Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:04, реферат
Люди с давних времен пытаются ответить на вопрос: ”Лидерами рождаются или все-таки становятся?” Подходы к изучению лидерства состоят из трех следующих компонентов: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Подробнее я бы хотела рассмотреть лидерские качества. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся. Именно ранние традиционные концепции полагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Это нашло отражение, в том числе, и в теории Р.Столдилла.
Лидерские качества.
Люди с давних времен пытаются ответить
на вопрос: ”Лидерами рождаются или все-таки становятся?”
Подходы к изучению лидерства состоят
из трех следующих компонентов: лидерские
качества, лидерское поведение и ситуация,
в которой действует лидер. Подробнее
я бы хотела рассмотреть лидерские качества.
Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся. Именно
ранние традиционные концепции полагали,
что в любой ситуации лидер должен обладать
определенными качествами. Это нашло отражение,
в том числе, и в теории Р.Столдилла. Он
обобщил предыдущий опыт и выделил пять
главных качеств, которыми должен обладать
лидер:
Ум или интеллектуальные способности
Господство или преобладание над другими
Уверенность в себе
Активность и энергичность
Знание дела
Однако эти пять качеств до конца
не объяснили природу появления
лидера. Ученые продолжали классифицировать
лидерские качества. Так, например У. Беннис
предлагал свою классификацию. Он выделял
четыре группы лидерских качеств:
1) управление вниманием, или
способность так представить
сущность результата или
2)
управление значением, или
3)
управление доверием, или способность
построить свою деятельность
с таким постоянством и
4)
управление собой, или
Мне кажется находить и выявлять лидерские качества можно до бесконечности. Можно создать и свою классификацию. Вообще, я считаю, что многие способности, навыки и умения закладываются генетически. И действительно, если человек не может мыслить стратегически, то чрезвычайно трудно объяснить ему, как это делается. Например, умение ставить перед собой цели, задачи; строить планы; смотреть в будущее. Однако, лидерство-это межличностный процесс, и многим навыкам, необходимым для его осуществления, можно научить.
Таким образом, можно разделить все качества лидера на личные (относящиеся только к нему) и межличностные (особенности его общения с людьми).
Личные я бы разделила на три группы: постоянные признаки; поведение лидера в определенной ситуации; реакция на нагрузку.
К первой группе (постоянные признаки) можно отнести целеустремленность, уверенность, проницательность, желание добиться своей цели, дальновидность, умение формировать эффективные команды, уметь ставить ситуацию под свой контроль. Лидер всегда должен уметь ставить перед собой четкие, ясные и обоснованные цели. Он должен быть энергичным, своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения. Для успеха в деятельности решения должны быть ориентированы на долгосрочное благополучие фирмы, а для этого надо быть проницательным и иметь хорошую интуицию.
Ко второй группе (поведение лидера в определенной ситуации) относятся те черты, которые помогают человеку достичь желаемого результата. А именно это: смелость, решительность, инициативность, способность рисковать, терпение. Например, смелость и решительность нужны лидеру для того, чтобы всегда предвидеть сложившуюся ситуацию, обратить ее в положительную для себя сторону, с целью добиться успеха. При этом нужно уметь рисковать, т.е. все плюсы и минусы. Инициативность также необходима лидеру, чтобы принимать различные решения. Терпение, я считаю одним из самых главных аспектов качеств лидера. Лидер должен уметь справляться со своими эмоциями, чувствами.
К третьей группе (реакция на нагрузку) устойчивость к стрессу, здоровый оптимизм, чувство юмора и умение признавать свои собственные недостатки и ошибки. Конечно же лидер работает больше, чем его сотрудники и переносит высокие физические нагрузки. Поэтому стресс и усталость - дело ежедневное. Но лидер должен справляться со всем этим. Он должен также уметь признавать свои ошибки, а не искать виновных среди своих сотрудников. Чувство умора также не помешает лидеру, он должен дух поднимать своих работников.
Межличностные качества лидера можно разделить:
на душевные качества и
профессиональные способности.
К душевным качествам относятся сочувствие,
восприимчивость. Лидер должен сочувствовать
человеку, морально поддерживать. Ему
свойственно понимание чувств другого.
Нельзя хладнокровно относиться к бедам,
неудачам своего подопечного. Поистине
настоящий лидер должен поставить себя
на место другого. Под восприимчивостью надо
понимать способность схватывать суть
дела быстро, обнаруживая способность
отличать существенные стороны ситуации
от несущественных.
К профессиональным качествам
следует отнести коммуникабельность лидера,
дисциплина, умение руководить, заинтересованность
в росте организации. Лидер должен уметь
завязывать и поддерживать деловые связи.
Идеальному лидеру свойственны умение
разговаривать с людьми, возможность общения
на любом уровне. С одной стороны, он должен
брать управление на себя, но, с другой
стороны, он должен уметь делать ставку
на других. Здесь имеется ввиду, что лидер
охотно передает знания, дает советы, помогает
росту других, не жалея на это время. Тем
самым, я считаю что, он должен отдавать
своё время не только, чтобы добиться своих
личных целей, например, получение прибыли,
а ради улучшения жизни людей и развития
общества.
Подводя итоги данной темы,
мы вряд ли можем говорить о том, что теории
черт полностью достигли поставленной
цели. В результате проведенной работы
исследователи так и не пришли к единому
мнению о том, какие же лидерские качества
являются более важными, какие менее важными.
При подходе к лидерству исключительно
с позиции лидерских черт остаются неучтенными
такие факторы как взаимоотношения: «лидер
- последователи», условия окружающей
среды и ситуация в целом. Однако и недооценивать
роль лидерских качеств также было бы
ошибкой, вряд ли человек полностью лишенный
лидерских качеств сможет привлечь последователей
и внушить им доверие. Главный вывод, который
мы можем сделать, заключается в том, что
лидерские черты нужно рассматривать
не изолированно с другими элементами
лидерства, а в связи с ними и в динамике.
Опыт показал, что многолетнее исполнение
лидерских функций развивает необходимые
лидерские качества.