Лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:58, реферат

Описание

Цель работы: определить, кто такой лидер и выявить его роль в организации. Для этого необходимо решить поставленные задачи:
1. Рассмотреть понятие, функции и механизмы лидерства.
2. Определить черты и формы лидерства.
3. Рассмотреть стили лидерства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие лидерства 4
2. Черты и формы лидера 9
3. Стиль лидерства 13
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

liderstvo_v_organizatsii (1).doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение

Управление, в широком понимании этого термина, - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Для того чтобы достичь цели, нужно  уметь вести за собой людей. Не следует полностью ориентироваться только на выполнение задачи, нельзя забывать о том, что определяющим здесь может быть именно человеческий фактор. А чтобы люди шли за тобой нужно быть лидером.

Тема данной работы «Лидерство в  организации» сама по себе очень актуальна, потому что в любой организации возникают такие  ситуации, в которых  просто необходимо присутствие лидера. Того человека, который  сможет повести людей за собой, правильно их промотивировать, привить интерес к делу, вдохновить, направить в нужном направлении. Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути - психологический феномен, т.к. лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей.

Цель работы:  определить, кто такой лидер и выявить его роль  в организации. Для этого необходимо решить поставленные задачи:

1. Рассмотреть понятие, функции  и механизмы лидерства.

2. Определить черты и формы  лидерства.

3. Рассмотреть стили лидерства.

1. Понятие лидерства

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс  социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).

Лидерство можно определить как  тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном  для данной ситуации сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в  самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность  в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление - подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и, прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений  с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой  интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация  лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются  индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны.

Именно к такому типу объединений  относится современное производство. В нем преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования на основе разделения труда. В силу этого в трудовых организациях обязательна институциализация лидерства, его конституирование в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.

Анализ  природы лидерства показывает, что  оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять  лидеры.

Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер - последователь».

Лидерству в значительной мере свойственна  неформальная основа. Оно - суть неформальное руководство. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический». Руководство - явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.

По механизму  своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным. В первом случае его назначают сверху или же выдвигают и избирают и он приобретает, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный же лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

Сила и  принуждение при лидерстве часто  заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

В целом  лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку  они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают  лидеров по разным причинам, но успех  к лидерам приходит во многом при  наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта  работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.

В современных  условиях эффективное лидерство - это  не железная или твердая рука, а  высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется  в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

 

2. Черты и формы лидера

Провести четкую грань  между индивидуальными характеристиками эффективных и неэффективных  лидеров только с помощью выделенных черт идеальных лидеров вряд ли возможно, но их рефлексия представляет определенный практический интерес.

Первой чертой идеального лидера является активность, которая построена на четырех основных приемах: внимательность за счет ясности представлений; значимость за счет внушения своих представлений; доверие за счет проведения своей линии; самоутверждение за счет позитивного образа мысли.

Удачливые лидеры имеют ясное представление  о том, чего они хотят достичь, и подчиняют свои действия реализации своих планов. Они способны внушить  другим свои представления и добиться того, чтобы люди осознали значимость достижения результатов. Такие лидеры завоевывают доверие людей, проявляя упорство, демонстрируя стабильность и действуя в такой манере, которая подкрепляет выдвинутую ими точку зрения. Они сохраняют позитивное представление о собственной личности, даже не рассматривают возможность неудачи и способны учиться на ошибках. В общих случаях активность лидера помогает ведомым им людям интерпретировать реальность, формирует мотивацию и ценности, которые, в свою очередь, приводят к достижению декларируемой цели. Активный лидер проводит свою точку зрения путем метафор, аналогий, жизненных примеров и речи, наполненной живыми образами и вызывающей у подчиненных сильные эмоции.

Второй чертой идеального лидера является трансформация. Трансформационный лидер понимает необходимость организационных изменений, создает предметный идеал, добивается от людей верности этому идеалу, формирует организационную культуру таким образом, чтобы она поддерживала изменения, и отслеживает признаки необходимости новых изменений.

Главным арсеналом трансформационного лидера служат ораторские (коммуникативные) навыки, которые способствуют созданию образа сильного и уверенного в себе человека и пробуждают в людях  доверие. Пусть даже лидер не может установить личные отношения со всеми подчиненными им кажется, что такие отношения существуют. Поскольку подчиненные ощущают свою личную связь с трансформационным лидером, они принимают созданный им идеал и стремятся его достичь, обращаясь к задачам более важным, чем их собственные интересы. Трансформационный лидер может как давать указания, так и сотрудничать, быть авторитарным или демократичным, но он всегда следует когнитивному (устойчивому) выбору, обусловленному тем, как ведомые им люди смотрят на мир.

Третьей чертой идеального лидера является харизма. Харизматические  лидеры в силу своих личных качеств  способны оказывать на последователей сильное и экстраординарное воздействие. Люди идентифицируют себя с таким  лидером и с готовностью идут за ним. До сих пор средствами формальных измерений не определен набор характеристик харизматичного лидера, и качество, которое некоторым людям дано от рождения, а большинству не дано вовсе, по-прежнему остается таинственным. Среди аспектов поведения, которые предположительно создают харизму, называют видение идеала и умение четко обрисовать его, готовность пойти на риск и восприимчивость к индивидуальным потребностям. Харизма значительно повышает эффективность действий трансформационного лидера. Однако если идеал нереалистичен или определен неточно, такое сочетание может иметь негативные последствия.

Если трансформационное лидерство  начинается «с образа», а трансформационный  лидер рисует картины изменений, побуждая последователей их добиваться, и инкорпорирует эти изменения в ткань организации (многие считают идеальным лидером такого типа Мартина Лютера Кинга), то харизматическое лидерство начинается «с человека», а харизматический лидер завоевывает доверие людей, заставляя их принять его ценности и цели посредством личного контакта и демонстрации своей индивидуальности, при этом отношения с этим лидером и идентификация с его миссией способствуют ощутимому повышению самооценки его последователей (многие считают идеальным лидером такого типа Джона Ф. Кеннеди).

Информация о работе Лидерство в организации