Коммуникационный менеджмент. Система информационных коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 01:08, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение основ коммуникационного менеджмента.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие информации и коммуникации как основ коммуникационного менеджмента;
Раскрыть сущность управления коммуникациями;
Дать характеристику коммуникационному менеджменту в экономической системе;

Содержание

Введение 3
1. Коммуникационный менеджмент. Система информационных коммуникаций 4
1.1. Понятие информации и коммуникации как основ коммуникационного менеджмента 4
1.2. Менеджмент коммуникаций 8
1.3. Коммуникационный менеджмент в экономической системе 11
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент реферат.docx

— 33.10 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение            3

1. Коммуникационный менеджмент. Система информационных коммуникаций          4

1.1. Понятие информации  и коммуникации как основ коммуникационного  менеджмента          4

1.2. Менеджмент коммуникаций       8

1.3. Коммуникационный менеджмент  в экономической системе  11

Заключение          16

Список литературы         17

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования определяется тем, что  современный отрезок пути развития коммуникации как социологического, психологического, межкультурного, экономического феномена заставляет взглянуть на этот процесс в первую очередь с  точки зрения потребности общественного  производства, в котором его традиционные факторы (земля, труд, капитал) действуют  только при условии эффективного использования коммуникации.

Характерным признаком  современного производства является то, что, информация, знания воплощены в  большинстве создаваемых благ. То есть субъективный фактор развития на этом этапе носит относительно самостоятельный  характер. Таким образом, в условиях современного производства для обеспечения  его эффективности и нового качественного  роста в постоянно меняющейся внешней среде коммуникация между  людьми и организациями превращается в стратегический ресурс и объект управления. 'Под информацией в  рамках исследования рассматривается  послание в документальной, видео- или  аудио формах, отражающее совокупность разных фактов (данных).

Целью данной работы является рассмотрение основ коммуникационного  менеджмента.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

  • Рассмотреть понятие информации и коммуникации как основ коммуникационного менеджмента;
  • Раскрыть сущность управления коммуникациями;
  • Дать характеристику коммуникационному менеджменту в экономической системе;

1. Коммуникационный  менеджмент. Система информационных  коммуникаций

 

1.1 Понятие информации и коммуникации как основ коммуникационного менеджмента

 

Информационные аспекты  управления экономикой достаточно подробно исследованы в советской и  российской научной литературе, не говоря уже о зарубежной. А чем, собственно, коммуникация отличается от информации?

Социологи и психологи  рассматривают коммуникацию как  процесс передачи эмоционального и  интеллектуального содержания. Кстати, в первом российском словаре иностранных  слов, правленом лично Петром 1, среди  более 500 иностранных «вокабул» учтена и «коммуникация» в значении «переговор, сообщение».

В кибернетике под коммуникацией  понимается обмен информацией между  сложными динамическими системами  и их частями, которые в состоянии  принимать информацию, накапливать  ее и преобразовывать.

На обыденном уровне, согласно энциклопедическому словарю, коммуникация - это общение, передача информации от человека к человеку; «это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов». Ряд  ученых - А. Леонтьев, в частности, вообще отождествляют коммуникацию и устное общение (под общением понимается обмен  деятельностью, умениями, навыками, а  также результатами деятельности, в  том числе интеллектуальной).

Действительно, коммуникацию следует рассматривать одной  из форм взаимодействия людей в процессе общения, скорее, это информационный аспект общения. И в этой связи  позволю себе поправить энциклопедическую  трактовку понятия «коммуникация», акцентировав внимание не на передаче информации, а на обмене. Именно на обмене! Коммуникация может иметь место лишь в том случае, если отправитель и получатель информации понимают друг друга, т.е. если у них есть общий социальный опыт, если они говорят на одном языке, если между ними существует обратная связь.

Н.Винер, один из создателей кибернетики, считал, что информация - «это обозначение содержания, полученного  из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств». Другой авторитет  в области кибернетики - Е. Майминас в книге «Процессы планирования в экономике: информационный аспект»  к информации относит любое сообщение, т.е. сигнал о каком-либо событии, «закодированный  эквивалент события». Информация состоит  из обработанных данных (данные - это  символы, представляющие свойства предметов  и событий). Таким образом, под  информацией рассматривается послание в документальной, видео- или аудио  формах, отражающее совокупность разных фактов (данных). Насколько послание является информацией, определяет получатель. То есть информация - это то, чем люди обмениваются при коммуникации

Знание - понятие более  глубокое и широкое, чем просто данные или информация. Под знанием в  данном контексте рассматриваются:

а) набор из полученных ранее  опыта, ценностей, контекстной информации, экспертных оценок, который инкорпорирует  новый опыт в информацию;

б) способность к инновациям, расположенность к самостоятельной  творческой деятельности.

Знания возникают из информации путем: сравнения; установления связей; оценки; определения области  применения. (К примеру, у компании "Крайслер" имеется собрание компьютерных файлов, которое носит название "Книга  инженерных знаний". Книга представляет собой исчерпывающие данные и  информацию об автомобилях этой компании, которой, кстати, может воспользоваться  каждый разработчик новых автомобилей. Когда управляющий этой книги  получил данные о проведенных  креш-тестах, то он отказался их поместить в файлы без соответствующей обработки. Обработка заключалась в ответах на такие вопросы, как: почему эти тесты проводились; каковы результаты по сравнению с тестами прошлых лет и тестами конкурентов; какие выводы дали тесты для совершенствования основных узлов автомобиля. Именно ответы на эти вопросы трансформируют информацию в знания).

Таким образом, информация содержится в описаниях, ответах  на вопросы (кто, что, где, когда, сколько). Знания передаются через обучение, ответы на вопросы «как». Понимание  достигается объяснениями, ответами на вопрос «почему».

Интеллектуальная собственность - это произведенные человеком, собственные  продукты мыслительной деятельности. Интеллект, по Р. Акоффу, - это способность  увеличивать производительность.

Опять же по Акоффу: сами по себе информация, знания и понимание  позволяют увеличивать производительность, продуктивность, но никак не эффективность. Все оценки производительности основаны на логике, которую в принципе можно  запрограммировать в компьютере и автоматизировать, поскольку они  носят безличный характер.

Не так обстоит дело с эффективностью. Эффективность - это  оцененная производительность, продуктивность, умноженная на ценность; это результативность оцененного результата. Оценочное суждение о действии редко совпадает у  двух разных оценщиков. Разница между  производительностью и эффективностью отражена в различиях между развитием  и ростом. Рост в отличие от развития не требует увеличения ценности.

Отсюда можно сделать  заключение о том, что, несмотря на наши способности создавать генерирующую информацию, знания и понимание, мы никогда не сможем с помощью компьютерных систем производить мудрость. В какой-то части эту проблему решает коммуникационный менеджмент.

В последние годы, связанные  с рыночными преобразованиями в  России, все больше ценится умение организации достигать взаимопонимания  и сотрудничества с контактными  аудиториями, в составе которых  живет, трудится, сотрудничает и конфликтует  ее общественность. Поэтому практически  нет организаций, у которых бы не было коммуникационных проблем и  необходимости в их профессиональном разрешении.

Коммуникационные проблемы напрямую связаны с коммуникационными  потребностями организации. Что  это такое?

Зачастую коммуникационные потребности отождествляют с  информационными потребностями, т.е. потребностями в различного рода информации (так же, как отождествляют  информацию с коммуникацией, средства массовой информации со средствами массовой коммуникации)

К коммуникационным потребностям организации могут быть отнесены как потребности в информации (новых сведениях, уменьшающих неопределенность знаний относительно какого-либо объекта), так и собственные коммуникационные потребности, т.е. потребности в общении  или сплочении вокруг организации  ее общественности (в том числе  внутренней), а также потребность  в эффективной обратной связи. Наглядным  примером неэффективных контактов  с «желательными» аудиториями могут  служить взаимоотношения организации  со СМИ.

По-иному сказать - коммуникацией  надо управлять. Так возникает потребность  в коммуникационном менеджменте, который  трактуется мною следующим образом.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Менеджмент  коммуникаций

 

В процессе специализации  управленческого труда коммуникация выделилась в относительно самостоятельный  вид деятельности, который во всем мире успешно развивается. Коммуникация задает темпы роста уровня жизни  во многих странах, является одним из критериев, которые определяют темпы  роста уровня жизни. Эта общая  тенденция проявляется и в  России: коммерческий сектор, фондовый рынок все чаще обращаются к коммуникации как факторам создания стоимости  и конкурентоспособности. Но в целом  это перспективное направление  развития экономических систем явно недооценивается, что приводит к  потерям России как в интеллектуальном, так и в материальном плане.

Эффективный коммуникационный менеджмент поможет объединить два  разнонаправленных вектора в  развитии национальной экономики: количественный рост за счет конъюнктурных факторов и качественный рост основных воспроизводственных  процессов. Кроме того, коммуникационный менеджмент как новая система  управления будет способствовать переходу России к открытой экономике, расширяя область конкурентных преимуществ  корпораций и фирм, территорий, государственных  организаций и т.д. Поскольку экономические  системы не могут развиваться  без воспроизводства всех видов  интеллектуального потенциала, коммуникационный менеджмент становится условием экономического прогресса и внутренним элементом  устойчивого экономического роста  экономических систем. Рыночные преобразования в России повлияли на трансформацию  экономического мышления и производителя, и потребителя 

Все это привело к  необходимости разработки основ  коммуникационного подхода к  исследованию экономических систем, к поиску места коммуникационного  менеджмента в системе управления. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и  отечественных ученых, посвященных  самому широкому кругу проблем, связанных, как напрямую, так и опосредованно, с темой диссертации.

В своем исследовании автор  опирался на действующие в России законодательные акты по отдельным  направлениям деятельности средств  массовой коммуникации, рынка рекламы  и связей с общественностью; на разработанные  с участием автора коммуникационные программы, целевые концепции; на результаты социологических и маркетинговых  исследований. Широко использовались данные официальной статистики, обзорные, справочные и нормативные материалы. Объектом исследования является коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. Предметом исследования выступают управленческие и связанные  с ними социально-экономические, институциональные  и другие отношения, возникающие  в процессе управления коммуникацией  в экономических системах. Общая  цель исследования состоит в разработке концептуальных основ коммуникационного  менеджмента, дополняющих научные  достижения в теории менеджмента.

Достижение указанной  цели потребовало решить следующие  задачи, ориентированные на получение  новых научных результатов, а  также выводов и рекомендаций для практического использования: - раскрыть сущность коммуникационного  менеджмента через понятия науки, теории и практики и на этой основе аргументировать необходимость  признания коммуникационного менеджмента  в качестве самостоятельного вида специального менеджмента; - проанализировать закономерности и этапы развития предмета коммуникационного  менеджмента;

- выявить тенденции развития  коммуникационного менеджмента  в экономических системах различной  природы;

- выявить экономически  обусловленные характеристики коммуникации  и на их основе разработать  критерии оценки эффективности  коммуникационного менеджмента  в управлении экономическими  системами;

- выявить специфику сложившейся  российской практики управления  коммуникацией и показать целесообразность 10 использования положительного  зарубежного опыта коммуникационного  менеджмента;

- сформулировать требования  к ресурсному обеспечению коммуникационного  менеджмента в условиях современной  России;

Информация о работе Коммуникационный менеджмент. Система информационных коммуникаций