Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:15, реферат
В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.
В современном
понимании менеджер - это руководитель или управляющий,
занимающий постоянную должность и наделенный
полномочиями в области принятия решения
по конкретным видам деятельности фирмы,
функционирующей в рыночных условиях.
Предполагается, что принимаемые менеджером
решения являются обоснованными и вырабатываются
на базе использования новейших методов
управления: многовариантных расчетов
с помощью компьютерной техники.
Термин "менеджер"
имеет довольно широкое распространение
и употребляется применительно:
• К организатору конкретных видов работ
в рамках отдельных подразделений или
программно-целевых групп;
• К руководителю предприятия в целом
или его подразделений (управлений, отделений,
отделов);
• К руководителю по отношению к подчиненным;
• К администратору любого уровня управления,
организующего работу в соответствии
с современными методами.
Процесс управления
состоит из четырех взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации
и контроля.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает
решение о том, какими должны быть цели
организации и что должны делать члены
организации, чтобы достичь этих целей.
По сути своей функция планирования
отвечает на три следующие основные вопроса:
4. Где мы находимся в настоящее время?
5. Куда хотим двигаться?
6. Как мы собираемся сделать это?
Посредством планирования
руководство стремится установить основные
направления усилий и принятия решений,
которые обеспечат единство цели для всех
членов организации. Другими словами, планирование - это один из
способов, с помощью которого руководство
обеспечивает единое направление усилий
всех членов организации к достижению
ее общих целей. Планирование в организации
не представляет собой отдельного одноразового
события в силу двух существенных причин.
Во-первых, хотя некоторые организации
прекращают существование после достижения
цели, ради которой они первоначально
создавались, многие стремятся продлить
существование как можно дольше. Поэтому
они заново определяют или меняют свои
цели, если полное достижение первоначальных
целей практически завершено. Вторая причина,
по которой планирование должно осуществляться
непрерывно, - это постоянная неопределенность
будущего. В силу изменений в окружающей
среде или ошибок в суждениях, события
могут разворачиваться не так, как это
предвидело руководство при выработке
планов. Поэтому планы необходимо пересматривать,
чтобы они согласовывались с реальностью.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовывать -
значит создавать некую структуру.
Существует много элементов, которые необходимо
структурировать чтобы организация могла
выполнять свои планы и тем самым достигать
своей цели. Одним из этих элементов является
работа, конкретные задания организации.
Поскольку работы выполняют люди, другим
важным аспектом функции организации
является определение, кто именно должен
выполнять каждое конкретное задание
из большого количества таких заданий,
существующих в рамках организации, включая
и работу по управлению. Руководитель
подбирает людей для конкретной работы,
делегируя отдельным людям задания и полномочия
или права использовать ресурсы организации.
Эти субъекты делегирования принимают
на себя ответственность за успешное выполнение
своих обязанностей. Поступая таким образом,
они соглашаются считать себя подчиненными
по отношению к руководителю.
МОТИВАЦИЯ. Руководитель всегда должен помнить,
что даже прекрасно составленные планы
и самая совершенная структура организации
не имеют никакого смысла, если кто-то
не выполняет фактическую работу организации.
И задача функции мотивации заключается
в том, чтобы члены организации выполняли
работу в соответствии с делегированными
им обязанностями и сообразуясь с планом.
Руководители всегда осуществляли функцию
мотивации своих работников, осознавали
они это сами или нет. Раньше считалось,
что мотивирование - это простой вопрос,
сводящийся к предложению соответствующих
денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые
усилия. На этом основывался подход к мотивации
школы научного управления.
Исследования в области поведенческих
наук продемонстрировали несостоятельность
чисто экономического подхода. Руководители
узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего
побуждения к действиям, является результатом
сложной совокупности потребностей, которые
постоянно меняются.
В настоящее время мы понимаем, что для
того, чтобы мотивировать своих работников
эффективно руководителю следует определить,
каковы же на самом деле эти потребности,
и обеспечить способ для работников удовлетворять
эти потребности через хорошую работу.
КОНТРОЛЬ. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.
РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ. Касаясь содержания работы менеджера,
Минцберг находит еще одну общую черту
управленческой работы - роли руководителя.
Роль, по его определению, является «набором
определенных поведенческих правил, соответствующих
конкретному учреждению или конкретной
должности».
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей,
которые, по его мнению, принимают на себя
руководители в различные периоды и в
разной степени. Он классифицирует их
в рамках трех крупных категорий: межличностные
роли, информационные роли и роли по принятию
решений. Как указывает Минцберг, роли
не могут быть независимы одна от другой.
Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют
для создания единого целого. Межличностные
роли вытекают из полномочий и статуса
руководителя в организации и охватывают
сферу его взаимодействий с людьми. Эти
межличностные роли могут сделать руководителя
пунктом сосредоточения информации, что
дает ему возможность и одновременно заставляет
его играть информационные роли, и действовать
в качестве центра обработки информации.
Принимая на себя межличностные и информационные
роли, руководитель способен играть роли,
связанные с принятием решений: распределение
ресурсов, улаживание конфликтов, поиск
возможностей для организации, ведение
переговоров от имени организации. Все
эти 10 ролей, взятых вместе, определяют
объем и содержание работы менеджера,
независимо от характера конкретной организации.
Роли, связанные
с принятием решений. Менеджер определяет направление
роста организации. При этом он изыскивает
для этого возможности как внутри организации,
так и за ее пределами; разрабатывает и
запускает проекты по совершенствованию,
приносящие изменения; контролирует разработку
определенных проектов. Когда организация
сталкивается с неожиданными нарушениями,
менеджер отвечает за корректировочные
действия. Он отвечает за распределение
всевозможных ресурсов организации. Представляет
организацию на всех значительных и важных
переговорах.
Информационные
роли. Менеджер собирает разнообразную
информацию (в основном текущую) специализированного
характера о внешней и внутренней среде
организации, которую использует в интересах
своего дела; выступает как нервный центр
внутренней и внешней информации, поступающей
в организацию. Распределяет полученную
информацию в виде фактов и нормативных
установок между подчиненными, разъясняет
политику и основные цели организации.
Передает информацию для внешних контактов
организации относительно планов , политики,
действий, результатов работы организации,
действует как эксперт по вопросам данной
отрасли.
Межличностные роли. Главный руководитель - Менеджер – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера.
Лидер - Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников.
Связующее звено - Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги.
Три следующие черты эффективного руководителя – эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность.