Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 03:47, реферат
Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Лидер - это член группы, за которым группа признает право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях, т.е. это наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидер организации – лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство и лидерство в организации.
Наглядный пример лидерства на высоком уровне управления страной это лидер партии «Единая Россия», берущий на себя высокие обязательства по управлению страной. Так, сверху донизу по уровням управления внедряется в практическую жизнь масштабное понятие «Лидер».
III. Роль лидера и руководителя
Как соотносятся между собой роли лидера и руководителя?
С точки зрения роста эффективности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и деловым его лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера не обязательна. Желательно, однако, чтобы его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может негативно сказаться и на отношениях и людьми в деловой сфере.
Здесь мы сталкиваемся одновременно с другим интересным вопросом - о взаимодействии руководителя с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции в коллективе. С этими людьми руководителю необходимо уметь контактировать, ведь они оказывают определенное влияние на коллектив или на какую-то часть его членов. И для пользы дела их предпочтительнее числить в союзниках, нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны.
Если руководитель ориентируется на интересы дела и успехи коллектива, то он должен поощрять лидерство. И не только поощрять лидерство, но и самому включаться в этот процесс. Успех в нем важен не только лично для руководителя, он нужен коллективу, чтобы ощутить уверенность в достижимости поставленных целей.
Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографические характеристика, способности, черты личности. Остановимся подробнее на каждом из названных личностных блоков.
Рассмотрим, прежде всего, возраст руководителя. Подчеркнем один существенный момент. Возраст - это во многом опыт. Он не только природная, но в значительной степени и социально детерминированная характеристика человека, в том числе и руководителя.
Было бы, однако, большим заблуждением думать, что только чрезвычайно зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост в организационной структуре. История развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов современности нередко стояли очень молодые люди.
Но вместе с тем, А. Хаммер продолжал великолепно работать и в очень немолодом возрасте. Всего несколько лет назад, оглядываясь на прожитую жизнь, этот неутомимый предприниматель произнес весьма примечательные слова: «Если вам повезло, и вы дожили до восьмидесяти восьми лет, не потеряв при этом способности мыслить и чувствовать, то у вас есть одно преимущество – вы точно знаете, что в вашей жизни главное, а что - второстепенное. Я четко знаю, чего хочу добиться в оставшееся мне время, и если мои цели осуществить труднее, чем цели многих других людей, это значит, что мне придется больше трудиться».
Другая рассматриваемая биографическая характеристика личности руководителя – пол. Как и возраст, она подвержена сильному влиянию социальных факторов. Общепризнанным является то, что половая идентификация человека тесно связана с усвоением и реализацией им ролевых стандартов поведения, принятых в обществе, культивируемых в ближайшей микросреде личности, каковой является, например, семья.
Трудно отыскать область жизни современного общества, где бы женщина не играла важной, иногда ключевой, роли. Президент, премьер-министр, руководитель крупной политической партии, дипломат, бизнесмен и даже министр обороны - такой послужной список нашей современницы не может не впечатлять, хотя уже не вызывает удивление.
Социальная природа таких личностных характеристик руководителя, как социально-экономический статус и образование очевидна.
Статус
и образование чрезвычайно
Для достижения успеха в работе руководитель, особенно крупного ранга, должен обладать достаточно высоким уровнем развития интеллекта.
Вот, как описывает интеллектуальный уровень своего бывшего шефа Л. Якокка:
«Он
был самым умным человеком
из всех, кого я знавал, обладал феноменальным
коэффициентом умственного
Не менее важны в руководящей деятельности специфические способности личности, такие, как специальные умения, знания, компетентность, информированность.
Когда мы произносим слово «лидерство», что слышится, что открывается в этом слове? Блеск или обыденность, величие или заурядность?
Мне
бы хотелось закончить данную работу
такими словами: «Мужество, жизнеспособность,
сила, вдохновение; судьба армий и
наций – все это возникает в воображении
благодаря одному слову – лидерство. Будучи
жизненно необходимым с первых шагов человечества,
лидерство остается предметом наибольшего
интереса, облаченного в одежды мифов,
легенд и образов. Великие лидеры обессмертили
себя в песнях, стихах, романах и истории;
а такие имена, как Черчиль, Паттон, Жанна
д,Арк, Наполеон и Вашингтон, стали синонимами
лидерства. Мы много говорим о лидерах
в науке, философии, медицине, политике
и воинском деле. Мы ежедневно имеет дело
с лидерами наших организаций, клубов,
социальных групп, городов и наций».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грачев М.В., Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. – М.: Дело, 1993.
2. Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления. М.: Прогресс, 1970.
3.
Ладанов И.Д. Практический
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1996.
5. Hиканоpов С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем в США. М.: Сов. pадио, 1969.
6. Радугин А.А., Основы менеджмента. – М.: Центр, 1997.
7. Якокка Л. Карьера Менеджера. С-Пб. 1994