Лидерство в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:54, реферат

Описание

Цель работы: изучить лидерство в менеджменте.
Задачи:
- Проанализировать литературу по данной теме;
- Определить значимость лидера и его качеств в работе организации;
- Изучить на практике, как менеджер более эффективно управляет работниками, используя качества лидера;
- Сделать свои обобщения и выводы по данной теме.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность лидерства
2. Отличие лидера от менеджера
3. Современные модели лидерства
4. Лидерские качества менеджера, имидж менеджера
5. Руководитель в системе управления
5.1. Личные способности руководителя, как фактор его успешной
деятельности в системе управления
5.2. Личностные черты руководителя
5.3. Менеджерские характеристики руководителя
5.4. Баланс рабочего времени руководителя
5.5. Оценка эффективности работы руководителя
6. Стили руководства
7. Памятка лидера
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Лидерство в менеджменте.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

                 это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло;

                 это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение;

                 это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;  распределение заданий и инструктаж  подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли:

                 роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль (имидж и представительство во внешнем мире) фактический может играть номинальный глава фирмы,

обеспечивающий и вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы. Это и коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

                 роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

                 роль, связанная с принятием решений. Её играет руководитель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Её играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Её, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

В современных условиях, в нашей стране, часто все эти проблемы ложатся на плечи одного человека, выступающего во всех вышеперечисленных ролях – лидера.

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчинённых, умении

поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и

отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.

Чтобы человеку реализовать все эти потребности ему, прежде всего, нужно личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант свойственно не многим. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только

квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним, наоборот, платят признанием и благодарностью.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности.

Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

5.2. Личностные черты руководителя.

Современный руководитель должен быть специалистом, в совершенстве знать все стороны деятельности управляемого объекта, обладать, способностью принимать решения и уметь предвидеть экономические, социально-психологические и организационные последствия реализации принимаемых решений.

Руководитель должен постоянно совершенствовать стиль и методы работы. Эффективное использование трудового потенциала руководителя возможно только при:

               умении организовать работу коллектива;

               воспитании в себе таких индивидуально-психологических свойств, которые позволили бы взаимодействовать с ролевой структурой и ролевыми представлениями, а также учитывать социальные и психофизиологические особенности мужчин и женщин, вести дело ответственно, честно;

               объективной оценке деятельности подчинённых, умении видеть лучшие черты, поддерживать и развивать их, искоренять недостатки, разбираться в людях, понимать всю сложность каждого характера, использовать качества людей для пользы коллектива и повышении эффективности работы;

 

               создании условий для наилучшего социально психологического климата;

               умении ориентироваться в сложной обстановке;

               заботе о коллективе и каждом сотруднике.

Трудовой потенциал руководителя – это условная совокупность знаний, умений, навыков, привычек, одарённостей, способностей, обуславливающих успех его деятельности при фиксированных внешних условиях.

Руководитель при осуществлении практической работы должен иметь следующие качества:

                       выдержка;

                       вежливость;

                       тактичность;

                       скромность;

                       непримиримость к лести;

                       чуткость;

                       самокритичность;

                       самодисциплина;

                       требываемость;

                       равное отношение ко всем.

5.3. Менеджерские характеристики руководителя.

Содержание деятельности современного менеджера зависит от многообразных факторов:

                 в условиях стремительной информатизации всей жизни, большая роль принадлежит компьютерной технике и технологии;

                 развитие международных культурных и экономических связей, интегративных процессов, объединяющих мировую экономику в гигантский комплекс, требует хорошего владения иностранными языками;

                 современному менеджеру необходимо глубокое знание макро- и микро экономических процессов, соединённых со знанием культуры, политики, обычаев, религий.

                 в понятие профессиональной культуры менеджера органично входят фундаментальные знания в области психологии, философии этики и других дисциплин, формирующих как общечеловеческое общение, так и общение на уровне отдельных индивидов.

5.4. Баланс рабочего времени руководителя.

Одна из первостепенных задач каждого руководителя – научится планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.

Советы руководителю, которые экономят время:

                 требуйте от себя и подчинённых точного и конкретного изложения вопроса по существу;

                 умейте слушать;

                 заранее составляйте распорядок дня;

                 никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится;

                 поставьте своей целью выполнить все задуманные вами работы в строго намеренные сроки;

                 не упускайте из виду мелочи;

                 приступайте к делу сразу же, если вы знаете, что надо делать;

                 цените время и своё и чужое;

                 не увязывайте в телефонных разговорах;

                 научитесь говорить нет, если вы не научитесь этому, то окажитесь вовлечёнными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле.

5.5. Оценка эффективности работы руководителя.

Задача оценки руководителей и специалистов по результатам труда состоит:

                 в выявлении соответствия работника занимаемой должности;

                 в определении трудового вклада в условиях коллективной оплаты труда с целью увязки общей эффективности труда работника и уровня его должностного оклада;

                 в обеспеченности повышения индивидуальной отдачи от работников их чёткой ориентации на конечный результат;  

                 в привязке деятельности специалистов и руководителей к главной цели отдела, предприятия или фирмы.

При оценке деятельности руководителей возникает немало проблем:

                 как оценивать итоги производства;

                 как оценивать вклад функций управления в эти итоги;

                 как оценивать долю конкретного работника в этом вкладе.

Труд руководителя оценивается, прежде всего, по результатам работы подчинённого ему подразделения. Показатели этой оценки:

                 выполнение планового задания по объёму и важнейшей номенклатуре;

                 производительность труда;

                 качество продукции.

 

 

Таблица №2  (приложение).

Потенциальные ограничения, которые могут возникнуть:

                 неумение управлять собой;

                 размытые личные ценности;

                 нечёткие личные цели;

                 остановка саморазвития;

                 недостаточность навыка решать проблему;

                 недостаток творческого подхода;

                 неумение влиять на людей;

                 недостаточное понимание особенностей управленческого труда;

                 слабые навыки руководства;

                 неумение обучать;

                низкая способность формировать коллектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Лидерство в менеджменте