Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:01, реферат
В настоящее время в Европе на каждого чиновника Европейской комиссии (за исключением лингвистов и секретарей) приходится один человек, работающий в сфере представительства интересов. В наиболее развитых странах число институтов представительства интересов, с которыми имеют дело органы общественного управления, достигло непропорциональных размеров.
Люди и организации,
заинтересованные в обладании ключевыми
ресурсами влияния, образуют замкнутые
группы лиц, реально участвующих
в определении политической стратегии.
Данный обзор анализирует их сферы
интересов, структуры и ресурсы
влияния.
В настоящее
время в Европе на каждого чиновника Европейской
комиссии (за исключением лингвистов и
секретарей) приходится один человек,
работающий в сфере представительства
интересов. В наиболее развитых странах
число институтов представительства интересов,
с которыми имеют дело органы общественного
управления, достигло непропорциональных
размеров.
«Представители
интересов, или свои люди» обладают
монопольным доступом к общественной
политике, в то время как в основных
политических вопросах такие группы
оперируют на более многоуровневых
полях с другими типами интересов.
Влияние представителя
интересов на общественные дела зависит
прежде всего от того, насколько
необходимым ему удается стать,
предлагая те ключевые ресурсы, в
которых нуждается
Использование
или участие в группах интересов представляет
собой один из путей, благодаря которому
организации управляют своей внешней
политической средой. Группы интересов
можно проранжировать от частных групп
организованных фирм до общественных
групп, открытых для любого желающего
присоединиться к ним. Организациям легче
организовываться, чем индивидуумам, поскольку
у организаций больше ресурсов.
Другой фактор,
определяющий силу влияния представителей
интересов, — это способность
оказывать давление на определенные
круги. В настоящее время наблюдается
увеличение числа признаков, свидетельствующих
о стремлении общественных властей управлять
взаимодействием с носителями внешних
интересов.
Внешняя политическая
среда бизнеса
Проблема исследования
групп интересов занимает ключевое
место в сфере наук об управлении, поскольку
именно группы интересов предлагают фирмам
те средства, которые помогают им эффективно
функционировать во внешней политической
среде. Однако в течение долгого времени
она оставалось прерогативой преимущественно
политической науки.
Политическая
деятельность фирм осуществляется ими
индивидуально, в форме коллективной
деятельности: либо посредством участия
в формальных или неформальных временных
альянсах которые вообще могут не
иметь никакой сколько-нибудь четкой
структуры, как, например, клуб людей, собирающихся
время от времени пообедать.
Как правило, именно
наименьшие из малых фирм и предприятий
сталкиваются с такими основными
проблемами выживания, как отсутствие
ресурсов для того, чтобы либо действовать
коллективно, либо самим взаимодействовать
со своим внешним политическим окружением.
И наоборот, ни одна крупная фирма не была
бы в состоянии поддерживать свое существование
в прежнем виде, если бы она игнорировала
те политические условия, которые могли
бы оказать влияние на перспективу ее
развития в будущем.
Табачная фирма
в один прекрасный момент обнаружит,
что ее основной товарный рынок подорван
социальным законодательством; производитель
бумаги столкнется с недопустимым ограничением
размеров прибыли в результате принятия
нового законодательства по проблемам
окружающей среды; отрасль производства,
находящаяся в состоянии спада, получит
время для диверсификации при поддержке
со стороны общественности; новые возможности
для развития может получить даже целая
совокупность промышленных отраслей за
счет общественных инициатив. Вот почему
любое крупное предприятие инвестирует
ресурсы в управление своими общественными
делами, когда создавая специально предназначенные
для этой цели организационные подразделения,
а когда и нанимая специальную фирму, занимающуюся
вопросами общественных дел, или принимая
участие в той или иной форме коллективной
деятельности.
Самые крупные
из предприятий, действующих в наиболее
значимых производственных секторах,
могут придерживаться позиции, что
они в состоянии решать свои проблемы
самостоятельно. Но даже и в этом случае
вряд ли найдется хотя бы одна крупная
фирма, не заинтересованная в участии
в групповом объединении какого-либо рода,
даже если из-за этого произойдет ограничение
основного бизнеса.
Но и при
этих условиях предприятия могут
приходить к необходимости
Предприятия присоединяются
к деятельности групп интересов с целью
продвижения и защиты своих выгод, прежде
всего в сфере общественной политики,
т. е. в тех областях, где они могут как
подвергнуться серьезной угрозе, так и
получить необходимую им поддержку. Они
участвуют в этом, чтобы удовлетворить
требования органов общественной власти
по упрощению определения и реализации
общественной политики; они используют
группы интересов как средство экономической
разведки, средство сбора данных о политическом
и экономическом окружении, а также иногда
для получения доступа к товарам и услугам
на льготных условиях.
Например, в марте
1994 г. французское предприятие по
производству автомобилей Пежо/Ситроен
пришло к выводу, что если фирма
хочет и впредь оставаться прибыльной,
то нельзя далее оставаться вне сотрудничества
с Европейской ассоциацией производителей
автомобилей (АСЕА). Аналогично действуют
и некоторые американские фирмы, пользующиеся
репутацией «вольных игроков»; на деле
они признают необходимость коллективных
действий, прежде всего в целях защиты
и продвижения своих интересов в сфере
общественной политики.
Отказ от принадлежности
к влиятельной ассоциации может
иметь опасные последствия для
предприятия, подвергая его риску
столкнуться с конкурентами, действующими
коллективно и принимающими совместные
решения, которые могут оказаться губительными
для интересов фирмы, остающейся за пределами
их коллективного соглашения. Комментируя
эту ситуацию, исследователи А. Г. Джордан
и А. М. Маклахлен замечают: «Вольный игрок
не может рассчитывать, что он удержит
ситуацию под контролем».
Спектр групп
интересов зависит от типа предприятий
и содержит множество форм, начиная
с частных объединений
Ключевым моментом
в понимании влияния, оказываемого
группами интересов на определение
и реализацию общественной политики, является
наличие / отсутствие «переговорных козырей».
Предприятия и производственные отрасли,
обладающие наибольшим числом таких козырей,
могут сделаться незаменимыми и тем самым
значительно повлиять на определение
и реализацию общественной политики. И,
что важно отметить, эти ресурсы обеспечивают
достижение наибольшего эффекта при хорошей
организации.
Информация и
экспертиза
Общественная
политика формируется на основе информации.
Например, в Европейской комиссии
имеется только один человек, ответственный
за многомиллионную страховую индустрию
Европы (ECU). Такое положение дел приводит
к сильной перегрузке бюрократического
аппарата, попадающего в зависимость от
знания, предоставляемого представителями
частных групп интересов. Один чиновник
прокомментировал эту ситуацию следующим
образом:
«Начнем с того,
что он (чиновник Европейской комиссии)
— очень одинок, смотрит на лежащий
перед ним чистый лист бумаги, недоумевая,
чем же его нужно заполнить. На
самой ранней стадии лоббизм предлагает
великолепную возможность для ясного
понимания того, какой должна быть его
политика, а в конечном итоге — и того,
как оформить это понимание на бумаге.
Как правило, разработчик нуждается в
идеях и информации, качество которой
имеет важное на этой стадии работы значение.
Ценным поставщиком качественной информации
является лоббист».
Некоторые из отчетов
Европейской комиссии на деле составлены
отраслевыми объединениями и
предприятиями. Предпринимательские
группы интересов часто обладают
монополией на информацию и экспертное
знание, что дает им эксклюзивный и свободный
от конкуренции доступ к общественной
политике. Если она основана на технически
несовершенной информации, то ее никак
нельзя назвать качественной, а обладание
живой и надежной информацией может гарантировать
возможность влияния на определение общественной
политики.
Сила денег
и ценность престижа
Существуют компании,
в распоряжении которых находится
ресурсов больше, нежели в отдельных
странах; к примеру, состояние компании
Форда больше, нежели валовой внутренний
продукт республики Ирландия. Можно сказать,
что экономическая значимость таких компаний
обязывает их быть влиятельными политическими
силами. Те, кто определяют общественную
политику, зависят от бизнеса. Такие ключевые
факторы, как проблема занятости, торговый
баланс, обеспечение благосостояния и,
конечно, популярность общественных институтов
(включая правящие партии), зависят от
деловой активности.
Некоторые промышленные
отрасли являются столь могущественными,
что им даже не нужно демонстрировать
свою мускулатуру для того, чтобы их значение
учитывалось. На локальном уровне, например,
процветание какого-нибудь небольшого
городка может целиком зависеть от одного-единственного
работодателя, а стало быть, его интересы
автоматически будут учитываться местными
политиками; точно так же существуют страны,
в которых предприятия, создающие основную
часть богатства, обладают не менее сильным
уровнем влияния. Как замечает С. Линдблом,
в государственной политике бизнес изначально
занимает привилегированное положение.
Статусные ресурсы
также могут быть весьма значимы
для получения доступа к
Реализация интересов
Объединения производителей
(например фермерские ассоциации) являются
весьма могущественными активно
действующими субъектами в сфере
общественной политики, поскольку обладают
значительными земельными ресурсами.
Национальные (и региональные) министерства
поступали бы весьма неосмотрительно,
если бы, пытаясь проводить политику землепользования,
отказались от переговоров с фермерами,
поскольку именно от них зависит, окажется
политика жизнеспособной или потерпит
неудачу.
История индустриального
саморегулирования весьма пестра, но именно
его институты могут предоставить правительствам
фактически свободный от затрат, надежный
и гибкий механизм устранения противоречий
между производственными и общественными
интересами, снимая в то же самое время
с них (правительств) всякую ответственность.
Для промышленников
институт саморегулирования обеспечивает
поддержание контроля над делами,
потребителям он предоставляет быстрые
и бесплатные механизмы компенсации.
К примеру, в туризме интересы
правительства, производства и потребителя
совмещаются в рамках схем взаимного страхования,
гарантирующего возмещение убытков туристам,
воспользовавшимся услугами турфирмы,
объявившей о своем банкротстве. Кроме
того, институту саморегуляции отдают
предпочтение те партии, которые придерживаются
идеологии отказа от «большого правительства»
(слишком влиятельного); в странах, где
к власти пришли правительства, идеологически
близкие к их установке, эти партии становятся
превалирующим механизмом реализации
государственной политики. В свою очередь,
это предоставляет возможность объединениям,
организованным на основе частных интересов,
оказывать влияние на государственную
политику. Их популярность подчеркивается
тем фактом, что в последнее время они
все чаще используются транснациональными
органами управления и высокоорганизованными
группами интересов для регулирования
производственных отношений.
Например, EFPI, European
pharmaceutical industry federation (Европейская федерация
производителей фармакологических
препаратов), путем создания кодекса
саморегуляции и обеспечения согласия
участников федерации с его положениями
смогла вполне успешно противодействовать
рекомендации Европейской комиссии, которая
предложила план регуляции рынка медицинских
препаратов самими врачами. «Передача»
общественных функций в руки групп частных
интересов в некоторых случаях приводила
к исчезновению границ между интересами
общественного и частного секторов.