Корпоративные системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 01:00, реферат

Описание

Некоторые общие принципы построения корпоративных информационных систем, т.е. информационных систем в масштабе всей организации. Концептуальные основы системы административного управления качеством.

Содержание

Введение
1. Корпоративные системы управления
2. Структура корпоративной информационной системы
3. Системное корпоративное управление
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

bestref-198683.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

     Без повышения качества корпоративного управления невозможно решить задачу, поставленную президентом России, - добиться стабильного экономического роста и удвоения ВВП к 2010 году. В условиях глобализации будущее страны и российских компаний зависит от конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке, а одним из источников высокой конкурентоспособности как раз и является следование стандартам корпоративного управления.

     Организационно-правовым объектом корпоративного управления выступают  акционерные общества.

     Корпоративное управление решает задачи организационно-правового  руководства бизнесом, оптимизации  организационных структур, внутри- и межфирменных отношений согласно постулируемых целей деятельности.

     В корпоративном управлении известны:

     - теория соучастников (stakerholders theory), которая требует строгой подконтрольности руководства корпорации всем заинтересованным сторонам в рамках заданной модели корпоративных отношений;

     - агентская теория (agency theory), опирающаяся на корпоративные отношения через агентские затраты;

     - модель сравнительного институционального  анализа, учитывающая универсальные  начала корпоративного управления в различных странах.

     Систему управления корпорацией отдельной  страны отличают конкретные характеристики и свойства. Одновременно ряд ее положений оказываются схожими и могут служить основой разработки национальной системы управления.

     В качестве основных элементов модели корпоративного управления выделяют:

     - состав непосредственных (ключевых) участников;

     - структуру акционерного капитала;

     - круг заинтересованных участников;

     - состав совета директоров;

     - механизм взаимодействия акционеров  и держателей интересов;

     - законодательные нормы;

     - требования к раскрытию информации.

     Американская  модель корпорации формировалась в  рамках рыночной финансовой системы при наличии обширного рынка капитала и множества инструментов. «Развитость» производственных корпораций облегчила привлечение нужных капиталов. Капитализация корпораций через новую эмиссию акций не требовала использования долгосрочных кредитов.

     В США действуют два типа корпораций:

     - корпорации с ядром - банковским  холдингом;

     - компании с кластером в виде  производственно-технологического  комплекса.

     Внутри  корпоративные отношения формируются  через гибкие связи и свободное  перетекание капитала между отраслями.

     Японские  корпорации (сюданы) являются универсальными многоотраслевыми экономическими системами, в структуру которых включены финансовые, торговые, производственные подсистемы. Кластерами сюданов являются компании тяжелой и химической промышленности. Корпорации Японии широко используют привлечение средств вкладчиков. В из состав обязательно входит банк, контролирующий всю корпоративную сеть банков, страховых и инвестиционных компаний. Важнейшей подсистемой корпорации являются торговые фирмы. Промышленные компании корпораций вертикально интегрированы под началом головной фирмы, доминирует высокий уровень централизации. Отношения поставщик - потребитель монополизированы и не рыночные.

     Характерным для германской корпоративной культуры является тесное соединение банков и промышленности. На этой основе построена межотраслевая интеграция промышленных концернов и финансовых организаций и созданы горизонтальные промышленно-финансовые организации. Банки как центры корпоративного строительства финансируют промышленные фирмы и руководят ими.

     Необходимо  отметить, что место и роль корпорации в национальной и мировой экономике  задается ее ролью в интегральном процессе производства и его ресурсного обеспечения. Рост сложности и многохарактерности хозяйственных корпоративных систем диктуется задачами формирования у таких оргсистем экономической устойчивости на основе внутренних факторов роста. Корпорация, включающая в себя различающиеся по отраслевой принадлежности и территории базирования организации, формирует основу экономики, задает ее динамику развития, социально-экономический рост и стабильность отрасли.

     Как показывает статистика, в российской экономике преобладают крупные  компании, при этом большинство из них организовано в виде холдинговых  структур, часто представляющих собой группы формально неаффилированных компаний. Реалии сегодняшнего дня таковы, что собственники и менеджеры компаний все чаще ставят перед собой задачу оптимизации управления бизнесом.

     Практика  некоторых крупных российских холдингов последних 2-3 лет показывает, что улучшение корпоративного управления начинает рассматриваться потенциальными инвесторами как важный ресурс повышения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Во-первых, следование принципам корпоративного управления создает позитивный имидж компании в глазах потенциальных инвесторов. Во-вторых, хорошее корпоративное управление снижает риски инвесторов и таким образом способствует привлечению средств. Здесь срабатывает «золотое правило»: «Инвестиции приходят только туда, где соблюдаются права акционеров», и инвесторы готовы платить премию за хорошее корпоративное управление.

     Следует отметить и другие факторы, положительно влияющие на развитие корпоративного управления в России:

     переориентация  российских менеджеров с административных на рыночные методы ведения бизнеса;

  • постепенный отказ собственников, сформировавшихся в период приватизации и «первоначального накопления капитала», от непосредственного управления и привлечение к оперативному управлению профессиональных наемных менеджеров;
  • изменение общественного сознания и, в первую очередь, сознания инвесторов - нарушение принципов и норм корпоративного управления становится само по себе моветоном, что подталкивает значительное число эмитентов к разработке и принятию кодексов корпоративного управления (ЮКОС, РАО ЕЭС, Связьинвест, ОМЗ и др.);
  • совершенствование (и в ряде случаев ужесточение) норм законодательства, регулирующих деятельность акционерных компаний;
  • разработка и внедрение в практику корпоративного управления многих российских компаний механизмов защиты и обеспечения интересов миноритарных акционеров.

     Перед построением системы корпоративного управления в холдинге в большинстве  случаев необходимо учесть два обстоятельства.

     Во-первых, часто необходимым условием создания эффективной системы корпоративного управления является изменение самой структуры холдинга. Так, реструктуризация холдинга бывает необходима при существовании нескольких де-факто (но не де-юре) аффилированных компаний, участвующих в едином производственном процессе. Подобные группы компаний активно создавались и в процессе приватизации государственных предприятий их менеджментом, и в эпоху бартера в целях осуществления сложных зачетных схем, и в ходе происходящих в настоящее время процессов поглощения поставщиков, потребителей и конкурентов.

     Наиболее  распространенным вариантом реструктуризации, направленной на формирование прозрачных корпоративных структур, является создание корпоративного центра. Под «корпоративным центром» в данном случае понимается специально созданная головная компания холдинга. В роли корпоративного центра, имеющего российскую юрисдикцию, могут выступать:

     общество  с ограниченной ответственностью, реже - закрытое акционерное общество (в данном случае собственники холдинга ставят перед собой цель ограничить возможность размывания структуры собственности, минимизировать издержки на раскрытие информации, упростить процедуру принятия управленческих решений);

  • открытое акционерное общество {этот вариант применяется, например, в случае реализации стратегии по привлечению значительных инвестиций, выхода на международные рынки заемного капитала, продажи бизнеса на рыночных условиях);
  • доверительный управляющий (схема используется как временная, созданная либо на период формирования корпоративного центра в виде юридического лица, либо в связи с необходимостью более тесной координации усилий группы собственников - в силу, например, угрозы недружественного поглощения).

     Во-вторых, несмотря на то, что реструктурированные  по вышеописанной схеме холдинги имеют большую устойчивость перед лицом недружественных поглощений, сам процесс реструктуризации таит в себе определенные риски.

     Так, в ряде случаев формирование эффективной  холдинговой компании оказывается  невозможным в силу допущенных в  свое время существенных нарушений законодательства при создании и деятельности входящих в состав холдинга юридических лиц. К числу наиболее распространенных нарушений, рассматриваемых российским законодательством как существенные и влекущие риск принудительной ликвидации юридических лиц, относятся нарушения при приватизации и акционировании государственных предприятий, размещении эмиссионных ценных бумаг, учете прав на акции, уменьшении чистых активов хозяйственных обществ, ввиду вывода активов и т. д.

     Другим препятствием на пути формирования холдинговой компании могут стать различные стейк-холдерские группы - акционеры, кредиторы, paботники реструктурируемой организации. И здесь первое место занимает вопрос устойчивости процесса реструктуризации при возникающих рисках (risk management). Хотя, надо признать, при этом часто забывают, что устойчивость схемы реструктуризации часто заключается в ее поддержке со стороны широкого круга заинтересованных лиц, которая в большинстве случаев достигается максимально полным раскрытием информации.

     При формировании системы корпоративного управления необходимо решить ряд принципиальных проблем. Ключевой вопрос заключается  в том, что участие материнской  компании в управлении своими дочерними  и зависимыми обществами (ДЗО) может  быть организовано двумя принципиально различными способами. Первый вариант предполагает руководство ДЗО напрямую через генерального директора при минимальном количестве корпоративных процедур. Однако практика показала низкую эффективность и ненадежность такой системы, так как она часто сводится лишь к оперативному управлению ДЗО. Второй вариант заключается в построении многоуровневой системы корпоративного управления и предполагает последовательное взаимодействие всех органов управления холдинга - от общего собрания акционеров материнской компании до исполнительных органов ДЗО. Хорошо отлаженная, такая система позволяет материнской компании эффективно координировать деятельность всех ДЗО, обеспечивая при этом интересы всех заинтересованных сторон. В настоящее время все большее количество холдингов переходят именно ко второму варианту управления. 

 

      Заключение 

     Концептуальные  основы системы административного  управления качеством определены в  восьми принципах, на которых базируется всё семейство стандартов ISO 9000. В ISO 9000:2000 они прописаны как «всеобъемлющее и фундаментальное правило или убеждение, применяемое при руководстве и управлении организацией, направленное на непрерывное и долгосрочное улучшение её производительности путём ориентации на потребителей одновременно с удовлетворением потребностей остальных участвующих сторон».

     Восемь  принципов:

     1. Ориентация организации на потребителя.  Производители должны понимать  текущие и будущие потребности  своих покупателей и не только  удовлетворять желания потребителей, но и стремиться превзойти их ожидания.

     2. Лидерство (leadership). Руководство организации обеспечивает создание и поддерживание внутренней окружающей среды, которая позволяет сотрудникам в полной мере участвовать в достижении стратегических целей компании.

     3. Вовлечение персонала. Полная  вовлечённость в деятельность  компании сотрудников всех уровней  способствует использованию их  способностей на благо организации.

     4. Процессный подход. Желаемый результат  достигается более быстро, когда  связанные ресурсы и деятельность управляются как процесс.

Информация о работе Корпоративные системы управления