Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:18, контрольная работа

Описание

Менеджмент – это система, обеспечивающая комплексный процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для этого факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которая основывается, в свою очередь, на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям ее внешней среды.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)
 

   Менеджмент – это система, обеспечивающая комплексный процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для этого факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которая основывается, в свою очередь, на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям ее внешней среды.   В экономической литературе менеджмент (от англ. management управление) трактуется как процесс управления хозяйственной деятельностью организации; процесс управления производством (продажами) товаров и услуг; функции и методы управления организацией; персонал (аппарат) управления организацией. 
    Кроме того, если рассматривать менеджмент в аспекте исторического развития человеческого общества в целом, то его следует понимать и как искусство управления, и как науку управления. 
    Аргументацией в пользу каждой из сторон категории «менеджмент» может служить следующий экскурс в раскрытие его содержания. 
    Процессный аспект менеджмента заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами. 
    Функциональный аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: прогнозирование, целеполагание, планирование, организовывание, координирование, учет, контроль, анализ и регулирование. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда персонала, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации. 
    Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправленного использования ресурсов организации в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике. Такие профессионально подготовленные люди, умеющие воздействовать на труд отдельного работника, группы и целой организации, являются менеджментом организации, эту категорию персонала называют менеджерами. 
    Менеджеры в организации взаимодействуют между собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический орган – аппарат управления. Последний является составной частью любой организации, а задача работающих в нем людей состоит в обеспечении эффективности использования всех ресурсов для достижения целей организации.

  Характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.

Содержание экономического аспекта составляет управление процессом  производства, в ходе которого достигается  координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические  аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации  и руководству усилиями всего  персонала фирмы для достижения* поставленных целей. Сюда относится  система власти, посредством которой  регулируются отношения между руководителем  и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и  обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру  государственных, политических и экономических  институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.

Организационно-технический  аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический  отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых  ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Менеджер - (англ. manager от manage - управлять), управляющий, организатор, руководитель, обеспечивающий выполнение работы.  
  Организовать работу можно с помощью простой схемы:  
  ПЛАНИРОВАНИЕ ------> ОРГАНИЗАЦИЯ -----> МОТИВАЦИЯ -----> КОНТРОЛЬ. И так по кругу до бесконечности или до того упора на сколько вас хватит.  
  Планирование - построить бизнес-план в голове и перенести его на бумагу (см. бизнес-план).  
  Планирование может быть как для организации в целом, так и для выполнения небольшой задачи.  
  Организация - это переход к действиям, выполнение запланированного.  
  Мотивация- дать мотив, мотивация разделяется на позитивную и негативную:  
  Позитивная мотивация «если ты это сделаешь, то у тебя будет то-то и то-то»  
  Негативная мотивация «если ты этого не сделаешь, то у тебя не будет того и того»  
  То есть объяснить человеку задачу и рассказать, что он с этого будет иметь, потому что человек ни когда ничего не будет делать, если он не знает, что ему за это будет.  
  В мотивацию также входят и поощрение в виде личных бонусов, похвала. Хорошее отношение к своему сотруднику тоже является мотивом для хорошей работы. Но мотивация бывает не только приятной, но и наоборот, это - когда вы налаживаете штрафы, но самое больное место это когда вы уделяете больше внимания другому, более успешному (это сработает, если вы имеете расположение к отдельному сотруднику).  
  Контроль - обязательно проконтролировать, как выполняется задание.  
  Люди бывают настолько неуверенны в себе или ленивы, что порученное вами задание выполняют не точно, а может человек не все до конца понимает и ему необходимо объяснить какие то нюансы или принципы бизнеса.  
  Человек считается менеджером, когда у него есть люди в подчинении, но и этого бывает мало. Менеджер это - лидер по характеру (приобретенное),умение выполнять работу от «А» до «Я», умение обучать (приобретенное), культура общения, опрятность, уверенность, высокая самооценка, у менеджера не может быть комплекса неполноценности.  
  И так, менеджер:  
  1) руководитель, лидер (бригадир, заведующий отделом, начальник цеха, вице-президент компании, председатель совета директоров и т.д.). В этом качестве он формирует отношения внутри организации и за её пределами, выступает лицом организации;  
  2) менеджер собирает разнообразную информацию, анализирует ситуацию, инструктирует, ставит цели.  
  3) принятие решения об открытии отдела, магазина, филиала, а также принятие решений связанными с оплатой офиса, телефонных счетов, и.т.д.  
  Таким образом, каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией, выступает руководителем по отношению к определённой группе людей. Однако не все менеджеры занимают одинаковое положение в организации. Оно зависит от уровней управления: высшего, среднего и низшего. На каждом уровне есть свой менеджер, в задачи которого входит согласование действий с выше стоящим менеджером.  
  Независимо от уровня, на котором находится менеджер, он применяет одни и те же правила менеджмента проверенные временем для достижения общего результата. Чем выше уровень управления, тем больше влияние оказывает менеджер на принятие решения и тем больше его ответственность. В этом главное различие уровней менеджеров.  
  Менеджер низшего уровня это управляющий небольшим, ограниченным количеством людей, филиалом или производственной линией, рядовой бухгалтер, то есть тот человек, который управляет только исполнителями и несёт полную ответственность за их действия.  
  Обязанности: обеспечения условий труда, контроль графика работы, соблюдение дисциплины, и.т.д.  
  Менеджер среднего уровня управляет не только исполнителями, но и менеджерами низшего уровня, производственными линиями, филиалами, (бухгалтер, начальник отдела, начальник цеха и т.д.). Менеджер среднего уровня несет полную ответственность за работу перечисленных подразделений и является основным менеджерами в бизнесе. Менеджеры этого уровня сосредотачивают своё внимание на работе групп, руководимых менеджерами низшего звена.  
  Обязанности: постановка заданий исполнителям, совершенствование организации, решение кадровых вопросов, контроль соблюдения дисциплины, санитарных норм, принятие решений о поощрениях и наказаниях своих подчинённых.  
  Менеджер верхнего уровня - руководитель, масштабы управления которого распространяются на всю организацию в целом. К представителям высшего менеджмента относятся президент, вице-президент, члены Совета директоров, главный бухгалтер, председатель правления. Они несут ответственность за координацию работы фирмы в целом и за руководство основной деятельности различных подразделений компании.  
  Основные задачи высших менеджеров организации состоят в формулировании цели, политики, основных стандартов и норм деятельности, формировании структуры и системы управления, представительстве на переговорах с партнёрами и с государственными органами. Функции высших руководителей чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора.  
  Менеджеры, прежде всего, определяют, как, какими способами можно добиться поставленной цели, организуют и направляют работу подчинённых в соответствии с детально разработанным бизнес - планом, своё взаимодействие с окружающими они строят на основе чёткого понимания прав и обязанностей, стараясь не выходить за их рамки.  
  Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Хорошего менеджера всегда заботят интересы фирмы, он стремится сбалансировать интересы фирмы и каждого сотрудника в отдельности.  
  В международной практике менеджмента выработан ряд правил, которыми следует руководствоваться менеджеру в своей управленческой деятельности.  
  «десять золотых правил поведения руководителя»:  
  1. Уметь определять важность и очерёдность выполняемых задач, выделять главное.  
  2. Самые существенные вопросы, от которых зависит будущее предприятия, решать самому.  
  3. Быть требовательным по отношению к подчинённым и к самому себе, не допускать безответственности и расхлябанности.  
  4. При необходимости действовать быстро и решительно.  
  5. Быть хорошо информированным по тем вопросам, которые входят в компетенцию руководителей.  
  6. Не заниматься второстепенными делами, доверять их исполнителям.  
  7. Действовать только в пределах возможного, избегать слишком рискованных и тем более авантюрных действий.  
  8. Уметь проигрывать, отступать.  
  9. Быть справедливым, честным, последовательным и твёрдым в своих действиях.  
  10. Находить удовольствие в работе, уважать и любить её. 

Вопрос 2

 Главной функцией менеджмента является планирование. Ее реализация основана на глубоком и всестороннем анализе хозяйственной ситуации, в которой находится организация, и ее перспектив развития. Формулируются цели и задачи, разрабатывается стратегия, составляются планы для их осуществления. Планирование выполняется для того, чтобы установить, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать». Организационная функция реализуется посредством создания самой организации, формирования ее структуры, системы управления, обеспечения деятельности организации необ-ходимыми процедурами. Она берет на себя практическое исполнение стратегий и тактик. Одна из важнейших функций менеджмента – мотивационная. Ни одна цель не будет достигнута, если работники в этом не будут заинтересованы. Мотивационная функция заключается в установлении потребностей работников, выборе наиболее оптимального в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную активность в процессе достижения целей организации. Чтобы сознательная деятельность работников организации достигла своей цели, ее необходимо координировать, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия. В этом суть функции менеджмента – координации. Критически важная в менеджменте – функция контроля. Без контроля невозможно оценивать результаты деятельности организации и ее работников. Контроль позволяет заблаговременно выявлять опасности, обнаруживать отклонения от установленных стандартов.

  Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Они имеют общие  задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых  в наименьшей степени зависит  от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и  т. п.).

Дифференциация  функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение  менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном  рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3):

  • общие функции менеджмента;
  • социально-психологические функции менеджмента;
  • технологические функции менеджмента.

Рис. 1.3. Система  функций менеджмента 

Общие функции менеджмента  отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать  осуществление следующих общих  функций:

  • формирование целей;
  • планирование;
  • организацию;
  • контроль.

Часто к ним  добавляют функции: мотивации, координации, управления.

Социально-психологические  функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.

Общие, социально-психологические  и технологические функции взаимно  дополняют друг друга, создают целостную  систему менеджмента, позволяющую  дифференцировать методы и приемы управленческого  воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и  труд отдельных менеджеров.

В целом область  деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные  функции, которые сосредоточены  в трех основных группах:

  • общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
  • управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

конкретные  области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

  2.2 Функция организации

     Реализация  планов требует организации, которая  представляет следующий этап менеджмента.

     Под организацией понимается процесс:

  • Определение рациональных форм разделения труда;
  • Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
  • Разработки структуры органов управления;
  • Регламентация функций, подфункций, работ, операций;
  • Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
  • Подбора и расстановки кадров.

     Функцию организации можно рассматривать  в двух аспектах: во-первых, как процесс  создания системы, во-вторых, как процесс  ее совершенствования, упорядочения.

     Организация работ - функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции  состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда  по горизонтали и вертикали, решение  о выборе структуры организации  в целом почти всегда принимается  руководством высшего звена. При  этом задача менеджеров состоит в  том, чтобы выбрать такую организационную  структуру, которая лучше всего  отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать  с внешней средой, продуктивно  распределять и направлять усилия своих  сотрудников.

     Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так  и внутреннее ее окружение.

     Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов:

     Принцип разделения труда. Основной смысл - все  виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и  побуждениям сотрудников, которые  будут их выполнять.

     Для преодоления отрицательных последствий  узкой специализации труда, целесообразно  расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и привлечение сотрудников  к принятию касающихся их решений (стратегия  участия).

     Скалярный принцип. Относится к цепочке  прямых должностных отношений руководителей  и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в  организации. Чем отчетливее линия  должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней  процесс принятия решения и коммуникации.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"