Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:20, реферат

Описание

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Работа состоит из  1 файл

глава 1.docx

— 23.24 Кб (Скачать документ)

По характеру деятельности различают:

·          

·          

Помимо названных, нередко используется классификация  лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не  выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый  среди равных» в определенной  сфере, наиболее удачливый или  волею случая оказавшийся на  руководящей должности. В целом  же он, по мнению группы, живет,  радуется, страдает, принимает правильные  решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному  типу, выделяется из группы по  многим (деловым, нравственным, коммуникационным  и иным) параметрам и в целом  воспринимается как образец для  подражания;

3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается  и ценится как реальное воплощение  лучших нравственных качеств:  порядочности, доброжелательности, внимательности  к другим, готовности прийти на  помощь и т.п.;

4) «служитель». Такой  лидер всегда стремится выступать  в роли выразителя интересов  своих приверженцев и группы  в целом, ориентируется на их  мнение и действует от их  имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто  не совпадают или накладываются  друг на друга. Так, один сотрудник может  оценивать лидера как «одного  из нас», другие же воспринимают его  одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

Лидерство различается  по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого  следуют лишь до тех пор, пока они  не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство  делится на:

ü  конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

ü  деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сфор-мировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);

ü  нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между  конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств  формального и неформального  лидера. Однако совмещение в одном  лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности  управления обычно достаточно, чтобы  руководитель одновременно являлся  и деловым лидером. Конечно, уровень  позиции, занимаемой руководителем  в системе эмоциональных отношений, также  влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.

 


Информация о работе Лидерство