Лидерство в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Содержание

Введение 3
I. Сущность лидерства 4
II. Отличие лидера от менеджера 6
III. Три основных подхода к изучению проблемы в лидерстве 6
IV. Стили руководства 33
V. Организационная структура управления на примере Закрытого акционерного общества ЗАО "Кубанькровля"(г.Краснодар).

41
Заключение 48
Список литературы 50

Работа состоит из  1 файл

лидерство в управлнии.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

    Дуглас  МакГрегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории “Х”:

    Люди  изначально не любят трудиться и  при любой возможности избегают работы.

    У людей нет честолюбия, и они  стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

    Больше  всего люди хотят защищенности.

    Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и  угрозу наказания.

    Лидер такого типа обладая достаточной  властью, навязывает свою волю исполнителям,  единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается,  в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности (Рис b 1.). Это создает напряженную обстановку,  подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.

    Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым  качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его  подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

     Место расположения руководителя-автократа (а) и руководителя-демократа (б)

      при проведении деловых  переговоров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. b 
 
 
 
 
 
 

    Представление демократичного руководителя  МакГрегор назвал теорией руководителя “Y”, ее содержание сводится к следующим позициям:

    Труд  – процесс естественный. Если условия  благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней .

    Если  люди приобщены к организационным  целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

    Приобщение  является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

    Способность к творческому решению проблем  встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

    Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие члены коллектива. Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации (рис. b 2).

    Руководитель  с либеральным  стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности  (таблица 1).

Таблица 1

Стиль управления Авторитарный  Демократический Либеральный
Природа стиля Сосредоточение  всей власти и ответственности в  руках лидера 

Личное  установление целей и выбор средств  их достижения 

Коммуникационные  потоки идут преимущественно с верху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера 

Принятие  решений разделено по уровням на основе участия 

Коммуникации  осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером  с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации

Предоставление  группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации  строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны Внимание срочности  и порядку, предсказуемость результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится без  вмешательства лидера
Слабые  стороны Сдерживается  индивидуальная инициатива Требует много  времени на принятие решений Группа может  потерять направление движения и  уменьшить скорость без вмешательства лидера
 

    Влияние стилей управления на эффективность  работы групп в течение продолжительного времени исследовали и  немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась  у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем (Рисунок 3). 

    Группа  научных сотрудников из Мичиганского университета во главе с Ренсисом  Лайкертом ни сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях,  пришла к выводу что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Оказалось, что  стиль управления, сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не  способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя.

     Сравнение эффективности различных стилей управления

      Рис. c

     Стили руководства (по Лайкерту)

       
 

Рис. d 

Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля руководства (Таблица 2).

     Стили руководства Лайкерта

     Таблица 2

N Стиль руководства Характеристика  стиля
1 Эксплуататорско-авторитарный Руководители  мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.
2 Благосклонно-автортраный Руководители  уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
3 Консультативно-демократический Руководители  оказывают определенное доверие  подчиненным, используют их идеи и точки  зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
4 Основанный  на участии Руководители  проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся  к подчиненным как к равным.
 

    Позднее было установлено, что каждый из указанных стилей “в чистом виде” встречается редко.

    Итак  рассмотрев разные стили руководства, можно лишь отметить, что каждый стиль подбирается под конкретную ситуацию. Невозможно выделить «универсальный»  стиль. Можно лишь подобрать наиболее подходящий для конкретной организации.

 

    V. Организационная  структура управления  на  примере Закрытого  акционерного общества  ЗАО "Кубанькровля" (г.Краснодар). 

                Итак рассмотрим оргструктуру реального предприятия - Закрытое акционерное общество "Кубанькровля" (далее по тексту ЗАО "Кубанькровля").

       ЗАО "Кубанькровля" было создано  в 1956г.  и называлось Завод  железобетонных изделий. Основным  видом деятельности был выпуск  плит для межэтажных соединений, параллельно в это время   проходило строительство картоноделательного цеха и цеха мягкой кровли.

        С 1958 года завод сменил название  на Комбинат строительных материалов  №1 (КСМ №1). Именно с этого года  наладился выпуск картона и  мягкой кровли. Позже, в 1961г.  стали выпускать асбестоцементные  трубы разных размеров.

         В 1982 году  КСМ в следствии  пожара лишился производственных  мощностей по производству мягкой  кровли.

         В настоящее время комбинат  восстановил производственные мощности  по производству рубероида. 

        Предприятие "Кубанькровля" является  закрытым акционерным обществом, зарегистрированным на основании Постановления Главы Администрации Прикубанского района г.Краснодара № 469/1 от 06.07.1992г. 

        Местонахождение общества: 

    350039, Россия, г.Краснодар, Прикубанский  административный округ, Калинина, 1.

        Основной целью деятельности  акционерного общества является  получение прибыли.

         Основными видами деятельности  акционерного общества являются:

  • производство строительных материалов, товаров народного потребления и других видов продукции;
  • производство проектных, конструкторских , строительно-монтажных работ;
  • оказание платных услуг населению, предприятиям, предпринимателям;
  • сбытовая, торговая, торгово-закупочная, заготовительная, посредническая  деятельность;
  • организация торговли нефтью и нефтепродуктами, производственно-коммерческая деятельность по переработке нефти и нефтепродуктов;
  • внешнеэкономическая деятельность.

         Общество "Кубанькровля" осуществляет  любые виды хозяйственной деятельности  за исключением запрещенных законодательством  России в соответствии с целью своей деятельности.

           Одной из основных существенных  проблем, осложняющих  деятельность  предприятия  является проблема  обеспечения производства сырьем, энергией и слабая организация  сбыта продукции.

             В связи с развалом СССР предприятие потеряло как основные рынки сбыта- Украина, Белоруссия, Закавказье, так и основных поставщиков сырья-  страны средней Азии ( тряпье и макулатура).

    В следствии этого  один из крупнейших производителей мягкой кровли в России, имеющий сформированную производственную базу, укомплектованную квалифицированным персоналом вынужден простаивать из-за нехватки денежных средств для приобретения сырья. Основные поставщики  тряпья и макулатуры, необходимых для производства картона (основы для мягкой кровли) отказываются снабжать комбинат на условиях бартерных сделок, а поставщики  нефтебитума  (Краснодарский нефтеперегонный комбинат, Лук-Ойл, и т.д.) вообще предпочитают реализовывать  битум заграницу  , чем поддерживать отечественного производителя.

            В следствии этого,  из-за вынужденных простоев предприятие частично потеряло рынок сбыта, который был захвачен производителями менее качественной и следовательно более дешевой продукции.

           Основные технико-экономические   показатели функционирования  ЗАО "Кубанькровля" приводятся в табл. 1  

    В состав структурных подразделений  ЗАО "Кубанькровля"   входят:

    Три цеха основного производства

  • Картоноделательный цех
  • Цех мягкой кровли
  • Асбестоцементный цех

    И вспомогательные цеха и участки

  • Ремонтно-механический цех
  • Электроцех
  • Паросиловой цех
  • Транспортный цех
  • Участок по ремонту зданий и сооружений
  • Участок контроля измерительных приборов и автоматики
  • Цех очистки сточных вод
  • Санитарно-промышленная лаборатория
  • Участок по ремонту автомобилей
  • Участок по производству растворов, бетонов и изделий из них.

Информация о работе Лидерство в управлении