Контрольная работа по "Стратегическому и инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:09, контрольная работа

Описание

Контрольная работа по дисциплине "Стратегический и инновационный менеджмент"

Содержание

1. Понятие «стратегический менеджмент». Задачи и цели стратегического менеджмента
2. Основные категории менеджмента
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

       Принцип иерархической упорядоченности - любая организация состоит из "семейства" расположенных друг над другом (или друг под другом) уровней управления, отражая общую закономерность природы. Следовательно, организация людей всегда является многоуровневой, многоступенчатой, т.е. упорядоченной. Такая организация обычно и обозначается словом "иерархия".

       Принцип целевой направленности (ориентации) развития - целеполагание - это начало всякой управленческой деятельности; ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения цели.

       При создании любой системы (подсистемы), во-первых, должна быть четко определена цель функционирования, представляющая материально (информационно) определенную конечную часть целого; во-вторых, должна быть обеспечена целостность состава элементов для достижения заданной цели; в-третьих, должен быть установлен план функционирования, определяющий порядок взаимодействия элементов для выполнения функций по достижению заданной цели.

       Принцип научной обоснованности и оптимальности менеджмента - основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Для того, чтобы менеджмент стал научно обоснованным, необходимо соблюдение двух основных условий: постоянное изучение законов, закономерностей, принципов, методов и других компонентов науки управления; систематическое совершенствование практики менеджмента на основе последних достижений науки управления и обобщение передового опыта в руководстве организацией.

       Управлять научно - это значит широко использовать в руководстве организацией системный, комплексный, ситуационный, расчетно-аналитический подход, широко использовать экономико-математическое моделирование, применение прогрессивных компьютерных технологий управления и др. Уровень научного руководства определяется главным образом квалификацией руководителей и специалистов, их общей культурой, технико-экономической эрудицией.

       Важнейшая задача менеджмента - обеспечение потребностей рынка с наименьшими затратами ресурсов: людских, материальных, денежных, энергетических и др. При этом суть оптимальности менеджмента состоит в выборе наиболее эффективного в конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т. п.

       Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в менеджменте - проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

       Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Организации же, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления, называются децентрализованными.

       Определить уровень централизации можно по следующим характеристикам:

1.                  Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления.

2.                  Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

3.                  Число функций, реализуемых на нижестоящих уровнях.

4.                  Уровень контроля за работой подчиненных.

       Методы менеджмента. Реализация функций и принципов менеджмента осуществляется с помощью различных методов.

       Методы менеджмента - способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации.

       Содержание метода менеджмента в конечном счете сводится к ответам на вопросы: каким способом можно достичь цели управления? каким образом осуществлять управленческую деятельность?

       Методы менеджмента тесно связаны с принципами менеджмента. Методы менеджмента выступают в качестве способов реализации принципов. Принципы не выбирают, им следуют. Методы носят альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Без знания системы методов менеджмента, только на основе принципов, трудно добиться реализации целей и функций менеджмента.

       В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Можно выделить следующие методы управления:

1.                  Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований).

2.                  Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям:

o                      методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п. );

o                      методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль);

o                      методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений).

       Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды деятельности.

       Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления: организационно-административные, экономические и социально-психологические.

       Организационно-административные методы основаны на прямых директивных указаниях. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль их исполнения и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. Организационно-административные методы отличает от других обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

       Экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Им отводится центральное место. Поставленная цель здесь достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

       Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических методов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Это достигается посредством такого воздействия, как экономическое соревнование, критика и самокритика, убеждение, авторитет, личный пример, различного рода ритуалы и обряды.

       Стиль руководства. Стиль - это система постоянно применяемых методов руководства, своего рода почерк действий менеджера. Стиль руководства - совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых проблем и задач, реализуемых в практической деятельности конкретным менеджером. Стиль управления - это манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Определенному набору постоянно применяемых конкретным менеджером методов руководства соответствует вполне определенный стиль управления. Стиль руководства - явление строго индивидуальное, определяемое конкретными специфическими свойствами человека, особенностями его работы с людьми. Стиль управления регламентируется личными качествами менеджера.

       К настоящему времени наиболее широкое и общепризнанное выделение стилей руководства предложено К. Левиным, который выделил авторитарный, демократический и либеральный стили.

       Для авторитарного стиля управления характерна централизация власти и единоличное принятие решений. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и распоряжений, ставка делается на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления, неприятие инициативы подчиненных. Под началом автократа работать неприятно, так как подчиненные испытывают постоянный страх перед увольнением.

       Демократический стиль управления характеризуется доверием к людям, стремлению к коллегиальному решению задач, систематическому информированию подчиненных о положении дел в коллективе. В коллективе царит доброжелательная атмосфера, правильная реакция на критику.

       Либеральный стиль руководства характеризуется предоставлением полной самостоятельности, возможности индивидуального и коллективного творчества. Руководителей-либералов отличает безынициативность, пассивность, боязнь конфликтов, а его деятельность малоэффективна. В чистом виде руководители указанных типов встречаются редко. Эффективность ситуационного подхода к управлению предусматривает применение в каждом конкретном случае преимуществ того или иного стиля управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 

1.           Баринов В.А., В. Л. Харченко. Стратегический менеджмент: Учебник / М.: ИНФРА-М, 2006 г.

2.           Волкогонова О. Д., А. Т. Зуб.  Стратегический менеджмент: учебник / - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006 г.

3.           Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В. А. Швандара, В. Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2006 г.

4.           Карпов А. Е.  Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса / А. Е. Карпов. - М.: Результат и Качество, 2005 г.

5.           Корпоративный менеджмент: Учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Э.М. Коротков и др. - М.: Омега-Л, 2005 г.

6.           Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник / В. Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2005 г.

7.           Сазерленд Джонатан, Кэнуэлл Дайан. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия / Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005 г.

2

 



Информация о работе Контрольная работа по "Стратегическому и инновационному менеджменту"