Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:26, реферат
Осмысление тех радикальных изменений, которые сегодня на рубеже 21-го века все отчетливее становятся видны в нашем обществе, экономике и технической базе производства заставляют по-новому взглянуть и на функции управления в современной организации, на роль, место, а главное, профессиональные характеристики менеджера, необходимые и достаточные для успешного управления современным бизнесом.
«Компетентностный портрет менеджера XXI века»
Осмысление тех радикальных изменений, которые сегодня на рубеже 21-го века все отчетливее становятся видны в нашем обществе, экономике и технической базе производства заставляют по-новому взглянуть и на функции управления в современной организации, на роль, место, а главное, профессиональные характеристики менеджера, необходимые и достаточные для успешного управления современным бизнесом.
Можно, конечно,
на них взглянуть с позиций
конкретной российской ситуации –
ситуации переходного периода к
рынку, рыночному механизму
– проблемы, связанные со структурной перестройкой народного хозяйства;
– проблемы,
связанные с разгосударствлением собственности;
– проблемы, связанные с неплатежами,
дефицитом государственного бюджета,
ростом внешнего долга страны.
С этой точки
зрения, о современном менеджменте
в России приходится говорить как
о «неотложной помощи» – перед
ним задача не вылечить, а не дать
умереть. Самое печальное, что общество
нам и начинает привыкать к
мысли, что так и должно быть, а
под переходный период постепенно возводится
фундамент, на котором эта самая
«экономика переходного периода» может
держаться очень и очень долго.
Имеются в виду такие явления
как создание институтов переходной
экономики, разработки которых становятся
основой правительственных
Реальному сектору Российской экономики сегодня вопреки здравому смыслу даже внимание уделяется по остаточному принципу, не говоря о практических действиях по его поддержке и развитию. Естественно, в таком обществе возникает повышенный спрос на специальности в обслуживающих секторах – торговля, финансы, информационное обслуживание.
Этот спрос, конечно надо удовлетворять. Надо готовить в высших учебных заведениях и менеджеров по продажам, и финансовых менеджеров, и банковских менеджеров и т.д. Но, вместе с тем, не следует забывать, что это все-таки потребности переходной экономики. А что будет завтра?
От того, как мы себе сегодня представляем менеджера будущего сильно зависит организация всей системы подготовки управленческих кадров. Главные вопросы сегодняшнего дня, на которые требуется интенсивный поиск ответа, на наш взгляд, состоит не в том, чему учить или как учить (хотя и это, безусловно, важнейшие проблемы), а в том, на кого учить. Надо определиться с целевыми характеристиками нашего будущего выпускника сегодня, если мы хотим, чтобы завтра он был востребован на рынке квалифицированной рабочей силы. А вот эта проблема уже не национальная, а интернациональная. Она актуальна как для развивающихся, переходных, так и для высокоразвитых экономик.
Парадоксально,
но факт: на протяжении всего 20-го века
при постоянно ускоряющихся темпах
научно-технического прогресса практически
неизменными оставались основные принципы
организации производства и управления,
равно как и вся выстроенная
в соответствии с ними система
управления. Однако в наши дни, по всей
вероятности, имеет место переход
количественных изменений в качественные
и мы все стоим на пороге новой
революции – революции
В самом деле,
оглянемся назад, в 20-й век. Даже невооруженным
взглядом можно видеть отчетливую прогрессию
накопления критической массы, подготавливающий
качественный скачок в организации
производства и управления: сначала
интенсивная механизация
Традиционный менеджмент 19-го – 20-го веков основывается на принципах единоначалия или строгой должностной иерархии, функциональной специализации, власти должностной позиции, распорядительства и контроля, реактивности поддержания стабильности управляемой системы, сосредоточения основного внимания на проблемах повышения внутренней эффективности организации.
Что дает нам
право говорить о предстоящих
изменениях как о революции менеджмента?
Дело в том, что приведение принципов
организации управления в производственно-
– на интеллектуальное
сотрудничество людей;
– на их сетевую кооперацию, подразумевающую
многосвязность и участие каждого человека
во многих производственных процессах,
требующих его знаний и умений;
– на интеграцию процессов планирования
и исполнения;
– на создание динамичных (проблемно-ориентированных)
коллективов тружеников
отношения найма труда уступают место
отношениям купли-продажи продажи продукта
труда. А это и есть революция.
Можно с уверенностью сказать, что в 21-м веке определяющую роль в экономическом развитии стран будут играть отрасли, связанные с обработкой знаний и созданием интеллектуальноемких продуктов. Готовы ли мы сегодня к обучению специалистов по организации и управлению таким бизнесом?
Далее, человечество
постепенно, несмотря на все политические
коллизии, входит в период постиндустриального
развития. Радикальные изменения
в экономической среде бизнеса
становятся объективной реальностью.
Нелинейность социально-экономических
процессов (за спадом – подъем, за подъемом
– спад), сменилась неопределенностью.
На смену многонаправленности