Личность в системе управления. Характеристики и стадии развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:59, реферат

Описание

Личность - это конкретный человек, носитель определенной индивидуальности и обладатель определенного социального положения (статуса) в обществе. Внутренняя зрелость личности проявляется в поступках человека, в его действиях и поведении.
В целом можно условно выделить следующие этапы развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):
• усвоение норм, опосредствующих физическое развитие (формирование "физического Я" личности);
• формирование "социального слоя личности";
• формирование "духовного центра личности" (ценностно-нравственное самоопределение).

Работа состоит из  1 файл

КСР №5.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

ВВедение

На современном  экономическом этапе человек  выполняет многообразные экономические  функции. В качестве живого носителя производительных сил человек обладает множеством атрибутивных качеств и  свойств, совокупностью разнообразных  потребностей и способностей. Как активный творческий субъект отношений в системе современной экономики человек играет функциональную роль.

В последние  десятилетия произошли крупные  изменения в управлении бизнесом. Все большее количество фактов и  результатов исследований говорит о том, что на первое место по влиянию на долгосрочный успех предприятия выходит человеческий фактор. Хорошо обученный, правильно организованный и мотивированный персонал определяет судьбу предприятия. Переход от плановой экономики к рыночной способствовал формированию новой системы управления персоналом, где важным моментом являлся человеческий фактор. Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы приобретает особо важное значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы.

1 Понятие личности

Жизненный путь каждого человека, условия его  развития и деятельности неповторимы. Поэтому каждый человек обладает уникальным набором психофизических особенностей, присущих только ему:

• психических состояний (активности или пассивности; вдохновения или апатии; мобильности или безволия);

• психических свойств-качеств (темперамент; способности; характер; направленность);

• психических образований (интеллект; нравственность; эстетика; воля; целеустремленность и др.).

Совокупность  унаследованных и выработанных человеком  психических и физических особенностей, которые отличают его от других людей, определяет его индивидуальность.

Индивидуальность - это особенности человека, отличающие его от других людей. Это не только неповторимое своеобразие внутренних психологических функций человека (особенности памяти, воображения, внимания и т.п.), но и особенности отношений и реакций на те или иные жизненные явления, самобытность его чувств, оригинальность интересов и увлечений (что он любит, что ненавидит, к чему он равнодушен и т.д.).

В то же время  человек является членом общества, занимает в нем определенное положение  и связан с ним различными отношениями. В процессе своих отношений к обществу, к труду, к другим людям, к самому себе человек раскрывает и формирует свою индивидуальность и воспринимается обществом как личность.

Личность - это  конкретный человек, носитель определенной индивидуальности и обладатель определенного  социального положения (статуса) в обществе. Внутренняя зрелость личности проявляется в поступках человека, в его действиях и поведении.

Личность - понятие  общественное, социальное, это своеобразный продукт общения и взаимодействия людей. Сущность личности составляет не ее прическа, не ее кровь, а ее социальное качество.

Личностью можно  стать лишь по отношению к миру, к тому, что вокруг тебя, и абсолютно  невозможно при равнодушии ко всему  этому. Не каждое душевное движение нашей  личности представляет общественный интерес.

Но и в  коллективе личность старается сохранить  свою индивидуальность. Всякая потеря или ограничение индивидуальности вызывает протест. Что же тогда заставляет личность идти в коллектив? Здесь  можно назвать два мотива: материальная сторона и необходимость общения.

Способность управлять  своим поведением определяется степенью самосознания личности, которое не только индивидуально, но социально  и исторично. Поэтому, чтобы понять человека как личность, необходимо достаточно полно знать его социальную среду, картину и характер его взаимосвязей с реальным миром. Такая картина формируется в различных социальных группах: в семье, среди друзей, среди коллег по работе, по учебе и т.д.

Сила и слабость личности относительны. Они определяются, с одной стороны, положением человека среди других людей, а с другой - степенью самопознания. Личность свободна и сильна, если она осознает себя личностью. Но такое осознание не только индивидуально, оно еще социально и исторично. Только при выполнении этих условий мы имеем действительно морально свободного человека в свободном обществе.

Большое значение для становления личности имеет  самовоспитание, которое является целенаправленной деятельностью человека по совершенствованию  своей личности. Самовоспитание зависит  от окружающей среды, внутреннего мира человека, степени и специфики его потребностей, его ценностной ориентации.

Огромную роль в формировании личности играет труд. Именно в непосредственной деятельности человек формируется как личность. Положительные индивидуальные качества личности обогащают весь коллектив, упрочняют общественные связи. Затирание индивидуальности равносильно потере творческого начала в трудовом коллективе.

Руководитель  должен уметь наблюдать поведение  человека в конкретных ситуациях:

что больше его  радует - личное благополучие или общие достижения;

легко ли он поддается  искушениям или умеет сдерживать себя;

струсил или  проявил мужество в трудную минуту;

скромен он и  самокритичен или высокомерен и  прочее.

Ответы на эти  вопросы помогут узнать внутреннее содержание человека, выявить его как индивидуальность и понять как личность. Особое место в этом ряду имеет испытание человека властью.

Однако факт поведения личности в конкретной ситуации еще не объясняет причин поведения. Факт поведения - это следствие. Важно же найти причину такого поведения, выявить, какое значение для личности имеют данные события: вдохновляют или подавляют они человека, насколько отвечают его потребностям и интересам.

Раскрытие личностного  смысла, причины того или иного  поступка может дать истинное понимание самого человека.

Видеть в  каждом работнике человека, индивидуальность и личность - самое первое условие  выбора нужных форм и методов воздействия  на подчиненных. Умение индивидуально  работать с людьми, принимать во внимание их природные и личностные особенности, создавать условия для проявления способностей и дарований - все это залог успешной работы руководителя с людьми.

2 стадии развития личности

В целом можно  условно выделить следующие этапы  развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):

· усвоение норм, опосредствующих  физическое развитие (формирование "физического  Я" личности);

· формирование "социального  слоя личности";

· формирование "духовного  центра личности" (ценностно-нравственное самоопределение).

Для понимания специфики развития личности специалиста еще предстоит выделить особенности формирования его самосознания с учетом специфики данной профессии и особенностей ситуации развития самого человека. Но центральной проблемой развития личности специалиста остается развитие его ценностно-смысловой сферы, развитие его готовности поставить перед собой и дать ответ на вопрос: ради чего я живу и работаю, зачем я вообще являюсь таким-то и таким-то профессионалом?

Наиболее известной в  России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова :

1. Стадия предыгры (от  рождения до 3 лет), когда происходит  освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения  и моральные оценки, которые становятся  основой дальнейшего развития  и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение "основными  смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными  профессиями 

3. Стадия овладения учебной  деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда  интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. Стадия Оптант, оптация  - выбирающий, делающий самостоятельный  и сознательный выбор; осознанная  подготовка к "жизни", к труду,  планирование, проектирование профессионального  жизненного пути.');" "оптации" (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки  к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оптантом". Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оптанта" вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный.

5. Стадия адепта - это профессиональная  подготовка, которую проходит большинство  выпускников школ.

6. Стадия адаптанта - это  вхождение в профессию после  завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7. Стадия интернала - это  вхождение в профессию в качестве  полноценного коллеги, способного  стабильно работать на нормальном  уровне. Это стадия, о которой  Е.А. Климов говорит, что работника  коллеги воспринимают как "своего среди своих", т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член.

8. Стадия мастера, когда  о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется  на общем фоне.

9. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди  мастеров". Естественно, не каждый  работник может похвастаться  этим.

10. Стадия наставника - высший уровень работы любого  специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души. Таким образом, высший уровень развития любого специалиста - это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.

Остается вопрос: многие ли профессионалы стремятся  именно к такому уровню своего профессионального  развития.

 

Можно выделить следующие уровни профессионализма:

· допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);

· профессионализм (человек - профессионал, т.е. стабильно  работает и выполняет все, что  от него требуется);

· суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется "акме" - вершина профессиональных достижений);

· непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает много "брака" в  работе, либо сам деградирует как  личность);

· послепрофессионализм (человек может оказаться "профессионалом в прошлом", "экс-профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Выделяют более конкретные этапы освоения профессии:

1) адаптация  человека к профессии;

2) самоактуализация  человека в профессии (приспособление человека к профессии - "выработка индивидуальной профессиональной нормы", "планки" самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);

3) гармонизация  человека с Профессия - род  трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

4) преобразование, обогащение человеком своей профессии.  Это уровень творчества, когда,  например, некоторые мастера начинают  даже переживать и волноваться  из-за того, что, освоив какие-то действия, могут успокоиться и остановиться в своем развитии. Настоящее творчество предполагает поиск новых, более совершенных способов достижения желаемого результата. Но при этом творчество предполагает настоящий риск (риск неудачи), поэтому не все хорошие работники готовы к этому и, в итоге, не всегда выходят на уровень настоящего творчества и иногда сильно переживают это (как например, переживают творческие артисты, если им не удается найти новое воплощение какого-то образа на сцене); в немалой степени это связано с проблемой формирования индивидуального стиля деятельности, о которой еще пойдет речь;

5) этап свободного  владения несколькими профессиями.  Здесь предполагается, что на  высоких уровнях освоения профессии  специалист выходит за рамки  своей формальной деятельности и все больше становится культурным существом

6) этап творческого  самоопределения себя как Личности (!). Это предполагает, что профессионал  в своей работе стремится реализовать  свою главную жизненную идею  и даже находит для этого  возможности и силы.

На уровне этапа  самоактуализации человека в профессии  выделяются следующие ступени (скорее характеристики): самодиагност; осознанная индивидуальность; самоэкспериментатор; целостная личность с Я-концепцией; самопрогнозирующийся специалист; профессионально обучаемый; имеющий внутренний локус профессионального контроля; готовый к дифференцированной оценке своего труда; самореализующий свои индивидуальные возможности; конфликтоустойчивый и т.п.

На Западе достаточно хорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера она включает следующие этапы:

1. Этап роста,  когда происходит развитие основных  интересов и способностей (от  рождения до 14 лет). При этом представления  о будущей профессии выстраиваются  на основании сначала фантазии (4-10 лет), затем - осознания собственных интересов (11-12 лет), а позже - и на основании осознания своих способностей (13-14 лет).

2. Этап исследования  своих сил и устремлений, этап "разведки". Здесь происходит  апробация своих сил в различных  видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Здесь возможно даже временное (но не основное) занятие определенной профессией (15-17 лет). В переходный период (18-21 год) молодой человек продолжает активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой (примерно 22-24 года). Заметим, что западные системы подготовки специалистов в большей степени ориентированы на практику, поэтому возможность попробовать свои силы в реальной трудовой деятельности, совмещаемой с учебой, гораздо большие, чем в нынешней России.

Информация о работе Личность в системе управления. Характеристики и стадии развития личности