Контроль и оценка эффективности управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание

Цели должны быть конкретными и измеримыми, т.е. для каждой цели должен существовать критерий, который позволил бы оценить степень ее достижения. Если такого критерия нет, то невозможна реализация одной из основных функций управления – контроля. И в этом смысле цель, степень достижения которой можно количественно измерить, всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно.

Содержание

I. Теоретическая часть.
Контроль реализации управленческих решений.
Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений.
Оценка эффективности управленческих решений.
Решение как инструмент изменений в функционировании и развитии предприятия.
Особенности оценки эффективности решений.

II. Практическая часть.
Характеристика предприятия.
Диагностика проблемы.
Принятие решения.
Эффективность управленческого решения
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 289.00 Кб (Скачать документ)
  • парокотельный цех, производящий электроэнергию для собственных нужд и товарную для продажи сторонним организациям;
  • ремонтно-строительный комплекс, производящий шлакоблоки, подоконную асбестоцементную доску, и прочие услуги населению;
  • механический цех;
  • электроремонтный цех;
  • цех погрузки;
  • автогараж;
  • электроподстанция;
  • водонасосная станция;
  • очистные сооружения;
  • участок деревообработки;
  • участок выпуска пенобетона;

     Персонал  предприятия.

     Таблица 1 Сравнительная таблица по движению и составу кадров. 

№ пп123456789101112ФакторКонкурентыПоставщикиПокупатели ПоказателиСписочная численность на начало отчетного  годаПринятоУволено (всего)

в том  числе

а) собственное  желание (рабочие)

б) за нарушение  трудовой дисциплины (рабочие)Списочная численность на конец отчетного периодаСреднесписочная численность рабочих за годКоэффициент текучести кадров, %Коэффициент оборота по приему, %Коэффициент оборота по выбытию, %Коэффициент общего оборота кадров, %Коэффициент замещения кадров, %Численность руководящего состава, специалистов и служащих

Из них:

с высшим образованием

со среднеспециальным  образованием

практикиИсточники обеспечения кадрами:

Принято предприятием (самостоятельное трудоустройство)

в том  числе:

после службы в РА

после окончания ВУЗа

после окончания колледжа

после окончания ПТУ

после работы в  других организацияхПроявлениеМенее  широкий ассортимент продукции.

Возможность появления  товара–новинкиСвоевременная доставка необходимого качественного сырья  и материалов

Несвоевременная Растущий спрос. 

Падающий спрос.

20021176130120 

59

6118611514,011,310,421,70,88212 

139

51

22

125 

4

121Влияние  на предприятиеРасширяются каналы  сбыта. 

Вероятность потери доли рынкаБесперебойная работа. 
 
 

Сбои в работе.Увеличение сбыта продукции

Уменьшение сбыта  продукции

20031186232160 

130

212589338,724,917,1427,7209 

139

50

21

223 

8

215Возможная  реакция со стороны предприятияУвеличение  объема производства. 

Разработка новых  видов продукции более быстрыми темпами, чем конкуренты.Укрепление связей. 
 

Поиск новых  поставщиков, применение штрафных санкций.Регулирование  объемов производства.

Маркетинговые мероприятия.

20041258285210 

136

61333131010,821,816,037,85,7217 

146

50

21

285 

22

3

3

3

254

В коллективе наблюдается благоприятная психологическая атмосфера, способствующая продуктивной деятельности и четкому выполнению возложенных на работника обязанностей.

Работники предприятия мотивированы в достаточной  степени. Стиль руководства коммуникативный  – в основе лежит возможность  активного коммуникативного взаимодействия. 

2.3. Анализ внешних  условий 

Потребители продукции.

Клиентами ОАО «БелАЦИ» являются предприятия  различных форм собственности, в  основном, работающие в сфере промышленного  и гражданского строительства.

Частные лица; акционерные общества различных типов; муниципальные предприятия; администрации городов, районов, областей.

Предприятие поставляет свою продукция более  чем в 60 городов Российской Федерации, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Российская  Федерация (91,3 % от общего объема поставок)

Ближнее зарубежье (2 %)

Дальнее зарубежье (6,7 %)

Поставщики.

Цемент - основное сырье для производства асбестоцементных изделий, на заводы подается с ЗАО «Белцемент» пневмотранспортом (по трубопроводам).

Асбест  для производства изделий поступает, в основном, с Баженовского месторождения (Свердловская область) и Киембаевского месторождения (Оренбургская область) в железнодорожных вагонах, упакованный в мешки. 

Конкуренты  и отраслевой рынок.

На рынке  асбестоцементных изделий, охватывающем всю Российскую Федерацию действуют 24 предприятия. Три предприятия в сумме имеют долю рынка равную 54,75 % (ОАО «БелАЦИ»–26,1 %; ОАО «Серебряковский КАЦИ»–18,35 %; ОАО «Сухоложскасбоцемент»–10,3 %). На остальные 21 предприятие приходится 35,5 %, в среднем на каждое по 2,2 %.

В 1999 г. в Российской Федерации было произведено 1689,3 млн.усл. пл. шифера, что на 33,3% больше, чем в 1998 г. и 7756,7 уел, км труб, что  превысило уровень 1998 г на 8,5 %. Выпуск конкурентоспособного шифера составляет 50 %. Коэффициент использования мощностей составил 37,8 %, что в 1,4 раза выше 1996г.(27 %), но почти в 2,2 раза ниже чем в 1992 (82,4 %) году. По сравнению с 1990 годом объемы производства шифера сократились в 3, 8 раза, а труб - в 4 раза.

Экспорт асбестоцементных листов составляет 5 % объема производства, а импорт- 0,2 % (в основном это малоразмерный шифер из Финляндии). В страны дальнего зарубежья шифер поставляют АООТ «ЛАТО», ОАО «БЕЛАЦИ», АООТ «Вольский ЗАЦИ», а в страны СНГ- ОАО «БелАЦИ», ОАО «Асбестоцемент» и ОАО «Себряковский КАЦИ». Наибольшее количество шифера отгружается в Азербайджан.

Ассортимент производимой продукции крайне узок. В структуре производимых листовых изделий 77 % приходится на долю кровельных волнистых листов, 15% - конструктивных волнистых листов, 8 % - различных видов плоских листов. Только отдельные предприятия: ОАО «Волна» (г.Красноярск), ОАО «Савинский ЗАЦИ», ОАО «Белгородский КАЦИ» производят высококачественные волнистые листы европейского и отечественного профиля.

Важнейшая проблема асбестоцементной промышленности - это отсутствие в Российской Федерации заводов по производству технологического оборудования, а также красок для изготовления окрашенных асбестоцементных листов. Потребители заинтересованы в расширении выпуска окрашенных мелкоразмерных листов.

Проведем  анализ факторов делового окружения, для  чего составим таблицу 

Таблица 2 Факторы непосредственного окружения. 
 

     Анализируя  непосредственное окружение, можно  сделать следующие выводы:

     1) Для сохранения и укрепления  позиций предприятия на рынке необходимо направлять финансовые средства на повышение качества продукции, увеличение объема и ассортимента. При этом необходимо осуществлять непрерывную деятельность по разработке новых видов продукции.

     2) Существует реальный риск сбоев в работе предприятия в случае невыполнения поставщиками своих обязательств. Их страхованием может служить построение взаимоотношений с поставщиками на четкой договорной основе, поиск альтернативных возможностей поставок, планирование пополнения запасов сырья и материалов.

     3) Во всех вопросах, связанных с  производством и сбытом предприятию  необходимо учитывать колебания  потребительского спроса ввиду  непредсказуемой экономической  ситуацией в стране. 

     Технология  изготовления продукции.

     Технология  производства а/ц изделий включает следующие стадии:

     1. Цемент, поступающий пневмотранспортом  хранится в закрытых бункерах  и дозируется в автоматическом  цикле строго по весу. Дозировка  асбеста осуществляется также  по весу. Асбест на специальных  поддонах подается на площадку и загружается в бункера раздельно по сортам и маркам.

     2. Распушка асбеста и приготовление  а/ц массы. После дозировки  асбест подается в бегунье,  где начинается распушка (происходит  обминание и увлажнение - нарушение  целостности). Дальнейшая обработка происходит в гидропушителях в присутствии большого количества воды с целью улучшения распушки. Смешивание асбестовой суспензии с дозой цемента происходит в турбосмесителе. Приготовление а/ц массы состоит в смешении распушенного асбеста и цемента, взятых в определенном весовом соотношении с водой. 

     3. Формование изделия на листо-  или трубоформовочных машинах.  Готовая а/ц масса поступает  в ковшовую мешалку, откуда  подается в ванну листо - или  трубоформовочной машины, на которой  производится формование а/ц наката. Машина фильтрует на поверхность сетчатого цилиндра, образуя а/ц пленку, которая затем снимается сукном, уплотняется, обезвоживается, превращаясь в полуфабрикат.

     4. Твердение изделия. Процесс твердения  происходит в 3 стадии:

  • предварительное твердение в конвейере;
  • кратковременное насыщение полуфабриката водой;
  • окончание твердения на складе готовой продукции.

     Полуфабрикат  под действием гидротермальной  обработки в воздушных и водных конвейерах приобретает необходимую  прочность. И после этого отгружается  потребителю. При производстве а/ц изделий осуществляется ряд дополнительных операций. При выпуске листовых материалов производится раскрой пакета на определенные форматы снимаемого с форматного барабана с помощью автоматического срезчика и которые затем подвергаются волнировке.

     А/ц  подвергаются токарной обработке.

     Технологический процесс производства включает переработку  «сырых» обрезков и брака с  целью их повторного использования  и рекуперацию отходящей воды.

     Технологические схемы производства а/ц листов и  труб представлены ниже. 

    Технологическая схема производства а/ц листов « СВ »

      Технологическая схема производства а/ц труб

     

3. Диагностика проблемы 

     3.1. Метод анализа  сил воздействия. 

     В ряде случаев при диагностике  проблем удобно воспользоваться  методом анализа сил воздействия. Он используется для анализа факторов, вызывающих данную проблему. Этот метод позволяет быстро и наглядно охватить и охарактеризовать общую ситуацию, которая имеет место в настоящее время на ОАО «БелАЦИ», помогает поиску путей для уменьшения влияния отрицательных воздействий и увеличения положительных. Рассмотрим подробнее влияние факторов на выбранную проблему выполнения производственной программы (рис.6.) 

       

     Отрицательное        Положительное

     воздействие         воздействие 

     (-)          (+)

     

     Необходимость сбора информации    Четкая и бесперебойная работа

     о потенциальных потребителях    предприятия

     

     Дополнительные  затраты, связанные с   Рациональное использование сырья

     усилением контроля за выполнением     и производственных мощностей

     производственной  программы

     

     Отсутствие  опыта прогнозирования  Продукция, отвечающая всем

                                                                          установленным требованиям

     

     Необходимость применения элементов   Рост имиджа предприятия в глазах

     стратегического планирования     потребителей

     

     Рис. 6. Метод анализа сил воздействия.

       
 

     Рис.5. Дерево проблем 

     Применив  данный метод, мы можем сказать о  том, что главной причиной не вполне грамотного выполнения производственной программы является отсутствие интереса у менеджеров к разработке и внедрению новых технологий, т. е. нежелание менять сложившиеся методы планирования организации и контроля ее выполнения. 

     3.2. Метод оценки приоритетов  проблем. 

     Метод оценки приоритетов проблем позволяет определить приоритет проблем с точки зрения важности, неотложности и тенденций развития (ухудшение, улучшение) организации или её управленческой подсистемы.

     Приоритеты  определяются при помощи соответствующей  таблицы экспертных оценок (таблица 6), по 10-бальной шкале.

     Таблица 3 Экспертные оценки проблем. 

     ПроблемыВажность  проблемыНеотложность проблемыТенденции  развития проблемы1) Контроль поставки сырья и энергоресурсов

2) Нарушение  трудовой дисциплины

3) Устаревшее  оборудование

4) Простои  оборудования

5)Эффективность  управленческого решения по повышению  квалификации ППП 8 

4

9

9

86 

4

7

3

5 

¯ 

¯

     ¯

     Экспертные  оценки проблем позволяют судить о том, что наиболее важными и  неотложными проблемами являются несвоевременная  поставка сырья и энергоресурсов, а также устаревшее оборудования и его простои.

     3.3. Метод графа проблем. 

     Метод графа проблем применим для определения  приоритетных проблем в технологии принятия управленческих решений. Использование  метода начинается с построения матрицы  проблем, при помощи которой, используя экспертные оценки, расставленные по пятибалльной шкале, определяются причинно-следственные связи между проблемами.

     Таблица 4 Матрица проблем. 

     Проблема12345Сумма  причин1) Контроль поставки сырья и энергоресурсов-13100142) Нарушение трудовой дисциплины0-25073) Устаревшее оборудование02-100124) Простои оборудования000-565) Эффективность управленческого решения по повышению квалификации ППП01036-19Сумма следствий0138315-

     На  вопрос, какую из представленных проблем  в матрице нужно решать в первую очередь, помогает ответить граф проблем (рис. 1) 
 
 
 

     

       

     

     

     

     Рис.1. Граф проблем.

     Граф  проблем показывает, что в первую очередь необходимо оценить эффективность  управленческого решения по повышению  квалификации персонала и проконтролировать бесперебойную поставку сырья и энергоресурсов. Это окажет положительное воздействие на решение проблем простоя оборудования и нарушения трудовой дисциплины, которые отпадут вместе с решением этих главных проблем. А также благотворное влияние на третью по важности проблему устаревшее оборудование, хотя и не решит ее полностью.

     При решении проблемы устаревшего оборудования возможны два варианта или альтернативы:

  • модернизация технологического оборудования;
  • приобретение нового оборудования;

     Таблица 5 Выбор вариантов решений. 

№ппКритерии оценкиМодернизация Приобретение1Меньшая сумма капитальных вложений732Влияние на эффективность производственного процесса583Экономия ресурсов574Повышение себестоимости продукции825Влияние на финансовое состояние предприятия516Качество продукции68Итого:3629

     Т.о. более приемлемой альтернативой  является модернизация технологического оборудования, а не приобретение нового. 

     4. Принятие решения. 

     Итак, попытаемся представить себя в роли руководителя. У нашего предприятия  возникла сеть проблем, вызывает тревогу выполнение производственной программы.

     Решение проблем – это процесс, т.к. речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении  как таковом, сколько обо всем связанным и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Процесс решения проблемы состоит из нескольких этапов (рис.2).

     Рис.2. Этапы решения проблемы. 

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ. Первый шаг на пути решения проблемы—определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, вы сглаживаете отклонения от нормы. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не произошло. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. В этом случае вы осознаете проблему, когда поймете — кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности.

Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку  все части организации взаимосвязаны. Работа управляющего маркетингом, например, влияет на работу управляющего по сбыту, мастеров на производстве, отдела исследований и разработок и любого другого человека в компании. В крупной организации могут быть сотни таких взаимозависимостей. Поэтому, как принято говорить, правильно определить проблему — значит наполовину решить ее.

Первая фаза в диагностировании сложной проблемы — осознание и установление симптомов  затруднений или имеющихся возможностей. Понятие «симптом» употребляется  здесь во вполне медицинском смысле. Некоторые общие симптомы болезни организации — низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга. Чрезмерные издержки и низкая прибыль, к примеру, часто неразлучны.

Выявление симптомов  помогает определить проблему в общем  виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует  учитывать применительно к управлению. Поэтому, как правило, целесообразно избегать немедленного действия для устранения симптома, к чему склонны некоторые руководители. Руководитель должен глубоко проникнуть в суть для выявления причин неэффективности организации.

Для выявления  причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов, используя, например, вне организации анализ рынка, а внутри нее — компьютерный анализ финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работников.

Выявив, как было сказано выше «симптомы» проблемы приходим к выводу, что для решения нашей  проблемы необходимо сконцентрироваться на том, что ее предпосылкой являются сбои в производственном процессе. Которые, в свою очередь, вызваны: несвоевременной поставкой сырья и энергоресурсов, неквалифицированным персоналом, устаревшим оборудованием, нарушениями трудовой дисциплины и простоями оборудования.

ФОРМУЛИРОВКА  ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. Когда руководитель диагностирует  проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в  том, что именно можно с нею  сделать. Многие возможные решения  проблем организации не будут  реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы — такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, как минимум, будет впустую потеряна масса времени. Еще хуже, если будет выбрано нереалистичное направление действий. Естественно, это усугубит, а не разрешит существующую проблему.

Ограничения варьируются  и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые общие ограничения — это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая конкуренция; законы и этические соображения. В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений.

     Как руководитель, вы устанавливаете стандарты  для оценки альтернатив. Таким стандартом или критерием будет то, что  выбранная альтернатива не должна ухудшить финансовое состояние предприятия, именно негативно отразиться на его  платежеспособности.

     ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ. Следующий этап — формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.

     Вместо  поиска наилучшего возможного решения, люди продолжают перебирать альтернативы только до тех пор, пока не выявится такая, которая удовлетворит определенному приемлемому минимальному стандарту. Руководители понимают, что поиск оптимального решения занимает чересчур много времени, дорого стоит или труден. Вместо него они выбирают решение, которое позволит снять проблему.

     Следует, однако, позаботиться о том, чтобы  был учтен достаточно широкий  спектр возможных решений. Углубленный  анализ трудных проблем необходим  для разработки нескольких действительно  различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. Когда руководство не в состоянии оценить, что произойдет, если ничего не предпринимать, существует опасность не устоять перед требованием немедленных действий. Действие ради самого действия повышает вероятность реагирования на внешний симптом проблемы, а не на ее главную причину.

     Используя граф проблем, мы пришли к выводу что, проконтролировав несвоевременную  поставку сырья и энергоресурсов, а также последовать решению  руководителя повысить квалификации персонала  мы устраним такие проблемы, как простои оборудования и нарушение трудовой дисциплины, однако весьма важная проблема – устаревшее оборудование не устранится при решении вышеперечисленных проблем. Т.о. для ее решения необходимы другие меры.

     Для решении этой проблемы существуют две основные альтернативы: модернизация технологического оборудования и приобретение нового.

     Теперь  отобранные альтернативы необходимо оценить.

     ОЦЕНКА  АЛЬТЕРНАТИВ. Следующий этап — оценка возможных альтернатив. При их выявлении  необходима определенная предварительная оценка. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами, почти все важные управленческие решения содержат компромисс.

     Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерить вероятные  результаты реализации каждой возможной  альтернативы. Подобные стандарты называют критериями принятия решений, устанавливаемыми на этапе 2.

     Заметим, что при оценке возможных решений  руководитель пытается спрогнозировать  то, что произойдет в будущем. Будущее  всегда неопределенно. Множество факторов, включая изменение внешнего окружения  и невозможность реализации решения, может помешать воплощению намеченного. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствие с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора.

     Касаемо нашей проблемы, оценка альтернатив  была проведена с использованием аналого-цифрового метода, который  показал, что альтернатива модернизации оборудования имеет большую оценочную  сумму, следовательно, более приемлема.

     ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ. Если проблема была правильно  определена, а альтернативные решения  тщательно взвешены и оценены, сделать  выбор, то есть принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива ее будет наилучшим выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

     Хотя  для менеджера идеально достижение оптимального решения, руководитель, как  правило, на практике не мечтает о  таковом. Обычно оптимальное решение  не обнаруживается из-за нехватки времени  и невозможности учесть всю уместную информацию и альтернативы. В силу этих ограничений руководитель, как правило, выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но не обязательно наилучшим из возможных .

     Как было сказано выше аналого - цифровой метод показал, что наиболее эффективна приемлема альтернатива модернизации оборудования, ее мы и выбираем, находять в роли руководителя предприятия у которого возникла проблема.

     Т.о. проблему выполнения производственной программы мы решили, выбрав альтернативу – модернизация технологического оборудования.

     5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  РЕШЕНИЯ 

     В этом разделе мы увидим, эффективно ли предложенное управленческое решение  по модернизации технологической линии. Эффективен ли проект? Будет ли выполнена  производственная программа? Представим данные об объемах продаж и общей прибыли, инвестиций, использование собственных и заемных средств, с указанием источников и сроков погашения задолженности, потоки денежных средств, период окупаемости вложений, издержки производства и реализации.

     Итак, составим в таблице полные годовые  издержки на производство асбестоцементных листов. Амортизация начисляется  по линейному методу (На=10%)

     Таблица 6 Калькуляции себестоимости (руб.) 

     Статьи  затратГоды20032004200520062007на ед.на весь вып.на ед.на весь вып.на ед.на весь вып.на ед.на весь вып.на ед.на весь вып.Сырье и материалы678,40186931763,20678,40186931763,20678,40196278351,36678,40206092268,93678,40216396882,37Энергия46,6012840536,8046,6012840536,8047,5313752214,9148,4814728622,1749,4515774354,35Затраты на оплату труда32,128850601,7632,128850601,7632,129293131,8532,129757788,4432,1210245677,86Отчисления на соц.нужды9,312566674,519,312566674,519,312695008,249,312829758,659,312971246,58Потери от брака3,00826644,003,00826644,002,94850616,682,94893147,512,94937804,89Цеховые расходы50,0213782910,9650,0213782910,9647,6413782910,9645,3713782910,9643,2113782910,96Амортизация0,93254900,000,88254900,000,84254900,000,80254900,00Общезаводские расходы83,3022953148,4083,3022953148,4079,3322953148,4075,5622953148,4071,9622953148,40Производственная себестоимость902,75248752279,63903,68249007179,63898,16259860282,39893,02271292545,06888,19283316925,41Общехозяйственные расходы25,306971364,4025,306971364,4024,106971364,4022,956971364,4021,866971364,40Проценты по кредиту14,364155523,339,122770348,894,341385174,44Полная себестоимость928,05255723644,03928,98255978544,03936,62270987170,13925,09281034258,35914,39291673464,25

     Проанализировав показания таблицы отметим, что  в результате работы модернизированной  линии расход сырья и материалов увеличился, уменьшились потери от брака. В итоге снижается себестоимость продукции, несмотря на рост расходов за электроэнергию.

     Составим  таблицу полных годовых издержек.

    Таблица 7 Полные годовые издержки (тыс.руб.) 

     Статьи  затрат2004200520062007Полная себестоимость255978,54270987,17281034,26291673,46Амортазация254,9254,9254,9254,9Прочие затраты28040280402804028040Итого284273,44299282,07309329,16319968,36

     Теперь  составим план прибыли и убытков.

     Таблица 8 Прогноз финансовых результатов (план прибыли и убытков) 

     Показатели200320042005200620071Выручка  от реализации продукции, тыс.руб.292080,88292080,88318952,32348295,93380339,161.1.Объем  продаж в натуральном выражении, туп.275548,00275548,00289325,40303791,67318981,251.2.Цена за 1туп, руб1060,001060,001102,401146,501192,362Полные издержки на производство продукции, тыс.руб.286965,64284273,44299282,07309329,16319968,363Результат от реализации продукции, тыс.руб. (выручка-издержки)5115,247807,4419670,2538966,7860370,804Проценты по кредиту, тыс.руб.4155,522770,351385,175Балансовая прибыль, тыс.руб.5115,247807,4415514,7336196,4358985,626Платежи в бюджет из прибыли, тыс.руб. 1534,572755,694679,9110881,8717716,086.1налог на прибыль (30%)1534,572755,694654,4210858,9317695,696.2налог на имущество (1% от ОПФ ввод-х)25,4922,9420,3917,847Чистая прибыль, тыс.руб.3580,676429,9410834,8225314,5641269,54Рассчитаем полную потребность в чистом оборотном капитале на производственную программу.

    Таблица 9 Полная потребность в чистом оборотном  капитале. (тыс.руб) 

Категории инвестиций200320042005200620071Полные товарно-материальные затраты71143,0471143,0489640,23112946,69142848,451.1.Сырье на складе70970,1770970,1789422,42112672,25142445,02Цеменет69536,4769536,4787615,95110396,10139099,09Асбест1433,701433,701806,472276,153345,931.2.Вспомогательные производственные материалы на складе172,86172,86217,81274,44403,43сетка латунная23,8323,83187,78236,61347,81сукно техническое149,03149,0330,0337,8355,611.3.Коборачиваемости ОбС3,883,883,883,883,88Полная потребность в оборотном капитале27486,2227486,2234632,6343637,1255189,70Прирост чистого оборотного капитала07146,429004,4811552,59

     Сведем  полные предпроизводственные расходы, среднесрочные инвестиции, полную потребность  в чистом оборотном капитале.

     Таблица 10 Полные инвестиционные издержки.(тыс.руб.) 

     Категории инвестиций2002200320042005Итого Полные инвестиции в основной капитал2549 Полные предпроизводственные расходы Полный чистый оборотный  капитал (прирост)7146,429004,4811552,59 Полные инвестиционные издержки (1+3)25497146,429004,4811552,5930252,49

     Таким образом, для осуществления проекта  нам потребуется 30252,49 тыс.руб. Из них 2549 тыс.руб. будет покрываться собственными средствами (из чистой прибыли предприятия), а остальная часть 27703,49 тыс.руб.–кредит  поставщика сырьевых ресурсов.

     Представим  в таблице поток финансовых ресурсов.

     Таблица 11 Поток финансовых ресурсов. 

  1. Источники2003Акционерный капитал
  • за счет обыкновенных акций
  • за счет привилегированных акций

за счет субсидий

-

-

  1. -Среднесрочная ссуда
  • кредит поставщика
  • финансовые организации развития
  • коммерческие банки

прочие

27703,49

-

-

     2549Полный  финансовый поток30252,49Рассмотрим теперь источники финансирования.

     Таблица 12 Источники финансирования. 

     Сумма, тыс.рубУсловия финансированияЗаемный  капитал1. Кредит поставщика27703,49Начало получения

1.01.2002

Начало  погашения

1.01.2003

Срок  ссуды – 3 года

Процентная  ставка – 15%2. Ссуда-Начало получения -

Начало  погашения -

Срок  ссуды -

     Процентная  ставка – -

     Рассчитаем  полное погашение кредита.

     Таблица 13 Полное погашение кредита. 

     Категория2003200420052006Поступление27703,49Платежи поставщику9234,509234,509234,50Остаток долга на конец года27703,4918468,999234,50Проценты, подлежащие к уплате4155,522770,351385,17Базовой формой для исследования возможностей и оценки эффективности предлагаемого проекта является таблица 14.

     Таблица 14 Денежные потоки наличности. 

Денежные  потокигоды200320042005200620071.ПРИТОК НАЛИЧНОСТИ292080,88294629,88346655,81348295,93380339,161.1.Источники  финансирования2549,0027703,491.2.Доход от продаж292080,88292080,88318952,32348295,93380339,161.3.Доход от продажи имущества2.ОТТОК НАЛИЧНОСТИ-291702,21-289833,03-352456,80-341475,26-360111,602.1.Общие инвестиции2549,0027703,492.2.Себестоимость выпуска286965,64284273,44299282,07309329,16319968,362.3.Амортизация3202,00254,90254,90254,90254,902.4.Возврат кредита9234,509234,509234,502.5.Сумма % за кредит4155,522770,351385,172.6.Прирост оборотного капитала0,007146,429004,4811552,592.7.Налог на прибыль1534,572755,694679,9110881,8717716,083.Сальдо денежной наличности за год3580,675051,75-5546,097075,5820482,464.Денежная наличность нарастающим итогом3580,678632,413086,3210161,9030644,36

     На  основе производственной программы, прогноза финансовых результатов, потока наличности формируется модель дисконтирования  денежных потоков, представленная в таблице 15

     Таблица 15 Денежные потоки для финансового  планирования. 

     Денежные  потокигоды20042005200620071.ПРИТОК НАЛИЧНОСТИ318952,32348295,93380339,161.2.Доход  от продаж318952,32348295,93380339,161.3.Доход от продажи имущества2.ОТТОК НАЛИЧНОСТИ-2803,9-336075,891-323236,28-339324,5172.1.Общие инвестиции2549,0027703,492.2.Себестоимость выпуска299282,07309329,16319968,362.3.Амортизация254,9254,9254,9254,92.4.Сумма % за кредит4155,522770,351385,172.5.Налог на прибыль4679,9110881,8717716,082.6.Прирост оборотного капитала7146,429004,4811552,593.Чистый денежный поток (ЧДП)-2549,00-16868,6725314,5641269,544.ЧДП нарастающим итогом-2549,00-19417,675896,8947166,435.Коэффициент дисконтирования (ставка дисконта 25%)10,80,640,5126.Чистая текущая дисконтированная стоимость-2549,00-13494,9416201,3221130,017.Чистая текущая стоимость нарастающим итогом-2549,00-16043,94157,3821287,39

     Для оценки эффективности проекта рассчитаем следующие показатели:

А) Точка безубыточности. 

     

     млн.уп.

     Т.о. при объеме продаж 105,32 млн.уп. проект не рентабелен.

     Б) Чистая текущая стоимость NPV.

 

     NPV = 21130,01+16201,32-13494,94-2549,00 = 21287,39 тыс.руб.

     NPV>0 проект приемлем.

     В) Индекс рентабельности PI.

 
 

     PI>1 проект эффективен.

     Г) Внутренняя норма доходности IRR.

 

     r1=25%

     Примем r2=110%. Составим вспомогательную таблицу  для расчета NPV для этой ставки.(Таблица 11.)

     Таблица 16 Вспомогательная таблица для  расчета IRR

 

     2004200520062007ЧДП-2549,00-16868,6725314,5641269,54Коэффициент  дисконтирования1,000,480,230,11Чистая текущая дисконтированная стоимость-2549,00-8032,705740,264456,27Чистая текущая стоимость нарастающим итогом-2549,00-10581,70-4841,44-385,16

     Теперь  рассчитаем IRR:

 

     IRR=108,49% > 25% проект эффективен.

     Д) Период окупаемости Тд.

     Для расчета воспользуемся формулой:

Тд=Твозвр–Тинвест         Тд=3-2=1 год

Вывод: Т.о. на основе рассчитанных показателей делаем следующие  выводы:

  • Точка безубыточности 105,32 млн.уп. > Vпроектн , это говорит о том, что проектные объемы значительно выше критического и существует своего рода запас.
  • NPV = 21287,39 тыс.руб. > 0 это говорит о том, что проект имеет интегральный экономический эффект.
  • Индекс рентабельности PI = 2,33 > 1 значит проект эффективен. Мы на 1 руб. капиталовложений получаем 2,33 руб. дохода.
  • Внутренняя норма доходности (IRR) составляет 108,49 %, а цена авансирования капитала r1 = 25 %, т.о. IRR > r1 это говорит о том, что цена авансирования капитала ниже порогового значения.
  • Срок окупаемости (Тд) составил 1 год, что меньше срока функционирования проекта (Тпроекта = 4 года).

     Анализ  финансового профиля показал, что  максимальный денежный отток составил 16043,94 тыс.руб.; интегральный экономический  эффект равен 21287,39 тыс.руб.; период возврата инвестиций составляет 4 года; срок окупаемости  проекта 1 год.

     Проведенные расчеты говорят о том, что данный проект эффективен.

     Оценим  эффективность проекта, сравнив  показатели, представленные в Таблице 17.

     Таблица 17 Основные ТЭП деятельности ОАО «БелАЦИ»

 

     ПоказательДо  принятия решенияПосле принятия решенияИзменениеОбъем  производства, тыс. шт.275 548,00318 981,2543 433,25Величина ТП, тыс. руб.292 080,88380 339,1688 258,28Стоимость ОПФ, тыс. руб.103 912,00106 461,002 549,00Фондоотдача, руб./руб.2,813,570,76Стоимость ОбС, тыс. руб.60 245,0087 948,4927 703,49Коэффициент оборачиваемости3,803,800,00Численность ППП, чел1 258,001 258,000,00Производительность труда, руб./чел.232 178,76302 336,3870 157,62Затраты на рубль ТП, руб./руб.0,930,84-0,09Балансовая прибыль, тыс. руб.5 115,2460 370,8055 255,56Чистая прибыль, тыс. руб.3 580,6741 269,5437 688,88Рентабельность производства, %29,8031,051,25Рентабельность продукции, %11,2030,4019,20Коэффициент текущей ликвидности2,192,11-0,08Заключение.

 

     Подведем  итоги курсовой работы в тезисной форме.

     Под производственной программой предприятия  понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.

     Грамотно  составленная и выполненная производственная программа, несомненно, является основополагающим фактором успешного функционирования любого предприятия, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране.

     Была  выделена крупная проблема – сбои в производственном процессе, которая  затем, была разбита на более мелкие, решение которых представляло собой конкретные действия или мероприятия.

     Применение  метода экспертной оценки проблем, построение матрицы проблем и графа проблем  позволило обнаружить главную.

     Далее определив альтернативы и оценив их с помощью аналого-цифрового метода, было выявлено, что альтернатива «модернизация оборудования» имеет большую суммарную оценку, по сравнению с «приобретением нового», следовательно, проблема «устаревшее оборудование» будет решена его модернизацией.

 

     Список  литературы

 
  1. Астанский Л.Ю., Ильин С.И., Люсов А.Н., Поспелова  Л.Ф. Организация и планирование производства промышленности строительных материалов.–М: Стройиздат, 1983.–432с.
  2. Захарченко В.И. Планирование на предприятии.–Одесса, 1999.–70с.
  3. Когаловский В. Системы планирования производства: отечественные компромиссы развития.// Директор ИС, №9/ 2000.
  4. Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений: Учеб. – 2-еизд. – М.: Дело, - 392 с.
  5. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.–М: Дело ЛТД, 1994.–720с.
  7. Планирование деятельности предприятия. Под.ред. д-ра экон.наук проф. Табурчака П.П.–СПб: Химия.–1997.–363с.
  8. Производственный менеджмент. Под.ред. проф. Ильенковой С. Д.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.–450с.
  9. Сергеев И.В. Экономика предприятия.–М: Финансы и статистика, 1999.–304с.
  10. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент.–СПб.–2000.–440с.

 
 

 
 


Информация о работе Контроль и оценка эффективности управленческих решений