Ликвидация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение, как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей. С юридической точки зрения, только свидетельство государственного образца об исключении из Единого Государственного Реестра юридических лиц доказывает прекращения деятельности предприятия.

Содержание

Формальное понятие ликвидации….….………………………… 3
"Ликвидация" путем смены учредителей…………………………… 4
Какие способы прекращения деятельности существуют?…….… 6
Основания для ликвидации юридического лица……………….. 7
Общая схема процедур ликвидации предприятий (ЗАО и ООО) 10
Основания и порядок ликвидации ООО………………………… 11
Ликвидация АО…………………………………………………… 19
Заключение………………………………………………………... 20
Список литературы…………………………………………….….

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 797.50 Кб (Скачать документ)

  Следует также обратить внимание на п. 10 Обзора, в соответствии с которым при  наличии проверенных данных о  фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии со ст. 180 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Такое решение было принято по искам о ликвидации организаций, которые не начинали свою деятельность после регистрации либо прекратили ее, вследствие чего не выполняются требования об уплате налогов, представлении отчетности и др. Подтверждением таких фактов могут быть, в частности:

  • справки банков, в которых были открыты счета этих юридических лиц о том, что банковские операции по ним не проводятся в течение последних 12 месяцев;
  • сведения (документы) из налогового органа о неисполнении налоговых обязательств;
  • документы, подтверждающие факт выбытия органа юридического лица с последнего известного места нахождения и неизвестности нового адреса.

  В судебной практике возникают также  вопросы о возможности прекращения  деятельности индивидуального предпринимателя в порядке, применимом к ликвидации юридического лица. Однако, учитывая особенности правового положения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые определены в Законе РСФСР от 7.12.91 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 г. N 1482, решено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, не применяются нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица и подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

  Общая схема процедур ликвидации предприятий (ЗАО  и ООО)

  В случае признания предприятия банкротом  подается заявление в арбитражный  суд о признании должника банкротом, и далее выполняются стандартные  процедуры, разработанные в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий. 
 
     В случае принятия решения о ликвидации на основании решения учредителей или суда, проводится инвентаризация и оценка имущества на предмет выяснения, достаточно ли у предприятия средств для удовлетворения требований кредиторов. 
 
   Если средств недостаточно, то ликвидация происходит по схеме признания предприятия банкротом. Если достаточно, то выполняются обычные процедуры:

  1. создание ликвидационной комиссии;

  2. уведомление регистрирующего органа  о ликвидации предприятия, согласование с ним решения о ликвидации и состава ликвидационной комиссии;

  3. переоформление карточки с образцами  подписей в банке; 

  4. публикация заявления о ликвидации;

  5. уведомление работников и проведение  комплекса мероприятий по увольнению работников;

  6. извещение налоговой инспекции,  внебюджетных органов и органа  Госкомстата о ликвидации;

  7. выявление кредиторов и их  письменное уведомление о ликвидации;

  8. выявление дебиторов и принятие  мер по взысканию дебиторской  задолженности;

  9. составление промежуточного ликвидационного  баланса и его утверждение; 

  10. продажа имущества; 

  11. выплата денежных сумм кредиторам;

  12. составление ликвидационного баланса  и его утверждение; 

  13. получение согласований внебюджетных  фондов и органа Госкомстата;

  14. получение с согласования налоговой  инспекции; 

  15. передача оставшегося имущества  акционерам (участникам);

  16. закрытие счета в банке; 

  17. получение согласования Комитета  по управлению имуществом в  случаях, определенных законодательством;

  18. передача материалов в орган,  осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц  для исключения ликвидационного  предприятия из единого государственного  реестра и уничтожение печати;

  19. получение в регистрирующем органе  свидетельства о ликвидации. 

  Основания и порядок ликвидации ООО

  Ликвидация  юридического лица представляет собой  прекращение его функционирования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 ст.61 ГК РФ).

  Ликвидация  юридического лица может быть осуществлена по решению учредителей (участников), т. е. добровольно, и по решению суда, т. е. принудительно.

  Основаниями добровольной ликвидации ООО являются окончание срока деятельности организации  и достижение цели, ради которой  было создано общество.

  Это касается обществ, в содержании устава которых указана основная цель их создания и установлен период действия юридического лица (5 лет, 8 лет, 10 лет и т. д.).

  Решение о добровольной ликвидации, принятое уполномоченными органами в соответствии с учредительными документами общества, должно быть оформлено протоколом собрания участников. При ликвидации филиала, кроме протокола, вышестоящий орган управления издает приказ, в котором указываются основания, порядок и сроки ликвидации, а также состав ликвидационной комиссии.

  Нередко в деятельности обществ с ограниченной ответственностью встречаются случаи, когда учредителями не выполняется  решение о добровольной ликвидации согласно уставу, что приводит к  спорам с органами, осуществляющими  государственную регистрацию юридических лиц. Регистрационные палаты обращаются в суды с исками о принудительной ликвидации обществ.

  Однако  практика разрешения таких споров (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.01.2000 N 50) показывает, что  подобная ситуация не является основанием для возбуждения иска, если в деятельности общества не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

  Рассмотрим  основания принудительной ликвидации ООО.

  1. Признание судом недействительной  регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

  Это может быть обнаружено либо сразу  после создания общества, либо в  процессе его функционирования.

  Например, после регистрации ООО, учредителем  которого являлось физическое лицо, при  проверке органами местного самоуправления паспортных данных учредителя был установлен факт их фальсификации. Физического  лица по месту жительства и созданного ООО по указанному юридическому адресу не оказалось, что явилось основанием для предъявления в суд иска о принудительной ликвидации общества.

  В практике арбитражных судов возникают  вопросы, связанные с разрешением  споров о ликвидации юридических  лиц в соответствии с исками государственных налоговых инспекций. Имеются в виду случаи, когда после регистрации общества так и не начинали своей деятельности либо прекращали ее.

  В подобных ситуациях суды руководствуются  ст.180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а именно нормами _2 гл.X, регулирующими проведение процедуры банкротства отсутствующего должника (п.10 информационного письма Президиума ВАС N 50). При этом заявитель должен представить доказательства, подтверждающие фактическое прекращение деятельности юридического лица в виде справок учреждений банков, в которых были открыты счета зарегистрированного общества, сведений налоговых органов о неисполнении юридическим лицом налоговых обязательств в течение последних 12 месяцев.

  2. Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

  Лицензирование  отдельных видов деятельности регулируется Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ (ред. от 12.05.2000).

  В соответствии со ст.7 названного закона лицензия выдается на каждый лицензируемый  вид деятельности. Если юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии юридическое лицо прекратило этот вид деятельности.

  Возможно  признание иска о ликвидации организации  в связи с аннулированием лицензии. Например, при обращении Банка  России в арбитражный суд с  иском о ликвидации кредитной  организации, у которой была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, иск был удовлетворен, поскольку в течение одного месяца с момента отзыва лицензии организация не создала ликвидационную комиссию.

  3. Осуществление деятельности в  нарушение закона.

  В соответствии с п.9 Временных правил аудиторской деятельности в РФ аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельностью. Осуществление аудиторской фирмой видов деятельности в нарушение законодательства служит основанием для искового заявления о ликвидации фирмы.

  Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократным  нарушением закона принимается с  учетом всех обстоятельств дела, включая  оценку характера допущенных юридическим  лицом нарушений и вызванных ими последствий.

  Так, в информационном письме от 13.01.2000 N 50 рассмотрена ситуация, характерная  для обществ с ограниченной ответственностью.

  В арбитражный суд обратилась государственная  налоговая инспекция с иском  о ликвидации организации, которая допустила повторное нарушение Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин". Истец обосновал свои требования на ст.6 названного закона, предусматривающей при выявлении повторного нарушения предприятием его положений обязанность налоговых органов обращаться с иском в суд о ликвидации данного юридического лица.

  Суд, оценив характер допущенных ответчиком нарушений, не признал их достаточным  основанием для принятия решения  о ликвидации юридического лица. Суд  принял во внимание и то обстоятельство, что ответчик являлся единственным торговым предприятием в населенном пункте и его ликвидация могла привести к негативным последствиям для проживающих там граждан (п.13 информационного письма Президиума ВАС N 50). В результате иск о ликвидации юридического лица не был удовлетворен.

  Если  имеются нарушения юридическим  лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему  принять меры по устранению этих нарушений.

  Например, в случае нарушения сроков взноса вкладов в уставный капитал ООО органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, могут обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о ликвидации общества. Суд до принятия решения о ликвидации может предоставить обществу возможность устранения допущенного нарушения. Учредителям (участникам) общества предоставляется возможность изменения состава учредителей и имущественных вкладов, а также принять ряд других мероприятий, направленных на сохранение юридического лица.

  4. Нарушение требований п.3 ст.7 Закона N 14-ФЗ, согласно которой число участников ООО не должно быть более пятидесяти.

  Если  число участников общества превысит установленный предел, ООО в течение  года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив либо сократить число участников до установленного предела. В противном случае общество может быть ликвидировано в судебном порядке.

  5. Несоблюдение требований п.3 ст.20 Закона N 14-ФЗ в части стоимости  чистых активов общества, а именно:

  если  по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

Информация о работе Ликвидация предприятий