Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:02, реферат
Коммуникации - важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратить от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления.
В связи с этим высокопрофессиональный менеджер должен понимать, каким образом среда влияет на обмен информацией, и владеть искусством устного и письменного общения. Цель данной работы - определить коммуникативные особенности управления организации. Предмет исследования - управление организацией. Объект исследования - коммуникации в управлении.
Введение
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.
Коммуникации - важнейший элемент
обеспечения эффективности
В связи с этим высокопрофессиональный менеджер должен понимать, каким образом среда влияет на обмен информацией, и владеть искусством устного и письменного общения. Цель данной работы - определить коммуникативные особенности управления организации. Предмет исследования - управление организацией. Объект исследования - коммуникации в управлении.
Глава 1. Что такое коммуникации в организации
Как говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность, и лишь позже произошло его «выделение» - так называемая психологическая спецификация, и в этой связи создание специфических средств - семиотическая спецификация. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально- психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все
акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между людьми.
Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.
Отправитель - лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение - информация, закодированная в виде символов.
Канал - средства передачи информации.
Получатель (реципиент) - тот, кому предназначена информация.£2]
Коммуникации можно
По типу объектов:
-организация - внешняя среда;
-межуровневая (восходящая);
-межуровневая (нисходящая);
-горизонтальная;
-руководитель - подчиненный;
-руководитель - рабочая группа.
По степени формализации:
-формальны е коммуникации;
-неформальные коммун и кации.
Управление должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:
• организацию коммуникативных сетей;
• повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;
• полноценное использование информации для решения задач управления.
Эти задачи связаны со своеобразной
группой психологических
Информационное сообщение - содержание информации, переданной при коммуникации от одного лица другому. Канал коммуникации - направление движения информационного сообщения. Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу. Коммуникативная цепь - ряд каналов коммуникации, связанных движением однородных информационных сообщений. Могут быть индивидуальные и групповые информационные сети. Информационная роль - совокупность функций по информационному обмену, выполняемых данным лицом в коммуникативной сети.
Коммуникативная сеть — сложно соединенная
и переплетенная система
Реальная же картина передачи сообщений
может не совпадать с ней, и
причиной этого выступают
Умелый руководитель принимает
меры по обеспечению положительного
влияния психологических
Сказывается то, как развиты и
развиваются у сотрудников
1. Формулирование идеи или выбор информации для передачи. Отправитель должен хорошо оценить значимость идеи (информации) и продумать суть ее изложения.
2. Кодирование и выбор канала передачи информации. Чтобы передать идею или информацию, отправитель кодирует ее с помощью символов и выбирает канал передачи, соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом - необходимо использовать сочетание разных каналов.
3. Передача информации - непосредственно передача конкретной информации.
4. Декодирование (расшифровка) - на этом этапе осуществляется перевод информации отправителя в информацию получателя. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются местами.
Иногда в процессе коммуникации может возникнуть «шум», источниками которого являются: -язык (вербальный и невербальный); -различия в восприятии информации; -различия в статусе.
Цель коммуникации - обеспечить понимание информации (сообщения), которой обмениваются отправитель и получатель. Коммуникации могут осуществляться в виде: -монолога - информации, поступающей от отправителя к получателю;
-диалога - информации, поступающей
от отправителя к получателю
и от получателя к отправителю;
Для обмена информацией используют символы, к которым относятся слова, жесты, интонация. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.
1.1. Способы коммуникации
Способы коммуникации:
-разговорный (устный, вербальный);
-письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);
-невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения)[6]
Вербальная коммуникация использует
в качестве знаковой системы человеческую
речь, естественный звуковой язык, т.е.
систему фонетических знаков, включающих
два принципа: лексический и синтаксический.
Речь является самым универсальным
средством коммуникации, поскольку
при передаче информации при помощи
речи менее всего теряется смысл
сообщения. Правда, этому должна сопутствовать
высокая степень общности понимания
ситуации всеми участниками
Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации.
В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Основные из них следующие:
1. оптико-кинетическая;
2. пара-и экстралингвистическая;
3. организация пространства и времени коммуникативного процесса;
4. визуальный контакт.
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система знаков
включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
В целом оптико-кинетическая система
предстает как более или менее
отчетливо воспринимаемое свойство
общей моторики различных частей
тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию;
лица, и тогда мы имеем мимику;
позы, и тогда мы имеем пантомимику).
Паралингвистическая и
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.Г71
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. В настоящее время проблемы проксемики включены в особую область психологии, получившую название «экологическая психология» или «психология среды». Среди прочих проблем здесь изучаются нормы оптимального расположения партнеров по коммуникации, приближения к собеседнику, особенности «персонального пространства» и др.Г81
Следующая специфическая знаковая
система, используемая в коммуникативном
процессе, - это «контакт глаз», или
визуальное общение. Исследования в
этой области тесно связаны с
общепсихологическим феноменом
в области зрительного
Визуальный контакт выполняет
многочисленные функции: информационный
поиск, стремление скрыть или обнаружить
свое «Я», сигнализировать о готовности
поддержать и продолжить общение, демонстрировать
степень психологической
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже отмечалось, всякая информация должна кодироваться, при чем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут. 1.2. Коммуникативные барьеры