Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:42, реферат
Конгломератная структура (организация конгломератное» типа) - в пределах одной организации сочетаются две или более рассмотренных выше структур. Например, в одном отделении фирмы может использоваться вертикальная структура, в другом - линейная, и третьем - матричная.
Конгломератная структура (организация конгломератное» типа) - в пределах одной организации сочетаются две или более рассмотренных выше структур. Например, в одном отделении фирмы может использоваться вертикальная структура, в другом - линейная, и третьем - матричная.
Неформальная структура возникает, как правило, стихийно. Сотрудники группируются вокруг одного человека и регулярно вступают в межличностные отношения между собой.
Неформальная структура- система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами. Она основана на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Выделяют три основные черты неформальной структуры: спонтанность возникновения, наличие межличностных отношений, параллельное функционирование с формальной структурой.
Основные причины, обуславливающие возникновение неформальной подструктуры организации:
- неудовлетворенность некоторых потребностей сотрудников организации, выходящих за ее пределы;
- в неформальной подструктуре больше возможностей оказать или попросить помощь у коллег;
- в микрогруппе реализуется потребность быть ближе к тем, кому мы симпатизируем.
Начичие формальной и неформальной подструктур порождает ряд пнутриорганизационных противоречий. Одна из основных проблем, это гармоничное их сосуществование, предполагающее совпадение интересов. Их интересы и цели не должны вступать в противоречие друг с другом, а в идеале должны совпадать.
При этом необходимо учитывать возможность наличия в неформальной структуре организации нескольких микрогрупп, а соответственно и нескольких неформальных лидеров, которые будут вести борьбу за лидерство в организации в целом даже при наличии формального лидера в лице руководителя организации. Но это возможно при условии, что руководитель не является одновременно неформальным лидером и в организации преобладают асоциальные традиции. Неформальный лидер - это член организации, не являющийся официальным руководителем, но в силу своих личных качеств, профессиональных навыков пользующийся авторитетом в организации и оказывающий существенное психологическое влияние на поведение и деятельность членов организации. В случае несовпадения формального и неформального лидерства и просоциальной направленности последнего руководитель должен грамотно использовать авторитет неформального лидера в интересах организации.
Грамотная организация взаимодействия формальной и неформальной подструктур позволяет значительно повысить эффективность деятельности организации. При этом необходимо учитывать ряд рекомендаций, сформулированных специалистами психологии управления М.Х. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури:
- признать существование неформальной структуры и не предпринимать мер, угрожающих ее существованию;
- нейтрализация асоциальной деятельности, идущей вразрез с интересами организации; поощрение деятельности, совпадающей с интересами и целями организации;
- знать микрогруппы, их лидеров и их социальную направленность, постоянно поддерживать контакты с неформальными лидерами;
- просчитывать возможные отрицательные последствия воздействия на неформальные структуры принимаемых решений;
- привлекать неформальных лидеров к разработке и реализации управленческих решений;
- придерживаться принципа достаточности информации, препятствовать распространению слухов.
Организацию от других видов социальных групп отличают две основные специфические черты:
- ориентация на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
- высокая степень формализации.
Высокая формализация деятельности организации заключается в том, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически все стороны ее деятельности.
Формальной структуре организации присущ еще целый ряд характерных черт, которые можно рассматривать как ее основные признаки.
Рациональность - в основе формирования и деятельности организации лежит принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели.
Безличность (контакт статусов и социальных ролей) - организация безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку основу взаимоотношений составляют функциональные обязанности. Функциональные отношения выше межличностных.
Служебные отношения - организация предусматривает и регулирует только служебные отношения.
Функциональность - вся жизнь организации подчинена соответствующим целям.
Наличие персонала - обладает административным персоналом, поддерживающим устойчивость организации, координирующим свою деятельность как социального целого.
Разделение труда и высокая степень специализации - по горизонтали и вертикали. Каждый член организации специализируется на каком-либо виде трудовой деятельности.
Иерархическая структура власти - пирамида власти, в которой каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим и располагает властью над теми, кто находится ниже его.
Любая организация - это живой постоянно развивающийся организм В ее развитии существуют периоды и подъема, и спада. Это находит свое выражение в групповой динамике. Феномен групповой динамики возникает в результате того, что личность в организации.
Под воздействием внешних и внутренних факторов в групповой динамике проявляются две основные тенденции.
Упрочение психологического единства членов организации - стабилизация и упорядочение межличностных отношений и взаимодействия ведет к сплочению организации, ее членов, является предпосылкой сохранения относительной устойчивости организации.
Специализация и иерархизация делового и эмоционального взаимодействия сотрудников организации и соответствующих различий их функциональных ролей и психологических статусов. Ведет, как правило, к разобщению организации, снижению внутригрушговой сплоченности и единства.
Наличие этих тенденций обуславливает неравномерность и синусоидальный характер жизнедеятельности организации, предполагающий и ее развитии периоды как подъема, так и спада. Задача руководителя заключается в том, чтобы вовремя обратить внимание на уровень проявления второй тенденции, чтобы она не привела к распаду организации.
Свое выражение групповая динамика находит в целом ряде социально - психологических процессов и явлений.
Несмотря на то, что развитие организации носит синусоидальный характер, в этом процессе выделяется ряд основных этапов:
- Стадия возникновения. Внешней организацией задаются целевые установки, проектируются и создаются формальная структура организации, органы управления, система отчетности и др. Взаимосвязь между работниками носит неустойчивый характер, преобладают ожидание, настороженность.
- Стадия формирования. Образование неформальных групп. Внешние воздействия заменяются внутренними импульсами. Формируется общественное мнение. Окончательное оформление неформальной подструктуры организации, определение расстановки сил.
Стадии стабилизации. Определенный уровень зрелости организации. Равновесие формальной и неформальной подструктур организации, формального и неформальных лидеров. Сформированы социальные нормы, сформировано общественное мнение. Высокий уровень сопротивляемости внешним отрицательным воздействиям.
За стадией стабилизации неизбежно следует либо стадия совершенствования, либо распад организации.
Помимо статусно-функционального (должностного) положение каждого сотрудника, для эффективной (конкурентоспособной) организации характерен целый ряд специфических черт:
- учет и правильное использование возможностей людских ресурсов;
- системный подход к анализу и оценке многих организациоии факторов, включающих психологические и социально-психологичен явления;
- постоянное развитие и совершенствование организационной туры и системы управления в соответствии с требованиями совре ных условий;
- руководители и персонал не препятствуют надвигающимся в организации переменам;
- в организации преобладает радикальный стиль управления и лидерства;
- отработанная система обновления кадров;
- положительная корреляция между мотивацией и эффективностью труда;
- двоякий подход к трудовым ресурсам, экономия и одновременное активное использование:
- эффективное руководство людьми и поиск новых подходов к равлению;
- инициатива и творчество руководителей и персонала;
- работники всех уровней проявляют личностный и интеллектуальный потенциал;
- одобрение работы со стороны руководства, предоставление р ботникам возможности самовыражения;
- наличие управленческого консультирования - принятие руководителем ответственности за профессиональное развитие своих работникам возможности самовыражения;
- способность сотрудников играть соответствующие социально организационные роли.
Информация о работе Конгломератная структура (организация конгломератное» типа)