Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:23, доклад

Описание

Лидерство – явление достаточно многогранное. Реальные лидеры существенно отличаются друг от друга по своим качествам, стилям поведения, мотивам деятельности. Для изучения этого многообразия исследователи создают различные типологии политических лидеров, которые конструируются на основе какого-либо критерия (критериев).
Наиболее признанной является типология политических лидеров, основанная на типах легитимного господства, выделенных М. Вебером.

Работа состоит из  1 файл

Лидерство.docx

— 20.88 Кб (Скачать документ)
     

Лидерство – явление достаточно многогранное. Реальные лидеры существенно  отличаются друг от друга по своим  качествам, стилям поведения, мотивам  деятельности. Для изучения этого  многообразия исследователи создают  различные типологии политических лидеров, которые конструируются на основе какого-либо критерия (критериев).  
   Наиболее признанной является типология политических лидеров, основанная на типах легитимного господства, выделенных М. Вебером. Выделяется традиционное лидерство , которое основано на вере в святость и неизменность традиций; рационально-легальное лидерство, которое базируется на вере в законность существующего порядка и его «разумность»; харизматическое лидерство , опирающееся на веру в сверхъестественные способности вождя, который обладает харизмой, ниспосланной ему богом [21].  
   Традиционное лидерство является типичным для доиндустриальных обществ, рационально-легальное - индустриальных, где от лидера уже требуется продемонстрировать определенный уровень компетентности и где он вынужден двигаться по ступенькам бюрократической карьеры. Традиционное и рационально-легальное лидерство характеризует функционирование стабильных политических систем, его основной целью является решение повседневных проблем. Их еще называют рутинными. Харизматическое лидерство является «специфически революционным» [22]. Это связано прежде всего с тем, что «оно не знает апроприации власти по образцу владения товаром ни хозяевами, ни сословными силами» [23].  
   Большинство политологов считают, что харизматическое лидерство особенно арактерно для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Причем, необходимо отметить, что харизмой может обладать как политический лидер, так и политический институт. Например, «при избрании на должность генсека в прошлые десятилетия харизма, которой обладала монопольно правящая партия, автоматически проецировалась на нового лидера, даже на такого ничтожного, как К.Черненко» [24]. Если лидер не отвечал ожиданиям, возложенным на него последователями, харизма разрушалась различными способами. Анекдоты о Брежневе и других политических лидерах снимали с них покров официального величия и представляли их в истинном виде, ликвидируя при этом и харизму выдвинувшей их партии.  
   М. Бернс разделил политических лидеров на две основные категории: лидеры-преобразователи и лидеры-дельцы [25]. Преобразователи предлагают свою модель общественного развития, дельцы ставят конкретные прагматические цели и вырабатывают механизмы их достижения. Для стабильной политической системы характерен «деловой» тип лидерства, а трансформирующейся – «преобразующий».  
   Интересный критерий типологии политических лидеров приводит Ж. Блондель, выделяющих различную роль лидеров в зависимости от того, каким по счету ребенком он был в семье: единственным, старшим или младшим [26]. Нельзя полностью утверждать соответствие полученных данных в отношении всех политических лидеров. Подтверждение было получено путем анализа роли американских президентов и британских премьер-министров. Первые и единственные сыновья лучше справляются с кризисными ситуациями. Разделив американские выборы на кризисные и некризисные, оказалось, что в 8 из 9 случаев кризисных выборов избирались первые и единственные сыновья, а в 12 из 21 некризисных к власти приходили младшие сыновья.  
   Зависимость была также установлена между положением ребенка в семье и стилем лидерства. Первенцы больше внимания уделяют внимание внешнеполитическим факторам, иногда провоцируют международные конфликты; младшие ориентируются на решение проблем путем компромиссов, а единственные пытаются ликвидировать разломы в обществе [27].  
   Еще одна достаточно обширная типология предложена российским исследователем Г.А. Авциновой [28]. Так, например, по отношению к власти автор выделяет два типа политических лидеров: властвующий и оппозиционный. Оппозиционный делится на два подтипа – конфронтационно-оппозиционный (непримиримый противник существующей власти) и конструктивно-оппозиционный (критикует существующую власть, но не ориентирован на ее немедленное свержение). В тоталитарно-авторитарных политических системах преобладает конфронтационно-оппозиционный тип лидера. Его приход к власти, как правило, ведет к радикальным трансформациям политической системы.  
   В стабильной политической системе преобладает конструктивно-оппозиционный тип лидера, который приходит к власти с помощью легитимных средств и его приход не сопровождается резкими изменениями политического курса страны.  
   Властвующие лидеры также делятся на два подтипа – эгоцентрический и социоцентрический. Лидер эгоцентрического типа, в первую очередь, стремиться к самореализации с помощью власти. Такая направленность власти рассматривается как инструмент компенсации физической или психической неполноценности (например, Дж. Кеннеди с детства страдал от травмы позвоночника, а Сталин – от дефекта руки и маленького роста). Социоцентрический видит цель своей деятельности в выполнении общественного долга. Кроме того, эгоцентрические и социоцентрические мотивы совсем необязательно выступают взаимоисключающими.  
   Другую типологию политических лидеров, на основе создаваемых ими имиджей, приводит Е.Г. Морозова [29]. Она, вслед за Шварценбергом, выделяет следующие типы лидеров:  
«спаситель отечества», который появляется в самые сложные и ответственные моменты, «он овеян славой и легендами, часто канонизируется» [30].  
«отец нации», отличающийся строгостью, но справедливостью с подданными.  
«обаятельный лидер», который стремится, скорее просто понравиться, чем убедить людей в правоте своих идей.  
«свойский мужик», демонстрирующий свою близость с народом.  
Особенностью приведенной типологии является то, что определенный имидж политического лидера в большинстве случаев достаточно четко формируется в сознании населения. В связи с этим встает проблема соответствия создаваемого имиджа политика реально функционирующему в массовом сознании. Следует отметить, что позитивный имидж политика может быть сформирован в том случае, если представленный имиджмейкерами набор характеристик лидера удовлетворяет требованиям определенной группы.  
   Приведенные типологии не являются единственно существующими, можно было бы привести и другие варианты. Все представленные типологии, а также многие из тех, которые не упоминаются нами, обладают определенной эвристической ценностью. Вместе с тем, наибольшей теоретическая и практическая значимость характерна, на наш взгляд для типологии, основанной на Веберовском выделении видов легитимного насилия. Именно эта типология позволяет выделить характерные особенности различных типов лидерства как механизма организации властных отношений.


 

 

 

 

 

 

 

 

 Типология лидеров  
Социологи, психологи, политологи выделяют множество лидерских типов по самым различным признакам.  
4.1. Формальные и неформальные лидеры  
По способу утверждения (установления) лидерства в малых группах и организациях различают лидеров формальных и неформальных.  
Формальным лидером называют руководителя, «назначенного сверху» и управляющего людьми согласно действующим постановлениям и инструкциям.  
Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественно, как бы само собой, в процессе личных взаимоотношений людей, на основе их доверия и симпатий к своему «избраннику».  
4.2. Традиционные, рациональные и харизматические лидеры  
Следующий признак типологии лидеров близок к предыдущему. Однако здесь он рассматривается в масштабах не группы, а общества. Речь идёт о способе легитимации власти лидера в обществе, т.е. о способе признания народом законности этой власти. В частности, власть традиционных лидеров (вождей племён, религиозных лидеров, монархов и т.п.) узаконивается в силу вековых и ставших священными традиций. Этот тип лидерства был особенно характерен для доиндустриальных обществ. Рационально-легальные лидеры – это законно и демократически выбранные руководители общества, получившие власть в результате обдуманного, сознательного (рационального) выбора людей. Такой лидерский тип присущ современным демократическим обществам.  
Наконец, харизматические лидеры – это, как говорится, лидеры по при-званию, народные вожди “от бога”, наделённые, по мнению масс, выдающимися способностями к руководству, особой мудростью, святостью, героизмом и т.п. Примерами таких лидеров могут служить Владимир Ленин в России, Ким Ир Сен (1912—1994) в Северной Корее, Фидель Кастро (родился в 1927) на Кубе и другие.  
Однако харизма и притягательность подобных руководителей складывается не только из их реальных способностей. Подчас образ “богоизбранности” лидера создаётся его “свитой” и последователями, а затем “дорисовывается” и приукрашивается народной молвой. При этом может возникнуть культ личности, т. е. предельно завышенная оценка качеств и роли лидера в обществе, своего рода идолопоклонничество. Такое возвеличивание вождей особенно характерно для тоталитарных обществ и многих государств востока с патриархальной и подданнической политической культурой народных масс, верящих в “хорошего царя”, всесильного “отца-благодетеля” и склонных к страху, покорности и угодничеству перед любым “начальством”. Наиболее ярким примером культа личности является культ Иосифа Сталина в бывшем СССР, а также Ким Ир Сена и Фиделя Кастро.  
Харизма, кроме того, может обернуться для обладающего ею лидера и другой стороной. Воодушевленный этой харизмой народ ждёт от своего кумира скорых чудес, а их, как известно, в суровой и «упрямой» реальности не бывает. Поэтому, не дождавшись чуда, наивная и мало размышляющая часть публики очень быстро разочаровывается и бросается из одной крайности (безмерной любви) в другую – охлаждение и всеобщую ненависть к «ставшему плохим» лидеру.  
Таким образом, если в основе традиционного лидерства лежит привычка людей к определённому типу власти, то рационально-легальное лидерство базируется на человеческом разуме, а харизматическое – на вере и эмоциях. При этом у каждого из этих трёх типов лидерства есть свои плюсы и минусы, свой период в развитии общества. В относительно спокойные времена, напротив, предпочтительнее рационально-легальное лидерство – для кропотливой работы по регулированию и постепенному совершенствованию общественной жизни, для проведения необходимых реформ.  
4.3. Авторитарные, либеральные и демократические лидеры  
Эти типы лидеров отличаются друг от друга по стилю руководства и управления. Так, авторитарное лидерство предполагает единовластие и директивное, т. е. категорически приказное, не терпящее возражений) управление людьми. Лидер здесь сосредоточивает в своих руках почти все основные управленческие функции и не позволяет подчинённым выходить за жёсткие рамки отведённых им ролей. Тщательно контролируя работу людей, он постоянно держит их под угрозой применения силы или других мер принуждения и наказания.  
В противоположность этому, либеральное руководство отличается тем, что организованность, дисциплина и порядок в обществе или группе пускаются на самотёк, либеральный лидер практически отстраняется от управления людьми, предоставляя им полную свободу действий (недаром этот стиль руководства иногда называют ещё попустительским).  
Наконец, демократический лидер ориентируется на принципы коллеги-ального, коллективного руководства и управления. Он стремится вовлечь людей в совместную рациональную организацию общего дела на основе учёта их интересов, мнений, инициатив и предоставления им определённой самостоятельности в действиях.


Информация о работе Лидерство