Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:06, доклад
Целью данной работы является: выявление особенностей становления малого предпринимательства, определение перспектив его развития, изучение механизма создания, регулирования и поддержки развития малого производственного предпринимательства.
Введение 2
Глава 1. Малое предпринимательство в рыночной экономике 3
1.1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике. 3
1.2 Субъекты малого предпринимательства 6
1.3 Виды и формы малого предпринимательства 8
Глава 2. Управление в малом предпринимательстве 12
2.1 Механизм создания малых предприятий. 12
2.2 Основы управления малым предприятием 14
2.3 Этапы развития малого предпринимательства 15
2.4 Система государственной поддержки регулирования малого предпринимательства. 16
Приложения 18
Заключение 24
Список литературы 25
коммерсантам сохранять свою независимость, финансовую самостоятельность и личную заинтересованность в ассоциированной торговле.
Глава 2. Управление в малом предпринимательстве
2.1 Механизм создания малых предприятий
В Литературе по предпринимательству выделяют следующие этапы создания собственного дела:
1. Возникновение и обоснование идеи о занятии определённым видом предпринимательской деятельности;
2. Постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;
3. Формирование конкретного решения об открытии своего дела в организационно - правовой форме;
4. Подбор надёжных и квалифицированных соучредителей нового дела;
5. Определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования фирмы;
6. Разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;
7. Проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников и др.
8. Разработка обоснованного бизнес - плана;
9. Государственная регистрация фирмы в установленном порядке;
10. Постановка на учёт в налоговом органе по месту нахождения фирмы (месту жительства индивидуального предпринимателя);
11. Регистрация своей фирмы в уполномоченных территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ, Фонда социального страхования РФ и Государственного фонда занятости населения РФ;
12. Открытие в установленном порядке в любом банке расчётных (текущих) и других счетов;
13. Заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;
14. Получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) па осуществление отдельных видов деятельности;
15. Проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям; определение методов формирования цен на продукцию или услуги;
16. Заключение договоров поставки, купли - продажи товаров (услуг) с потребителями;
17. Проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);
18. Организация учёта доходов и расходов в соответствии с нормативными документами Минфина РФ и другие.
Безусловно, все этапы создания собственного дела крайне важны, но решающий, на мой взгляд – это обоснование предпринимательских идей, так как именно на этом этапе выявляются мотивы предпринимателей заниматься тем или иным видом деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.). Помимо наличия идей время, потраченное на их реализацию должно ограничиваться конкретными сроками, а поставленные цели и задачи непременно отражены в конечном результате. Важным этапом создания собственного дела является этап решения вопросов, связанных с финансовой частью для формирования уставного (складочного) капитала, а также связанные с ним вопросы приобретения сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы и других факторов производства.
2.2 Основы управления малым предприятием.
Первый этап развития малого предприятия отражает такие характеристики как определение миссии предприятия на рынке, разработка продукта, маркетинговой стратегии вывода товара на рынок, неформальная организационная структура и малочисленный штат. Управление на этом этапе характеризуется выраженным лидерством руководителя, а основным методом управления является централизованное руководство всеми процессами, которые происходят на предприятии. Второй этап характеризуется формированием организационной структуры, четким планированием производственной деятельности, формализацией обязанностей и бюрократизацией производственных отношений. Расширение штата работников и дифференциация производственных функций требуют, в свою очередь, профессионального менеджмента. Поэтому доминирующим методом управления предприятием является бюрократический метод. Для третьего этапа развития предприятия характерно усложнение организационной структуры, углубление дифференциации функций, образование новых отделов, рост численности сотрудников. На четвертом этапе развития предприятия актуализируется поиск и внедрение инновационных решений, направленных на сохранение конкурентного преимущества на рынках. Характерными чертами этого этапа является децентрализация и дебюрократизация управления. В структуре предприятия выделяются стратегические подразделения, обладающие оперативной самостоятельностью, значительно возрастает штат работников в технологических подразделениях. В качестве методов управления, свойственных этому этапу применяются методы, основанные на координации и коллективном управлении и контроле. Молодым предприятия свойственна большая гибкость и адаптации к постоянно меняющимся условиям и менее контролируемость. Предприятия на более поздних стадиях развития, имеющие уже слаженную команду и достаточный опыт более консервативны в принятии решений, менее гибки, но более контролируемы. Тем не менее, малое предприятие сможет функционировать достаточно долго и эффективно, если методы управления адекватны решаемым задачам.
2.3 Этапы развития малого предпринимательства
Этап I - 1987-1994 годы - период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства, как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов. Этап II - 1995 год - август 1998 года - период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации. Этап III - август 1998 года - 2000 год - период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия. В настоящее время разрабатываются упрощённые процедуры регистрации субъектов малого предпринимательства, различные государственные программы, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
2.4 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. Проблемы и перспективы развития
Очевидные сокращения оборота малых предприятий по видам экономической деятельности, отражают серьёзные изменения, произошедшие в период с I квартала 2008 г. по I квартал 2009 г., которые отображены в приложением (приложение №6). «В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд. руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2%». «Во II квартале 2009 г. Правительство Российской Федерации и общественные организации не только активно участвовали в реализации ранее запланированных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в России, но и рассматривали новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и дальнейшего функционирования предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ)». Среди них стоит отметить:
-принятие решения об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей, «напомним, что данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР)
-принято решения о корректировке параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительно запланированных, «кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под 10,5–10,7% годовых.
-принятие решения о внедрении программы рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров. Сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам МСБ, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР.
-утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы.
На федеральном уровне власти часто рассуждают о приоритете, роли и важности малого предпринимательства, а также необходимости его всесторонней поддержки. На деле проблемы малого бизнеса остаются не решёнными. Не смотря на достаточное количество различных учреждений, занимающихся вопросами малого предпринимательства, «в том числе Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. Не изменил положения и новый закон 2008 года о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса.
Приложение №1. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ*) - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ в 2008 году
| Малые предприятия | в том числе микропред-приятия |
Число предприятий (на конец года), тыс. | 1347,7 | 1065,0 |
Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. человек | 10436,9 | 4219,8 |
Средняя численность внешних совместителей**), тыс. человек | 690,5 | 387,5 |
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера**), тыс. человек | 284,7 | 68,3 |
Оборот предприятий **) , млрд.руб. | 18684,8 | 8591,3 |
Инвестиции в основной капитал**), млрд. руб. | 472,3 | 154,9 |
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Заключение
В заключение, стоит отметить, что развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда. В этом свете нельзя недооценивать роль международных торговых организаций при налаживании и поддержании международной торговой политики. Ведь система ВТО уравнивает шансы для всех участников международного товарообмена, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах, а также способствует укреплению международной стабильности. За всю свою историю существования система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам. Сложно сказать, в каком ключе развивалась бы внешняя торговля России, если бы она была членом ВТО - безусловно, даже в такой большой бочке меда найдется ложка дегтя но, тем не менее, нельзя отрицать что данное членство намного упрочит положение России в глазах стран-партнеров, добавит веса на международной экономической и политической арене, позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - Юрист, 2010.
2. Куренков Ю., Попов В. Вопросы экономики, 2008.
3. В.Е. Рыбалкина Международные экономические отношения: Учебник ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4. А.С. Булатова Мировая экономика: Учебник М.: Юрист, 2009