Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:16, доклад
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и
последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании
различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению
общих целей.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра
экономической теории
Доклад
по дисциплине «Общий менеджмент»
на тему
«Лидерство в управлении.
Теории лидерства»
Выполнил:
студент 3-го курса
очной формы обучения факультета таможенного
дела, группа 311
В.А. Бахтин
Санкт-Петербург
2010
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и
последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании
различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению
общих
целей.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных
формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от
государства и даже группы государств до правительственных учреждений,
местного самоуправления или народных и общественных групп и движений.
Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях
лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе
или в
коллективах людей, которые за ним
следуют.
Выделяют формальное и
на подчиненных
оказывается с позиций
на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название
неформального
лидерства.
Основные
теории лидерства
Теории
«героев» и «теории черт». Теории данной
группы — из самых древнейших. Кратко
упомянем лишь некоторые их истоки. Как
известно, значительная часть политико-психологических
черт и особенностей детерминирована
социокультурными обстоятельствами. Так,
древние египтяне приписывали своему
императору «божественные черты»: «властное
высказывание» в устах, «понимание в сердце»,
но «язык его — усыпальница справедливости».
Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых,
по мнению древних греков, качеств вождей:
справедливость (Агамемнон), мудрость
(Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть
(Ахилл). Перечни таких или похожих качеств
встречаются в самых разных культурах:
Правда, модели поведения лидеров и «наборы»
лидерских «черт» со временем не раз менялись.
Тем не менее, образы героев были, есть
и всегда будут. Во всяком случае, пока
сохраняются сторонники понимания истории
как творения «героев», великих людей.
Значит, будут множиться и списки «героических»
черт.
В XX веке
известные представители «
Выделим основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера:
Можно
по-разному относиться к подобным
взглядам. Однако обратим внимание
на любопытные результаты, которые
принесло комплексное исследование
лидерского поведения, проведенное в прикладных
целях по заказу госдепартамента США в
1979 году. Оно показало, что наиболее важные
черты современного политического лидера
— это неформализованные организаторские
навыки, избегание бюрократических подходов,
терпимость к фрустрации, прямота суждений,
способность выслушать чужое мнение, энергичность,
ресурс роста и юмор. Согласимся, что годы
идут, а качества, приписываемые лидеру,
остаются неизменными. При этом забавно,
что интеллектуальные способности до
сих пор не считаются обязательными для
лидера.
В разработку
«теории черт» внес свой вклад
М. Вебер. Он считал: «три качества являются
для политика решающими: страсть, чувство
ответственности и глазомер...
Страсть
в смысле ориентации на существо дела,
страстной самоотдачи делу... Глазомер,
способный с внутренней собранностью
и спокойствием поддаться воздействию
реальностей... требуется дистанция по
отношению к вещам и людям... Проблема состоит
в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу
и жаркую страсть, и холодный глазомер»
(Избранные произведения, — М.: Прогресс,
1990. — С. 690-691.).
При всей
своей занимательности, теории «героев»
и «черт» мало продуктивны в научном
отношении. Они позволяют красиво
описывать яркий феномен, но не приближают
проникновение в его суть. Несмотря
на общее признание этого, теории такого
рода продолжают множить число своих сторонников,
создавать все новые списки необходимых
лидерских качеств. В определенной мере,
это инерция прежних, описательных подходов.
Научное изучение феномена лидерства
пошло дальше.
Теории
среды. Основное положение группы теорий,
объединяемых под этим названием, гласит:
лидерство является функцией окружения,
т. е. определенных времени, места и
обстоятельств, в том числе культурных.
Этот подход игнорировал индивидуальные
различия людей, объясняя их поведение
исключительно требованиями среды. Так,
согласно Е. Богардусу, тип лидерства в
группе прежде всего зависит от природы
группы и проблем, которые ей предстоит
решать.
В. Хоккинг
предполагал, что лидерство —
функция группы, которая передается
лидеру, только когда группа желает следовать
выдвинутой им программе. В этой связи
X. Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая
ситуация определяет как качества лидера,
так и самого лидера; 2) качества индивида,
которые определяются ситуацией как лидерские
качества, являются результатом предыдущих
лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения,
такие выводы, однако, также мало чего
проясняли.
В свое
время Дж. Шнейдер с удивлением
обнаружил, что количество генералов
в Англии в разные времена было прямо
пропорционально количеству военных конфликтов,
в которых участвовала страна. Это стало
наиболее яркой иллюстрацией справедливости
теорий среды. Для оценки их сути воспользуемся
высказыванием А. Мэрфи: ситуация вызывает
лидера, который и должен стать инструментом
разрешения проблемы. То есть ситуация
ситуацией, но и сам лидер что-то значит.
Личностно-ситуационные
теории. Эта группа теорий является
как бы симбиозом двух предыдущих.
В ее рамках одновременно рассматриваются
как психологические черты
Р. Стогдилл
и С. Шартл предложили описывать
лидерство через понятия «
X. Герт
и С. Миллз считали, что для
понимания феномена лидерства
надо уделять специальное
Таким
образом, в разных вариантах теории
данной группы пытались расширить достоинства
предыдущих подходов. Однако достичь
желаемого удалось не во всем.
Теории взаимодействия-ожидания. Согласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия.
Например,
теория «усиления ожиданий» Р. Стогдилла
основана на простом утверждении. У
членов группы, считал он, в процессе взаимодействия
усиливаются ожидания того, что каждый
из них будет продолжать действовать соответствующим
образом. Роль индивида определяется взаимными
ожиданиями, экспектациями, и, если его
действия совпадают с ожиданиями группы,
ему будет разрешено к ней присоединиться,
т. е. его допустят («примут») в группу.
Лидерский потенциал человека зависит
от его способности инициировать нужные
взаимодействия и ожидания.
Согласно
теории «целевого поведения» (path-goal
theory) M. Эванса, степень проявления внимания
лидером определяет осознание последователями
будущего поощрения, а степень инициирования
структуры лидером определяет осознание
подчиненными того, какое именно поведение
будет поощрено. Близкая к ней «мотивационная
теория» (Р. Хау, Б. Басе) понимала лидерство
как попытку изменения поведения членов
группы через изменение их мотивации.
Ф. Фидлер считал, что «лидерское поведение»
зависит от требований конкретной ситуации.
Например, «ориентированный на работу»
лидер будет эффективным в крайних ситуациях
(слишком легкая или слишком тяжелая работа).
Лидер же, ориентированный «на взаимоотношения»,
обычно эффективен при решении «умеренных»,
как бы «промежуточных» проблем.
«Гуманистические»
теории лидерства. Группа теорий лидерства,
получивших название «гуманистические»,
во главу угла ставила развитие эффективной
организации. По мнению представителей
этого подхода, человек по самой своей
природе — «существо мотивированное»,
а организация по своей природе всегда
структурирована и контролируема. Главной
функцией лидерства является модификация
организации с целью обеспечения свободы
индивидов для реализации их мотивационного
потенциала и удовлетворения своих нужд
— однако, при одновременном достижении
целей организации.
Д. Мак-Грегор
разработал две теории организующего
лидерства. Первая, так называемая теория
X, основана на предположении, что индивиды
обычно пассивны, противостоят нуждам
организации и, следовательно, их необходимо
направлять и «мотивировать». Вторая,
теория Y, основана на предположении, что
люди уже обладают мотивацией и стремятся
к ответственности, поэтому необходимо
так их организовывать и направлять, чтобы
они одновременно реализовывали и свои
цели, и цели организации. Две эти теории
отражали, по сути, два этапа развития
организации.
С. Аргирис
также указывал на наличие конфликта
между организацией и индивидом.
По его мнению, природа организации
предполагает структурирование ролей
ее членов и контроль над исполнением
ими своих обязательств. В природе
человека заложено стремление к самореализации
через проявление инициативы и ответственности.
Значит, эффективное лидерство должно
принимать это во внимание и опираться,
прежде всего, на эти качества.
Р. Ликерт
считал, что лидерство — процесс
относительный, и лидер должен принимать
во внимание ожидания, ценности, межличностные
навыки подчиненных. Лидер должен дать
подчиненным понять, что организационный
процесс направлен на их пользу, так как
обеспечивает им свободу для ответственного
и инициативного принятия решений.
Информация о работе Лидерство в управлении. Теории лидерства