Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:58, контрольная работа
1. Формы и виды планов промышленного предприятия.
2. Организация разработки нового продукта, основные этапы процесса инновации.
Министерство образования Республики Беларусь
«БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕЖДУНАРОДНЫ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по дисциплине: «Менеджмент»
на тему:
1. Формы и виды планов промышленного предприятия.
2. Организация разработки нового продукта, основные этапы процесса инновации.
Специальность 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
Выполнила:
Содержание
Введение
1. Формы и виды планов промышленного предприятия.
1.1 Организационные формы внутрифирменного планирования.
2. Организация разработки нового продукта, основные этапы процесса инновации.
2.1 Организация разработки нового продукта.
Литература
Приложения
Введение
Современная производственная система характеризуется расширением и усложнением хозяйственных связей, высокой степенью изменчивости рыночной конъюнктуры.
Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Это требует принятия и реализации осознанных управленческих решений, обеспечивающих их экономическую самостоятельность.
На предприятиях необходимо решать широкий круг задач, связанных со стратегическими изменениями и обновлениями производства, разрабатывать альтернативные стратегии развития и обеспечения конкурентоспособного хозяйствования. Одновременно необходимо решать проблемы снижения издержек, рациональной организации производства и другие, обеспечивающие повышение эффективности производства в долгосрочной и краткосрочной перспективе.
Решение этих проблем требует, с одной стороны, ориентации мышления и поведения руководителей на будущее, его стратегической компетенции и осознания необходимости изменений, а с другой, - прагматического подхода, определяемого интеграционными процессами в деятельности предприятия и ориентации его на конкретный результат.
Вместе с тем, в международной практике существует опробованные временем технологии, методы и инструменты управления целями предприятия, его производственными, сбытовыми и финансовыми процессами.
Знания таких технологий, методов и инструментов, а также умение ими пользоваться помогает управленческому персоналу отечественных предприятий Республики Беларусь более глубоко осознать свои внутренние проблемы, правильно оценить сложившиеся негативные тенденции в развитии экономики предприятий и найти подходы к их решению.
Овладение этими методами открывает новые возможности и шансы для конкурентоспособного хозяйствования в условиях становления рыночной экономики.
1. Формы и виды планов промышленного предприятия
Планирование включает: определение конечных и промежуточных целей предприятия, определение задач, решение которых необходимо для достижения целей, определение средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Внутрифирменное планирование базируется на выявлении и прогнозировании потребительского спроса, анализе и оценке имеющихся ресурсов и перспектив развития рыночной конъюнктуры.
Общая схема внутрифирменного планирования приведена на рисунке 1 (см. приложение).
Методологической основой внутрифирменного планирования деятельности промышленного предприятия (корпорации) является широкое использование программно-целевого подхода и известных методов, используемых в рамках конкретных форм планирования. Важной характеристикой программно-целевого подхода служит точная формулировка целей развития предприятия и их увязка (согласование) с ресурсами.
Цели предприятия обычно разрабатываются на длительную и краткосрочную перспективу. Они определяют основные направления и общие показатели развития предприятия. Для каждого подразделения формируются частные цели и четкие задачи, определяющие его место и роль в достижении целей предприятия в целом и связанные с осуществлением им конкретных функций (маркетинг, производство, финансы и т.д.) [3. с. 261].
Функция планирования включает три основные формы планирования с учетом длительного планового периода (горизонта планирования): долгосрочное планирование, среднесрочное планирование, краткосрочное планирование. Однако каждая из этих форм в рамках внутрифирменного планирования имеет свои разновидности. Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегического планов организации. Среднесрочное планирование включает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов.
Реализация среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению (по видам деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план организации (предприятия). Основу бюджета составляет прогноз продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет охватывает все стороны его деятельности и базируется на планах отделений и других структурных образований предприятия (корпорации). Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации.
Формы планирования с учетом организационной структуры предприятия приведены в приложении на рис.2.
Перспективное и долгосрочное стратегическое планирование всегда относится к предприятию (корпорации) в целом и охватывает период 5-10 лет и более. Среднесрочные стратегический и оперативный планы (среднесрочный бюджет) относятся к предприятию в целом, а также к его отделениям, дочерним компаниям и другим структурным подразделениям, определяющим основные направления предпринимательской деятельности предприятия. Краткосрочные планы и бюджеты отражают деятельность подразделений и предприятия в целом.
Виды планов предприятия и его подразделений определяются содержанием конкретной планируемой деятельности и применительно к уровню управления этой деятельностью (с учетом действующей на предприятии организационной структуры).
В зависимости от содержания конкретной деятельности, необходимой для достижения целей предприятия, разрабатываются планы:
научных исследований и опытно-конструкторских работ (план НИОКР);
производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (производственный план);
продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров. услуг);
выполнения определенных показателей финансовой деятельности (финансовый план);
материально-техническое обеспечение производства (план МТО);
осуществления инвестиций (план капитальных вложений);
план технического перевооружения и др. планы.
С учетом уровня управления и организационной структуры предприятия разрабатываются планы: предприятия в целом, его производственных отделений, дочерних компаний (предприятий) и др. структурных образований, планы всех подразделений.
Обеспечение требуемого уровня и качества планирования на предприятии (в корпорации) определяется: компетентностью и профессионализмом менеджерского корпуса предприятия на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, занимающихся планированием; наличием достоверной информационной базы, а также оснащенностью функциональных подразделений современной организационной и вычислительной техникой.
Для современного уровня внутрифирменного планирования характерно широкое использование экономико-математических методов анализа и обоснования при принятии управленческих решений.
1.1 Организационные формы внутрифирменного планирования.
Организационно процесс планирования у большинства промышленных предприятий и корпораций осуществляется «сверху-вниз».
На высшем уровне управления определяются цели, основные направления деятельности предприятия, главные производственные и социальные задачи его развития. На этом уровне организуется взаимная увязка и координация всех звеньев хозяйственного механизма.
На подчиненных уровнях управления цели и задачи предприятия конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения (производственного отделения, дочерней компании и других структурных образований). На этом уровне осуществляется также технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции.
Все плановые задания согласуются с конкретными исполнителями и окончательно утверждаются высшим руководством предприятия.
Приведенная организационная форма планирования обеспечивает централизацию важнейших управленческих решений при планировании деятельности предприятия и его подразделений в высшем звене управления (предприятия, материнской компании корпорации). Вместе с тем такая организация представляет самостоятельность производственным отделениям и дочерним компаниям предприятия, а также его другим структурным подразделениям в разработке текущих (календарных) планов и бюджетов на базе утвержденных высшим руководством показателей. При этом система показателей структурных подразделений, организация процесса планирования и виды планов определяются с учетом принятого уровня централизации (децентрализации) управления на конкретном предприятии и его функционального профиля.
Работа высшего звена внутрифирменного планирования на различных предприятиях, в корпорациях организуется по-разному (плановые комитеты, комитеты развития, центры управления и развития и др. организационные формы). Эти органы выполняют технические, координационные, аналитические функции и формируют цели и задачи предприятия на длительную перспективу, а также подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики предприятия. На этом уровне управления формируются исходные положения (решения) оптимального распределения его ресурсов для определенного планового периода. В эти органы, как правило, входят представители высшего звена управления предприятия. Решения, подготовленные этим органом, утверждаются Советом директоров (или Правлением) предприятия, корпорации. Примером может служить структурная схема управления предприятием ПО «МТЗ», в том числе и РУП «МТЗ» (см. приложение).
Центральная функциональная служба внутрифирменного планирования имеется практически на всех крупных предприятиях. Однако организационно и структурно такие службы строятся по-разному.
В производственных отделениях и дочерних компаниях также имеется аппарат планирования, который обеспечивает разработку месячных, квартальных, полугодовых и годовых сводных и текущих производственных планов. Такие планы разрабатываются при их необходимости. Более детальное планирование на смену, сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, полугодие и год осуществляется службами оперативного и текущего планирования, которые обеспечивают планирование с учетом ограничений, определяемых общекорпоративными целями. Уровень детального планирования и конкретные виды планов определяются конкретной организационной структурой отделений и дочерних компаний, а также принятой системой учета и отчетности на конкретном предприятии.