Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 17:53, курс лекций
Предмет и задачи курса (базовые понятия)
Специфические принципы анализа
Сущность прогнозирования и планирования
Роль и место макроэкономического анализа в регулировании национальной экономики 1
1. Предмет и задачи курса (базовые понятия) 1
2. Специфические принципы анализа 2
3. Сущность прогнозирования и планирования 3
Теоретические основы макроэкономического анализа 4
1. Экономические теории государственного регулирования. Признаки новой политики 4
2. Основные законы экономики и организации 5
3. Системы экономических механизмов 6
Методологические аспекты макроэкономического анализа и прогнозирования 7
1. Критерий, принципы оценки уровня оценки национальной экономики 7
2. Этапы и компоненты макроэкономического анализа 9
3. Классификация методов и моделей макроэкономического анализа и прогнозирования 10
Статистические источники для лабораторных работ:
Databank.worldbank.org
Внешняя торговля: stats.unctad.org/Handbook
Epp.eurostat.ec.europa.eu
ОССР (Организация совместного сотрудничества и развития): Stats.oecd.org
Юнеско (например, данные по образованию): stats.unesco.org/unesco
ВТО: stat.wto.org
СОДЕРЖАНИЕ
Роль и место макроэкономического анализа в регулировании национальной экономики 1
1. Предмет и задачи курса (базовые понятия) 1
2. Специфические принципы анализа 2
3. Сущность прогнозирования и планирования 3
Теоретические основы макроэкономического анализа 4
1. Экономические теории государственного регулирования. Признаки новой политики 4
2. Основные законы экономики и организации 5
3. Системы экономических механизмов 6
Методологические аспекты макроэкономического анализа и прогнозирования 7
1. Критерий, принципы оценки уровня оценки национальной экономики 7
2. Этапы и компоненты макроэкономического анализа 9
3. Классификация
методов и моделей макроэкономического
анализа и прогнозирования 10
Статистические источники для лабораторных работ:
Роль и место макроэкономического анализа в регулировании национальной экономики
Задачи курса:
Макроэкономический анализ | → | Прогнозирование | → | Планирование |
↑ | Организация | |||
Цели и задачи развития национальной экономики | Регулирование и контроль |
Макроэкономический
анализ должен быть ретроспективным, основываться
на исторической ситуации, ситуационным
(на настоящем времени
Макроэкономический анализ – это база принятия решений и реализации управленческих функций государства. Анализ предназначен как общенаучный метод для разделения объекта на составные элементы, с целью изучения каждого элемента в отдельности. Т.о. получается структура, которая бывает отраслевая, институциональная (например, удельный вес каждого секторов экономики), структура потребительского спроса. Для дальнейшего исследования функциональные элементы подвергаются синтезу (объединению – это обратная процедура анализа) для того чтобы установить взаимосвязи (модель Леонтьева).
Предмет курса – количественные и качественные характеристики экономических объектов и их взаимосвязи. Объект – социально-экономическая система, вся экономика, отрасль или регион.
Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем. План – документ, содержащий систему показателей и набор мероприятий. Он имеет более высокую степень определённости (указываются сроки, источники финансирования и т.д.). на уровне государства разрабатываются типы планы:
Принципы – установки.
Виды принципов:
Три системы планирования и прогнозирования:
Основные элементы планирования:
Этапы прогнозирования:
Национальное
программирование – это наиболее
развитая форма перспективного регулирования
национальной экономики.
Теоретические основы макроэкономического анализа
Новая экономика – экономика знаний, информационных технологий и качественных процессов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускаемых товаров и услуг.
Сравнение | |||||
Признаки (показатели) экономики | Беларусь | РФ | Новая экономика | Пометки | |
Законодательная база, управление | Отсутствие законодательной базы в этом направлении | Ответственность низкая (взято на основании отсутствия законодательной базы в этом направлении) | Ориентирована на конкурентоспособность и качество жизни. | ||
Степень государственного регулирования | Регулирование в соответствии с законами и программами | Бессистемное регулирование | Регулирования по ключевым воспроизводственным процессам | ||
Система повышения квалификации работников, её уровень | Требует пересмотра, недостаточно квалифицированного персонала, диспропорция оплаты труда | Практически отсутствует | Требует восстановления, системапересмотра, т.к. основана на знаниях и интеллектуальном капитале. Система повышения квалификации | ||
Расходы бюджета на образование | Около 1 % ВВП | Около 3% ВВП | |||
Цель фирмы в условиях экномики | Максимизация прибыли. Иногда вообще наличие прибыли. В сельском хозяйстве это около 1% предприятий | Максимизация прибыли | Повышение конкурентоспособности товаров и услуг (в первую очередь за счет сервисного обслуживания: раскрученность бренда, упаковка, дистрибуция и т.д.) | ||
Приоритетный объект управления (регулирования) | Товар, деньги | Процесс производства и работник | В Европейской экономике работнику выделяется приоритет, в Американской – максимизация прибыли | ||
Расходы на исследование и разработки | 1% ВВП (отличие от развитых стран, где 3-4%) | Высокие затраты | |||
Ресурсоёмкость производства | Повышается | Снижается, т.к. это экономика знаний - энергосберегающая |
Законы:
Все механизмы находятся во взаимодействии: т.е. «↔».
Методологические аспекты макроэкономического анализа и прогнозирования
Национальное богатство – это все, чем располагает страна, в частности