как «достижение понимания» . 
Второе направление когнитивной школы рассматривает стратегию как конструирование интерпретаций. 

Основные принципиальные положения  когнитивной школы состоят в  следующем: 
1. Процесс формирования стратегии рассматривается как процесс познания, протекающий в сознании стратега. 
2. Стратегия - это перспектива, которая раскрывает способы получения информации из окружающей среды. 
3- Информация из окружающей среды является интерпретацией мира, который существует только в том виде, в каком он воспринимается. Согласно мнению представителей когнитивной школы взаимный мир можно моделировать, структурировать и конструировать. 
4. Когнитивная школа уделяет значительное внимание конкретным стадиям процесса формирования стратегии, особенно периоду первоначального понимания стратегии и периоду переосмысления принятой стратегии. 
5. Понимание стратегического процесса способствует дальнейшему познанию законов мышления.

 

Центральная идея школы: процесс формирования стратегии является в том числе  и процессом познания, в частности создание стратегии есть достижение понимания.

 

Когнитивная школа соединяет объективистские  школы дизайна, планирования и позиционирования и тяготеющие к субъективизму  школы обучения, культуры, власти, внешней  среды и конфигурации. Согласно этому делению целесообразно начинать рассмотрение когнитивной школы с ее объективистской ветви, а именно с исследований на тему тенденциозности познания или границ когнитивных способностей стратега, стратегического познания с точки зрения обработки информации и структурирования знания разумом.

После этого можно обратимся  к субъективистской ветви, которая  трактует стратегическое познание как  процесс конструирования.

Ученых давно занимает процесс  обработки информации и принятия ре-шений и прежде всего демонстрируемая в нем индивидами тенденциозность. Исследования в этой области сферы управления базируются на трудах Герберта Саймона, который пропагандировал идею о величии и сложности мира, в сравнении с которыми человеческий мозг и его способности обработки информации представляются ничтожно малыми. Принятие решений, таким образом, оказывается не рациональным процессом, а тщетной попыткой проявить рациональность.

Несмотря на разнообразие взглядов представителей когнитивной школы, все ее сторонники сходятся в одном: необходимой предпосылкой стратегического познания является существование ментальных структур, с помощью которых организуется знание. Для обозначения этих структур используется термин "фрейм", и другие - схема, понятие, сценарий, план, интеллектуальная модель, карта.

Карта, или отображение (map), - наиболее распространенное название, возможно, благодаря его метафоричности. Данный термин подразумевает прохождение  по малознакомой местности с помощью  некой репрезентативной модели.

Имея карту, даже весьма приблизительную, мы приводим в соответствие с ней собственные представления. Карта служит прообразом восприятия, и люди видят на ней то, что ожидают увидеть. Но по мере того как мы обнаруживаем все больше расхождений с картой, люди начинают обращать внимание на непосредственный опыт, ищут в нем определенные принципы.

 

Каждый стратег обладает своим индивидуальным когнитивным стилем, поэтому значительный вклад в наше понимание процесса создания стратегий вносят психологи, изучающие такие характеристики человеческого поведения, как "когнитивная сложность" и "открытость новым идеям". Пожалуй, самую большую известность получил метод личностной классификации И. Майерса-К. Бриггса по типологии Карла Юнга. Авторы формулируют четыре пары противоположных измерений:

Экстраверсия (Extroversion) (человека побуждает  к действию внешний мир) - Интроверсия (Introversion) (действия предпринимаются  под влиянием внутреннего мира индивида).

Сенсорный (Sensing) (сознательно воспринимаемая и рационально обрабатываемая информация) - Интуитивный (Intuition) (информация как результат попытки постижения важнейших принципов).

Мыслительный (Thinking) (решения основываются на анализе ситуации) - Эмоциональный (Feeling) (решения принимаются исходя из индивидуальных ощущений).

Рациональный (Judgement) (заранее планируемый, упорядоченный, контролируемый образ  жизни) - Иррациональный (Perception) (спонтанность, гибкий образ жизни).

 

Когнитивная школа уделяет большое  внимание конкретным стадиям процесса формирования стратегии, особенно периодам первоначального понимания стратегии, периодам переосмысления принятых стратегий и периодам привыкания к ним, вследствие когнитивного закрепления организаций.

Школа познания утверждает, что понимание  нами стратегического процесса способствует дальнейшему познанию законов мышления и человеческого мозга.


Информация о работе Когнитивная школа