Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:27, лекция
Ядром организационной культуры, несомненно, являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Московский государственный университет
путей сообщения (МИИТ)
Институт транспортной техники и систем управления
(ИТТСУ)
Материалы по организационной
культуре
Иванов Я. Г.
МОСКВА
2011
Ядром организационной культуры, несомненно, являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.
С точки зрения аксиологии (учения о ценностях), ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям отдельного человека или группы. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Применительно к организационной культуре ценности можно определить как целевое и желательное событие, поскольку личность всегда занимает позицию оценки по отношению ко всем элементам окружающей ее внешней среды. Ценности в данном случае служат стимулом, необходимым условием для любого рода взаимодействия.
В силу социального неравенства, существующего как в обществе, так и в любой организации, ценности среди людей распределяются неравномерно. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, партнерства и т.д. Распределение ценностей в социальной группе, например, среди сотрудников компании, социологи называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями.
Выделяют
ценности благосостояния, под которыми
понимают те ценности, которые являются
необходимым условием для поддержания
физической и умственной активности
людей. Известный социолог С.С. Фролов
относит к ним следующие ценнос
Вряд
ли возможно привести какой-либо обобщенный
перечень корпоративных ценностей,
поскольку организационная
Как
показывают проведенные исследования,
современный
Каждая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Создавая организационные культуры, необходимо учитывать общественные идеалы и культурные традиции страны. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление корпоративных ценностей в рамках организации. Постепенное принятие этих ценностей членами организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии организации. Создание системы корпоративных ценностей - это ответы на вопросы:
1) Что мы делаем?
2) На что мы годны?
3) К чему мы способны?
4)
Каковы наши жизненные
5) Какой у нас план?
6)
Какой интерес наш бизнес
7) Где лично мое место в общем плане развития?
Корпоративные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и организационной культуре1 , могут включать в себя, например, следующее:
Разделяя и развивая взгляды современного
отечественного психолога Д.А. Леонтьева,
можно выделить три основные формы существования
корпоративных ценностей:
1) идеалы - выработанные руководством
и разделяемые им обобщенные представления
о совершенстве в различных проявлениях
и сферах деятельности организации,
2) воплощение этих идеалов в деятельности
и поведении сотрудников в рамках организации,
3) внутренние мотивационные
структуры личности сотрудников организации,
побуждающие к воплощению в своем поведении
и деятельности корпоративных ценностных
идеалов.
Эти
формы имеют иерархическую
Функциональная роль существования ценностей организации напрямую связана с самим фактом жизни человека в обществе. Крупнейший специалист по этой проблематике К. Клакхон считает, что без ценностей “жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей” . Все это можно с уверенностью отнести и к корпоративным культурам: без единой системы ценностей организации не могли бы устойчиво функционировать и достигать поставленных целей.
Подводя
итоги можно сказать, что корпоративная
культура определяется как система
общих ценностей, которые, воздействуя
на людей, работающих в компании, на организационную
структуру и на механизмы контроля, формируют
нормы поведения. Корпоративная
культура – это тонкий инструмент в
руках менеджера (руководителя), с помощью
которого можно привести корпорацию к
успеху, процветанию и стабильности, но
при неумелом или неуместном использовании
возможны прямо противоположные результаты.
Она должна стать органичной частью всей
корпорации, быть адекватной современным
требованиям, продиктованными экономическим
и технологическим развитием, спецификой
российского законодательства и менталитета,
а также спецификой конкретной корпорации
и содействовать достижению поставленных
целей, а, следовательно, и повышению эффективности
деятельности корпорации.
Вопросы: